О.Атахан: Исламская революция в Азербайджана реальна? 13:26 20.11.2008
Исламская революция в Азербайджана реальна?
После нынешней победы действующего президента на президентских выборах с еще большей актуальностью встал вопрос о том, а вообще способен ли проиграть нынешний режим на выборах, будь то президентские или парламентские?... Возможно. Но только не нынешней официально признанной за таковую "оппозиции", то есть только не той оппозиции, которая вышла из шинели Народного фронта и представленной сегодня партиями "Ени Мусават", Народного фронта "Милли истиглал", Демократической и все остальные вкупе с теми политическими силами, которые затем откололись от нынешнего режима в лице Лалы Шовкет Гаджиевой, Расула Гулиева и Эльдара Намазова и иже с ними. Им нынешний режим никогда не проиграет. Но он реально может проиграть двум силам - это исламская "революционная" сила и пока еще существующая лишь в потенции реальная оппозиция, которую не признает как нынешний режим, так и нынешняя официозная разномастная и разношерстная "оппозиция". Если принять во внимание, что этой "реальной оппозиции" сегодня как политической силы фактически не существует и вряд ли в условиях нынешнего двойного противостояния как со стороны нынешнего режима, так и официозной "оппозиции" может быть сформирована, то остается лишь одна сила, которой нынешняя власть не только на выборах, но и в любой момент может проиграть, уступив ей свое место - это силы набирающей оборот в Азербайджане исламской революции.
Лица, которые сегодня идут в авангарде этой силы, всем известны, их приглашают на телевидение, им предоставляют для статей и интервью свои развороты СМИ. Их функция представить возможный исламский режим как цивильный, гуманный, народный, справедливый, то есть более привлекательный, чем нынешний режим.
В этом смысле, затрагивая вопрос привлекательности религии в сегодняшнем Азербайджане, необходимо провести трезвые различия среди мотивации различной категории людей, приписывающих себя к верующим.
Есть люди, которые по неведению именно в религии видят национальные традиции и обычаи. Те, кто просто хотят как-то устроиться и хотя бы этим путем заработать. Те, кто в принадлежности к религиозной общине видят возможность политического или морального протеста против существующего режима власти. Кто-то в принадлежности к религиозной общине находит некую защищенность от одиночества, от собственного безволия и жизненной слабости. Кто-то в искренних поисках Бога полагает, что именно в религиозной общине можно найти искомого Бога. Кто-то хочет выделиться и одной своей религиозностью привлечь к себе уважение людей. Кто-то через приобщение к религиозной общине в условиях безработицы и конкуренции рабочей силы пытается найти надежное, гарантированное религиозной братией рабочее место или же утвердиться на уже занимаемом рабочем месте. Кто-то в приверженности к религиозной общине и в соблюдении религиозных культов видит наиболее легкий путь обустройства своей личной семейной жизни. И т.д. и т.п. И наконец, есть люди, которым не важно, на кого работать - на религию, на фашистов, на коммунистов, лишь бы платили и способствовали удовлетворению их лидерских амбиций.
Теперь о реакции людей... Кто с кем переспал и кто сколько украл, интересует всех, но вопрос, куда мы идем и что нас ждет завтра, к сожалению, волнует менее чем один процент населения. Таким образом, коррупция, казнокрадство, лицемерие и лизоблюдство, монополии как в экономике, так и на телевидении, чиновничий беспредел, ограничения в области свободы слова и собраний порой становятся настолько невыносимыми, что волей-неволей способны подтолкнуть человека в объятия религии, с ее искомой исламской революцией, или же к согласию с этой самой религией опять же с ее искомым исламским режимом, в надежде, что, быть может, при таком режиме не будет всего нынешнего беспредела, с его коррупцией, чиновничьим воровством и приписками и т.д. и т.п: Но при этом опять же вспоминается уже однажды пережитый тоталитарный режим - коммунистическая власть, с ее фальшью, ложью, формализмом, цензурой и т.д. И тогда задумываешься над тем, что при всей своей относительной чистоте исламский режим - скорее всего (и это наглядно подтверждает исламский режим в Иране), будучи таким же тоталитарным режимом, как и коммунистический, в равной степени готовит аналогичные "сюрпризы" для его апологетов и сторонников. И тогда, если ты думающий человек, волей-неволей попадаешь в ситуацию Буриданова осла, когда хоть и знаешь прекрасно гениальную пословицу о том, что "из двух зол выбирают меньшее", но так и не можешь определить, что все-таки является меньшим, а что большим злом.
Октай АТАХАН, лидер Гуманистической партии Азербайджана (http://okataxan.livejournal.com/)
№ 214(1936) Чт., 20 Ноября 2008
|