Смешались люди, кони, копья... В Казахстане сняли очередной исторический кино-роман - "Махамбет" (рецензия) 11:10 21.11.2008
Ты разве хан , что Богом дан?
Информационный показ фильма "Махамбет" можно было сравнить с драгоценным камнем, найденным под землей. Сквозь приставшую к нему грязь можно все же различить, что вещь дорогая. Только чтобы увидеть, как камень сияет на солнце, его еще нужно как следует отшлифовать. Безусловно, создателям картины есть над чем работать. О фильме "Махамбет" говорили уже не раз. О том, что начнутся съемки этой исторической картины, стало известно еще в 2004 году, когда страна отмечала 200-летний юбилей великого борца за справедливость поэта Махамбета Утемисова. Интерес к работе Тауекела подогревало главным образом то, что сценарий взялся написать сам Олжас Сулейменов. - Личностью Махамбета я интересовался давно, - говорит Олжас Омарович. - Мы начали работать, я привлек к съемкам Сергея Бодрова. Он даже снял один эпизод, а сам я участвовал в монтаже. Надеюсь, к декабрю мы выведем фильм на пленку. В разрезе противоречивых событий 40-х годов XIX века рассказывается о судьбе трех друзей, оказавшихся по разные стороны баррикад: полководца Исатая Тайманова, поэта Махамбета Утемисова и хана Жангира. Когда-то Махамбет дружил с Жангиром, видя в нем справедливого и доброго человека, но когда последний стал принимать необдуманные решения и вести политику, направленную против народа, их прежним отношениям пришел конец. Уже потом, когда акын потеряет своего верного друга Исатая, встретившись с ханом, мастер слова скажет ему в глаза: "Ты разве хан, что Богом дан? Ты - лютый волк". Первое, что хочется отметить в этой картине, - это великолепная операторская работа. Закаты, будто окрашенные в оранжевый цвет невидимой небесной кистью, маковое поле, в котором так хочется затеряться, и трогательное утиное семейство, плывущее по реке. Кажется, что каждая сцена создана человеком, по-настоящему влюбленным в природу Казахстана. Ведь перед режиссером стояла задача - прекрасные виды нашей республики. Видно, что создатели фильма не поскупились. По словам самого Тауекела, бюджет картины составил около 5 миллионов долларов. Одним из самых эффектных сцен стал эпизод восстания, когда в одной всеобщей мясорубке оказались люди, кони, копья. Едва лишь утих звон мечей и грохот пушек, бескрайняя степь была усеяна тысячами тел мужественных воинов, погибших во имя идеи. И все же хочется сказать, что при просмотре некоторых моментов возникает эффект дежа вю. Например, когда режиссер, желая показать зрителю, насколько огромным было количество воинов, задействованных в кровавой битве, выстроил их в одну шеренгу на фоне исчезающего за горизонтом солнца. В общем, когда наблюдаешь за подобными сценами, ловишь себя на одной простой мысли: "Где-то я уже это видела". И понимаешь, что отдельные моменты, показавшиеся вначале режиссерской находкой, были откуда-то позаимствованы. Роль Махамбета сыграл Берик Айтжанов, Исатая - Ерик Жолжаксынов, хана Жангира - Азис Бейшеналиев. Кажется, что только эти актеры попытались создать запоминающиеся образы. И лучше всех это сделал один из самых ярких актеров казахского кино Ерик Жолжаксынов. По ходу фильма ощущаешь, что все зрительское внимание сосредотачивается не на Махамбете, а на Исатае. Рядом с таким профессионалом, как Ерик Жолжаксынов, Айтжанов выглядит бледным отроком со взором горящим. На мой взгляд, одним из лучших эпизодов Жолжаксынова можно назвать сцену, когда его герой склоняется над телом волка, которое терзал охотничий орел, а в это время воспользовавшиеся рассеянным вниманием Исатая враги берут его в плен. По словам Сулейменова, в картине участвовал обученный орел, который приучен не выклевываеть глаза, а просто прижимать противника к земле. Кстати, на съемках картины ни один волк не пострадал. Однако сам Жолжаксынов не разделяет восторгов окружающих по поводу его участия в картине. - Во-первых, в фильме звучит не мой голос. Когда актер озвучивает своего героя, он должен чувствовать его образ, - говорит Жолжаксынов. - Я не смог этого сделать, значит, потеряно около 30-40 процентов моей игры. Я расстроен и высказал свои пожелания и замечания Олжасу Сулейменову. На эту картину нужно смотреть с философской стороны. Скорее, это фильм о том, чего не хватает нам в жизни. Наши великие предки, защищавшие родную землю, приносили с собой и любовь, и бескорыстную дружбу. Вот эти отношения, которые постепенно теряют свою значимость, актуальны, как никогда. Что касается Айтжанова, то ни в коем случае нельзя утверждать, что он плохой актер. Просто рядом с мэтром его игра кажется слабее. В сценах, где Жолжаксынов и Айтжанов играют вместе, последний оказывается в тени первого. В финале же, где показываются чувства между Махамбетом и его возлюбленной Баян, все-таки видишь, как может раскрываться актерский талант Айтжанова. Или когда он читает свои стихи. Кстати, в кулуарах поговаривали, что Махамбета должен был сыграть певец Беркут. Дескать, на эту роль его благословил сам Сергей Бодров. Однако, на мой взгляд, в исполнении казахстанского певца Махамбет получился бы не борцом за справедливость, а этаким сентиментальным героем-любовником. Когда смотришь сырой вариант картины, обращаешь внимание на плохое звучание и прочие недоработки, над которыми ее создателям еще предстоит потрудиться. Но в целом видишь, что фильм неплохой. - Вариант, который вы посмотрели, еще не окончательный, а промежуточный на хард-диске. Такие просмотры являются нормальным явлением. Нам нужно услышать мнение зрителей, почувствовать настроение нашей съемочной группы, поэтому мы и устроили этот показ, - говорит Сламбек Тауекел.
№ 220 (16606) от 21.11.2008 Ольга ХРАБРЫХ, Алматы
|