"Э-К": Заклятый друг , преданный враг. Кем был Мустафа Чокай? На экраны вышел новый казахстанский кинопроект 00:23 24.11.2008
Заклятый друг , преданный враг
Кем был Мустафа Чокай? Создателем Туркестанского легиона, действовавшим в угоду гитлеровским интересам, или человеком, который попытался повлиять на тяжелую судьбу соотечественников, оказавшихся в плену у немцев? Ответ на этот вопрос остается открытым до сих пор. Однако режиссер Сатыбалды Нарымбетов в своей картине "Мустафа Чокай", скорее, придерживается второй точки зрения.
Фильм Нарымбетова ждали долго. Это можно было понять по реакции зрителей, приглашенных на премьеру картины, которые штурмом брали кинотеатр. Режиссер создавал историю своего Мустафы в течение нескольких лет. Рассказывали, как фанатично преданный любимому делу Нарымбетов выходил на съемочную площадку с высокой температурой, причем когда на дворе стоял лютый мороз. Такой же самоотдачи он требовал и от других. Как признается исполнительница главной роли известная певица Карина Абдуллина (на фото справа), приходилось несладко. В процессе съемок солистка "Мюзиколы" даже сильно заболела. Поначалу она спорила с режиссером, часто жаловалась на тяжелые условия, в которых приходилось работать. Но, втянувшись в этот увлекательный процесс и поняв, что в таких трудностях и заключается простая жизнь киношника, она перестала выражать недовольство. Прошел почти год с тех пор, как в последний раз прозвучала фраза "Стоп, снято!", а Карина до сих пор скучает по тем счастливым временам. Надо сказать, что первый блин Карины Абдуллиной вышел не комом. - У нас с Марией очень много общего. Мне даже говорили, что я похожа на нее внешне. Но роднит нас прежде всего то, что мы обе музыканты. Ведь Мария Горина была оперной певицей. Я очень восхищаюсь этой великой женщиной и тем, что она сумела бросить все, стала скитаться вместе со своим супругом. Наверное, я похожа на эту героиню тем, что тоже умею любить, - улыбается Карина. - В этой картине мне особенно нравится сцена на балу, когда Мустафа просит Марию выйти за него замуж. В фильме "Мустафа Чокай" герой Азиса Бейшеналиева (на фото слева) показан, скорее, как нежный и любящий супруг, нежели как общественный деятель. О его политических взглядах практически ничего не сказано в картине. Мустафа Чокай в творении Нарымбетова это спокойный, взвешивающий свои поступки человек, без лишнего пафоса рассуждающий о своей роли в поддержке туркестанцев. Очень хорошо Карина Абдуллина и Азис Бейшеналиев показали любовь, которую оперная певица Мария Горина и Чокай пронесли через всю свою жизнь. В фильме очень много трогательных сцен, например, когда Мустафа приносит своей супруге только что вылупившихся птенцов, выменяв их на свой старый потрепанный пиджак. В картине сыграли такие известные актеры, как Наталья Аринбасарова, Дмитрий Скирта и Михаил Ефремов. В эпизодах сыграли Сергей Погосян, Рубен Андриасян и Григорий Ефимов. Авторами сценария фильма стали Ермек Турсунов, Аким Тарази и Сергей Бодров. Вообще, картина "Мустафа Чокай" очень напоминает фильм "Адмирал" об Александре Колчаке. Наверное, прежде всего тем, что и в той, и другой картине история противоречивой личности показывается глазами любящей женщины. Оба режиссера, видимо, поставили целью несколько обелить своих героев в глазах народа. И, как это обычно бывает, одновременно вымазали черной краской большевиков. У Нарымбетова бойцы Красной Армии предстают перед нами этакими жестокими тупоголовыми мужиками, не щадящими ни женщин, ни детей. Конечно, нельзя отрицать, что в основу фильма положены реальные исторические события. Ведь доподлинно известно, что после захвата власти большевиками Коканд был отдан на разграбление, и из 60 тысяч человек населения было вырезано около 40 тысяч. Но вот только получается, что в картине Нарымбетова немцы на фоне свирепствующих большевиков выглядят этакими утонченными интеллигентными людьми, которым чужда жестокость. Равновесие-то нарушено! На мой взгляд, недостаточно убедительно показаны и условия, в которых находились туркестанские военнопленные в фашистских лагерях. Отдельного разговора заслуживают эпизоды с появлением в фильме Гитлера и Сталина. При виде их зал буквально разрывало от смеха. В картине "Мустафа Чокай" Гитлер вдруг сильно поправился, и, скорее, стал напоминать сытого Обломова, неожиданно изъявившего желание захватить власть в свои пухлые руки. Не лучшим образом выглядел и товарищ Сталин. Непонятно, каким принципом руководствовались создатели картины, приглашая на роли Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина столь непохожих на этих исторических деятелей людей. Видимо, хотели создать на них пародию или ввести в свой фильм элементы комедии. Вообще, советская история подобна шакаленку из "Маугли" и подчиняется своему Шерхану в лице времени и власти. Раньше глава Туркестанской автономии Мустафа Чокай считался предателем, теперь он стал народным героем. Многие энциклопедии говорят, что в письме Чокая к Рибентропу говорилось: "Видя, как представители нации, воспитавшей таких гениев, как Гете, Фейербах, Бах, Бетховен, Шопенгауэр, обращаются с военнопленными, я не могу принять предложение возглавить Туркестанский легион". Хочется все-таки верить в то, что персонаж Азиса Бейшеналиева, однажды воскликнувшего: "Сакен-ага, со мной или без меня, но вы должны снять этот фильм", действительно желал блага своему народу.
№ 221 (16607) от 22.11.2008 Ольга ХРАБРЫХ, Алматы
|