Вышла в свет книга таджикско-российского филолога Шарифа Шукурова "Смысл, образ, форма" 00:16 28.11.2008
Шарифу Шукурову - 60!
На днях вышла еще одна книга известного российского ученого, доктора филологических наук и искусствоведения РАН Шарифа Шукурова - "Смысл, образ, форма". Предисловие к ней написал таджикский историк и литературовед Сафар Абдулло.
"ШАРИФУ Шукурову исполнилось 60 лет. Думаю, что в этот день грех молчать и нельзя публично не выразить свое восхищение одним из самых мудрых и глубоких ученых современности.
Шариф Шукуров является потомственным интеллигентом, потомком древнего рода бухарских таджиков, которых во времена Рудаки и Фирдоуси называли Озодогон или Озодонажад (благородный род). Он родился в семье крупного таджикского ученого-филолога М.Ш.Шакури, его дед был Верховным судьей Бухарского эмирата, известным писателем и библиографом. Все его предки по отцовской линии были "людьми пера" ("ахли калам"). Он получил прекрасное воспитание и высочайшее образование. Хотя образование и имеет большое значение, но всего этого было бы недостаточно без упорного и постоянного труда, совершенствования знаний в той или иной области гуманитарных наук, если бы не наградил его Всевышний редким талантом и исключительным умом. Его научная деятельность охватывает очень многое: литературоведение, искусствоведение, культурологию, историософию, философию, религиоведение и т.д. Любой серьезный специалист, познакомившийся с его книгами, всегда бывает поражен тем, как в одном ученом может быть сконцентрировано так много.
А с другой стороны, без глубоких познаний в этих науках не было бы столь глубоких и мудрых работ. Рассказать обо всех гранях его творчества узкому специалисту просто невозможно. Поэтому я буду говорить о своих впечатлениях, - о внешних впечатлениях, с которых следует начать, чтобы проникнуть вглубь.
Он красив своим отношением к людям, своей манерой поведения. Он мало говорит, обычно молчит, но когда начинает говорить, невозможно его не слушать, невозможно не попасть под магию его слов, вернее, под магию его мыслей.
Он красив своими научными взглядами, своим научным мировоззрением. В его научном мировоззрении, его подходе к проблемам всегда ощущается стремление к проникновению в глубочайшие тайны данного конкретного вопроса. Этим он отличается от многих. Он мне напоминает мастера-ювелира, который упорным трудом доводит до совершенства свое творение.
Когда я читаю его работы, передо мной возникает образ ученого-путника в поисках Истины. К счастью, наш путник вооружен всеми доступными средствами человеческого разума. Его произведения воскрешают перед нами захватывающую картину проникновения человеческого гения в глубочайшие тайны науки, величайшего проявления человеческого интеллекта и примера борьбы во имя науки.
Характерной особенностью творчества Шарифа Шукурова является, прежде всего, детальное филологическое и философско-культурологическое изучение произведений, текстов, их языка, архитектуры и ее особенностей, каллиграфии и живописи, их особого языка, доказательности и непредвзятости аргументов.
За последние 50 лет появилось довольно много работ, посвященных поэтике в литературоведении, например, работы о поэтике той или иной литературы, эпохи или творчества отдельного писателя. По словам Д.С.Лихачева, за этот период понятие "поэтика" приобрело определенный смысл, как особая наука.
Несомненно, одним из самых крупных специалистов в этой области в настоящее время является Шариф Шукуров. Некоторые под понятием "поэтика" подразумевают описательную работу. Скажем, если речь идет о литературе, то описывают, как тот или иной писатель мастерски в своем сочинении использует тот или иной литературный прием, аллегорию и т.д. и т.п. Даже поэтику разделяли до недавних пор на описательную и историческую. На самом деле, поэтика без интерпретации вообще не существует. Для специалиста, занимающегося поэтикой, очевидно, что все явления поэтики получают свой смысл при историческом освещении и объяснении. Совершенно прав Шариф Шукуров, когда говорит, что любая научная мысль, обращенная к древности, не может исходить из субъективных позиций, она непременно будет опираться на прошлое, на знание прошлого.
И всякий факт в истории литературы только тогда становится фактом, когда есть объяснение. А объяснение может быть только историческим, в том смысле, что оно, прежде всего, связано с исторической культурой, с историей мировоззрения в целом, с мировоззренческими представлениями; эстетическими, философскими, богословскими и т.д. И человек, занимающийся поэтикой, несомненно, должен обладать необходимыми знаниями во всех этих областях. Таким ученым был великий С.С. Аверинцев. Таковым, на мой взгляд, является устод Шариф Шукуров.
Возможно поэтому он говорит, - "Я не ищу Истину, а занимаюсь лишь техникой ее добывания. Меня интересует путь, а не цель, принципы построения вещи, а не то, что она означает".
Один из мудрецов сказал, что если произведение сравнить с айсбергом, у которого над поверхностью воды возвышается его авторский замысел, то поэтика имеет дело, преимущественно, со скрытой частью айсберга, которая, по существу, удерживает на себе всю его поверхностную часть. С.С.Аверинцев определил поэтику как систему рабочих принципов какого-либо автора, или литературной школы, или целой литературной эпохи. То, что он называет "системой рабочих принципов", есть система всего мировоззрения. Этим успешно занимаются лишь те ученые, которые обладают глубокими познаниями в ряде гуманитарных наук. Эти ученые мне напоминают личностей эпохи Ренессанса, когда конкретная личность являлась крупнейшим специалистом в нескольких областях знания.
В своей работе об искусстве средневекового Ирана Шариф Шукуров подчеркивает мысль о том, что в этом искусстве существовал зазор между "означаемым" и "означающим", т.е. пространство, лишенное зрительных и звуковых образов. И он эту мысль доказывает, рассматривая разные грани искусства средневекового Ирана. Он говорит, что "знаковость, которая приоткрывает мне смысл мира, в котором я нахожусь или могу оказаться, это вещь" и повторяет, - "для меня вещь больше, чем знак… и уметь понимать вещь, моя задача"….
Знаю его более 30 лет, и каждая из его работ вызывает глубокое уважение. Это, по сути, новое слово в науке. Это то, что другие, даже те, кто писал об этих же проблемах, не смогли увидеть. Самое первое впечатление от встречи с ним - что он не похож ни на кого другого, это человек-загадка, со своим особым внутренним миром. У неaго настолько пронзительный и острый взгляд, будто он видит ваше сердце. Вместе с тем, вы не можете не заметить то, что он очень красивый человек, красивый не только, вернее, не столько, чертами своего лица, внешним обликом, но и полным соответствием этой прекрасной и аккуратной внешности своему внутреннему духовному содержанию. Внешне мне казалось, до того, как я его хорошо узнал, что он человек резкий, где-то упрямый, но это лишь может показаться тем людям, кто не имел дело с необычными, оригинальными личностями, а привык общаться с так называемыми "правильными" людьми.
Благодаря работам Шарифа Шукурова я впервые задумался об особенностях культуры ислама, о том, что эта культура апеллирует к слуху, а не к зрению. Тогда как в европейской философской традиции многие считают, что человеческое мышление связано со зрительным рядом.
В своей книге о храме, где исследуются проблемы авраамического храма - в иудаизме, христианстве и исламе, он рассматривает не только и не столько архитектурную традицию, а, скорее всего, архитектурный образ.
Он из тех ученых, которые постоянно находятся в поиске. На этом пути, т.е. на пути достижения научной истины, он не боится признавать свои заблуждения. Например, после исследований об авраамическом храме, он признал, что после топологического развертывания авраамических храмов, он пришел к выводу, что те различия, которые раньше он заметил между исламом и христианством - это всего лишь внешняя оболочка, а в самых глубинах своей сути они не отличаются друг от друга.
Он сказал: "Логика топологического развертывания вещи - это удивительное, завораживающее зрелище. Суфии прекрасно это знали. Если … возьмете суфийские трактаты….вы найдете очень много сюжетов, и самое главное - общий тип рассуждений. Поэтому я полностью отвергаю то, что сказал ранее о различии между исламом и христианством.
Мудрость, она всегда единообразна и едино-образна. То, что мы знаем о символизации христианской доктрины …оказывается, что это не только символика, но и активное использование метафоры. То же самое в исламе: существуют ситуации, когда мы можем говорить об устрожении позиции, об отходе от метафорического склада мышления и обращении к символике".
Думаю, что важнее всего в любом ученом - это мысль, важнее всего в его книге - голос автора, доходящий до нас. Работы Шарифа Шукурова нельзя бегло перелистывать, их необходимо прочитать, а затем перечитывать. Тогда можно понять, насколько они глубоки и продуманны.
В этом сборнике представлены разнообразные по своей тематике работы ученого-мыслителя. Широк диапазон его авторского мировидения; о теологии и гештальт, о пространственной модели мира после Александра Макендонского, об образе и причине его существования, о храме и храмовом сознании, о художественном творчестве и проблеме теодиции, о поэтологии искусства и архитектуры Ирана, о суфизме, о Наврузе и его значении, о Совершенном Человеке и богочеловеческой идее в исламе, об архитектуре Великого Хорасана, о теории двух каламов (о семито-арийской и суннито-шиитской дилеммах в искусстве ислама), об иконографии современной мечети и поэтике современного украшения, об анализе образа и мировоззрения современных художников.
Содержание его работ нельзя пересказать, как невозможно пересказать, например, содержание духовной маснави (поэмы) Джалаладдина Руми-Балхи. Ибо любой пересказ содержания не может передать всю глубину и суть творения. Поэтому эта книга рассчитана на особого читателя, который стремится, как и автор, дойти до самой сути,
И, наконец, хотел бы выразить особую признательность замечательному ученому-востоковеду Р.М.Шукурову, который оказал большую помощь при подготовке этой книги, предоставив необходимые материалы, а также таджикскому ученому и бизнесмену Шодимохаммаду Суфизода, который оказал финансовую помощь, благодаря которой стало возможным издание этого сборника".
(печатается в сокращении)
24.11.2008 Автор: С. АБДУЛЛО
|