Е.Авдеева. В бой идут одни старики, или Как Киргизия будет бороться с кризисом. Часть 2-я 09:21 28.11.2008
В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ или Кое-что про жеребцов, рубильники и мужские поступки (Как мы будем бороться с кризисом – Часть вторая)
Как только стало ясно, что через полтора-два месяца Токтогулка встанет, министра энергетики сняли. Следующие кандидаты "на вылет" - Жапаров и Калимбетова. Больше вам скажу: не исключено, что и в новый год мы войдем опять с новым премьер-министром. Рецепт борьбы с мировым кризисом, "внешними шоками" или с собственной оппозицией у нас один – кадровые перестановки. Ну о-о-о-чень эффективно! Сегодня, разумеется, "самым виноватым" должно быть правительство. Процесс пошел. Если кто-то думает, что мы тут радостно приветствуем отставку Балкибекова, - таки зря. Даже как раз наоборот. Раньше надо было снимать, когда этим шагом еще можно было спасти ситуацию в энергетике. А теперь – без сомнения спасают самого Балкибекова. Энергетику уже не спасет никто – даже сам Господь Бог. Так что нас, "население" (как любит выражаться сам Балкибеков) попросту одурачили. Мы хотели наказания для главного устроителя энергетического коллапса, возмездия. А нам опять спектакль показали.
Сапарбек Эсенович уходит тихо, своевременно, безответственно. Его очень вовремя сняли, потому что каскад Токтогульских ГЭС еще работает и остановится уже при новом министре промышленности, энергетики и топливных ресурсов КР – Ильясе Давыдове. Благодаря нынешнему "съему" товарищ Балкибеков (уж не знаю, кому он товарищ! Но уж никак не господин!), даже может изображать обиженного, несчастного руководителя, которому не дали доруководить. А он так старался. Но не успел… Боюсь, он вернется. Вот назначенный стрелочник оттрубит свой срок, сложит перед богами воды и огня свои нервы и здоровье, а как пройдет энергосистема (и все мы!) через тяжелейший кризис и начнется выздоровление энергетики – уйдет. А товарищ Балкибеков тут как тут нарисуется - здрассьте! Кому ж еще, как не ему с его "опытом" и дальше руководить?
Поэтому столь заслуженного энергетика Ильяса Абдуловича Давыдова ни рука, ни язык не поворачиваются поздравить с назначением. Это не тот случай, когда человек приходит в министерство с воодушевлением, энтузиазмом и планами свершений. Он идет туда на безрадостную и неблагодарную работу. Даже не так! На амбразуру кидается. Ибо все, что будет в энергетике теперь, любой шаг руководителя – это лишь от отчаяния и безысходности. Спасать отрасль поздно. Уже практически ничего сделать нельзя.
Уже нельзя даже закупить хотя бы один миллиард киловатт-часов у казахов: зима, знаете ли, дефицит мощности у всех. Да и линии электропередачи сейчас перегружены. О чем думал Балкибеков весной и в начале осени, не знаю. Даже не могу утверждать – думал ли? Ведь электроэнергию, насколько я знаю, надо импортировать, "заводить" к нам от соседей за два месяца до начала активной ирригации и за два до начала отопительного сезона. Проспали. Проорать-то он проорал: все будет хорошо, соседи нам помогут, но реально ничего не сделал. Никаких соглашений нет, все благие намерения так и остались невыполненными. И об этом, кстати, мы тоже говорили: хватит красоваться перед оранжевыми камерами! Вперед! - в ножки к казахам, узбекам.. архангелам, чертям. Но делай же хоть что-то, распальцовщик! Какое там…
Теперь даже тотальные отключения с питающих центров всех и вся – населения, административных зданий, больниц - не помогут. До горизонта мертвого объема (ГМО) уровень воды в Токтогулке может дойти в конце января. Может – в начале февраля. Давыдов вчера сказал: в начале марте. Но это уже оптимистический сценарий, который тоже, по сути, ничего не меняет…
Вот что мы за люди! Когда насоздаем проблем, а потом сами же кидаемся их мужественно преодолевать, - это еще полбеды. А тут ведь: те, кто напакостили, - в кусты, а преодолевает пусть немолодой человек, которого, кстати, раньше незаслуженно грязью облили, позор на его седую голову обрушили, только чтоб головы не поднимал, не выступал, когда те пакостили…Это еще человек порядочный: другой на его месте послал бы всю эту братию наглых выскочек куда подальше. А Давыдов пошел спасать страну. Не до личных обид сейчас…Балкибеков нарулил в АО "Электрические станции" - спасай, Сартказиев! Балкибеков напортачил в правительстве – спасай, Давыдов!
Лет восемнадцать назад, когда я только с щенячьим любопытством постигала экономические азы, эти двое – Бикердин Сартказиев и Ильяс Давыдов так и работали вместе. От них я узнавала о богатстве и гордости Кыргызстана - этой уникальной системе, которая из воды дает ток, много, по 14-18 миллиардов киловатт-часов в год. И страна щедро дарила все это богатство – тепло, свет, воду - соседям. И никому в голову не приходило считаться, кто сколько воды выпил и почему мало заплатил…
И поймите правильно: у меня тоже никаких личных обид и счетов к Балкибекову нет. Человек обижен свыше, - его пожалеть надо. Все эти суды – глупость несусветная, дешевая возня. "Не позорься, Сапар!" - вот какова была реакция на них всего "Белого дома"… А дело в другом - в этом пресловутом "нравственном законе внутри нас". Когда пришла "благая весть" мы как раз с Феликсом Куловым разговаривали – на тему энергетики, конечно. Он, узнав об отставке Балкибекова, только головой покачал: "Неправильно он себя повел! Не по мужски. Надо было все брать на себя, всю вину, никого не подводить, не подставлять, себя не выгораживать…" Еще что-то добавить?
Только то, что "не по-мужски" – это не новость для страны и даже, увы, не позор... Не война. А страну спасают бабы и старики... Позвольте парафраз? Вольную фантазию – на тему классику. И в честь президента нашего, Курманбека Салиевича…
…Сумерки сгущались. Силуэт города сливался с небом. Кот прошел, словно фокусник, по колючей проволоке и с базарным визгом свалился за кирпичную стену, в пустоту. Гнуснейшее настроение охватило меня. Я подумал о пустоте и никчемности своей быстро, год за годом пролетающей жизни. О пустоте и никчемности того странного жанра кадровой работы, которым я вынужден заниматься на глазах небольшой кучки алчных зрителей. О пустоте и никчемности своей вполне бессмысленной каждодневной беготни, о долгих марш-бросках, которые некому оценить. О пустоте и никчемности окружающих меня подхалимов и лизоблюдов, о пустоте и никчемности и той, и другой, и третьей, и четвертой, и десятой моей раскадровки, о леденящей пустоте новых кадров… Дымка, пыль, грязь, тьма. Отключения. Они ширились и росли. Но не помогали. Тьма расползалась по всей стране – зловещая, пророческая. И не было от нее спасения - ни днем, ни на рассвете, так что казалось: настоящий рассвет не наступит никогда…
Чем хороша классика – к ней всегда можно обратиться, и она поможет. А тотальные отключения не помогают….Однако, довольно пустоты и пессимизма. Сейчас я буду вас веселить. Разминка окончена, переходим к прямой речи.
- В нынешних условиях, - веско сказал президент, - особенно важна жесткая дисциплина. Надо прекращать этот бардак… Игорь Витальевич, я считаю, что в этом ваша недоработка. Я вам неоднократно говорил – в январе, весной, летом: если кто-то из членов правительства недорабатывает или не умеет, не хочет, - давайте на таких представление. Предложений от вас нет. Столько времени вот этот хаос…
Под "раздачу" попали министры Жапаров, Калимбетова, Балкибеков…"Раздача" - общая, а ее внутренний смысл разный. Но я быстренько все-таки по Ногоеву. Он нынче вышел сухим, своего ушата заслуженного не получил. То ли проглядел президент, то ли, отставив Балкибекова, решил другого "усыновить", вот этого хотя бы, - не знаю. Но додам ему, чего он не дополучил на совещании… Вот интересно: в этом году бюджетные вложения в агросектор достигли 1,3 миллиарда сомов. А отдача…0,2 процента?! Какое еще правительство столько денег вбухивало в ирригационную систему, которая запущена, как не знаю что? В сельхозтехнику вбухивало, в ГСМ, в минеральные удобрения!.. Результат? Ну, так это… как его…более 800 тысяч тонн зерна собрали.
Чем гордиться? Я лично не возьму в толк. Опять, видимо, чего-то не понимаю. Во-первых, чтоб стране, извините за цинизм, не передохнуть с голодухи, надо "намолотить" минимум 1 миллион 200 тысяч тонн. Во-вторых, сколько из этого объема зерна вообще можно съесть, а сколько по качеству подойдет только на фураж, на корм скоту? В-третьих, сколько оставили на семена? В-четвертых, сколько реально остается на жизнь? Но Арстанбек Ногоев этими вопросами не задается. И никто другой их тоже ему не задает! Вот ведь что! Те же грабли, что и в энергетике: пока гром не грянет, мы не закукарекаем?
- Министр сельского хозяйства, что там у вас с работой по укрупнению хозяйств? Что сделано? – спрашивает президент.
- Ведется разъяснительная работа, - отвечает Ногоев. – Будем поддерживать только тех, кто укрупняется. Через "Айыл-банк".
- Что там с программой Азиатского банка развития "Чистая вода"? – идет президент дальше. - Деньги большие вкладываются, но разворовываются. Кто растащил деньги?
И тишина-а-а-а... Все молчат. Только кое у кого лица сереют. (И то: вы видели такого чиновника, который бы на вопрос, "кто украл деньги?" вскочил и удавил себя в грудь: "Я!"? Если увидите – скажите! Мы будем его или лечить на Донецкой, или показывать как чудо-чудное. Выставка авангарда туфтой покажется. Но только каждый наш чиновники – это "черный квадрат" в натуре. Темный, бездонный, узконаправленный, молчаливый. И глаза квадратные – если кто спрашивает: где деньги?.. Каки-и-и-е деньги?
-.. Пора, - выносит вердикт президент, - пора этим вопросом Генеральной прокуратуре заняться! Даю поручение…. И – опять к Ногоеву: - Вы уже год на этой должности сидите. С перерабатывающими предприятиями движения нет. Нужен результат, а не слова! Только и слышим: иностранные организации заинтересовались продукцией нашего сельского хозяйства, "иностранцы проявили заинтересованность". Это вы должны проявлять заинтересованность доводить работу до результата!
Но и тут Ногоев нашелся: быстро заинтересованность проявил и стал рассказывать, что у них в Минсельводхозе подготовлен проект закона…Какого?.. Ну, так это.. в общем, что-то про укрупнение…Начали выяснять, где он, этот закон, и когда поспеет. Оказалось два месяца лежит в министерстве, потом пойдет в правительство, потом – в парламент.
- За один день сегодня вопрос надо решать, а не месяцами его согласовывать! - припечатал президент.. Вот ведь и прав он на все сто, но почему-то хочется выкрикнуть с места: как с приватизацией?.. За один день – это нашим чиновникам только на руку. Это как с пшеницей с гектара и в закрома родины: вали кулем! Потом разберем!.. Вон они месяцами согласовывают, согласовывают, а потом нормальный какой-нибудь бизнесмен в здравом уме и твердой памяти как столкнется с таким законом – е-мое! вот понаделали!
.. Министра финансов Тажикан Калимбетову президент учил…считать. Она никак не могла объяснить Курманбеку Салиевичу, что делать, если бюджет на будущий год верстался из расчета высоких цен на нефть, зерно, ГСМ? Как теперь разруливать конкретную структуру государственной казны, где расписаны доходы и расходы, если цены на нефть упали в три раза, а на металл и зерно – в два раза?.. Министриса никак не могла взять с толк, что от нее хотят.
- Мы что, на пальцах будем разговаривать?!" - не выдержал президент.
Ну, не знаю, на чем вы с ней собирались разговаривать, когда назначали, но теперь-то уж поздно, батенька! Это вы уж себе пеняйте. С бабы спросу нет, ей, вестимо, сколько не дай, все потратит! (Уж, поверьте, я-то знаю, что говорю! Сама такая.) Тем паче, что вы же, батенька, не олигарх! У вас своих заводов нет, денежки-то казенные. "По мужски" в этих случаях бабе вообще не надо давать в руки кошелек. И что толку воспитывать, учить бабу уму-разуму, если она уже все ваше хозяйство спустила. Раньше надо было - с ней разговаривать. Да не на пальцах, а по-русски – вожжами, вожжами! А теперь ей хоть тройной талак объяви – с нее как с гуся…то есть, - гусыны – вода. Родная сестра Балкибекова…К Сапарбеку Эсеновичу, кстати, президент от расстройства тоже классику применил.
- Молчал бы в тряпочку! А то сначала одно говорил, потом другое! – огорченно воскликнул Курманбек Салиевич.
Можно понять, почему он расстроился: как же так? его уверяли, что надо только отключить трехфазки – и все будет хорошо. Вот отключим трехфазки, говорили, - пусть не будет электроотопления у богатых, но у "населения" будет свет! и сэкономим расход воды в Токтогулке.
-А что в итоге?! Результат отрицательный! – сетовал Курманбек Салиевич. - И трехфазки, и верные отключения есть, только эффекта нет… Мировой кризис и наши внутренние проблемы в энергетике не имеют никакой связи. Проблемы порождены слабым менеджментом, - очень мудро (главное – ново!) рассуждал президент. - Энергетические проблемы напрямую сегодня влияют на бизнес.. (Боже, храни короля!) ... А ведь мы людей за шесть-семь месяцев предупреждали насчет трехфазок. И люди с пониманием относились…А я им обещал… А теперь пусть, значит, президента ругают, да?
Ни упаси боже! Не ругает вас уже никто, Курманбек Салиевич! Я им раньше все объяснила: вы не знали. Вы уровень воды в Токтогулке лично не измеряли - как и тонны пшеницы в закромах. Вы пригрели на груди змея, а он… И президент словно меня услышал. Успокоился и начал говорить про то, как безответственно подходят министры к тем заявлениям, которые делают.
- Любые необдуманные действия и заявления могут усилить напряжение в обществе! - сказал президент. А потом он выдал свой коронный номер. Посмотрел вокруг поверх очечков и добавил: - Игорь Витальевич! Надо, чтобы члены правительства не открывали то, что открывается и закрывается! Пусть лучше всегда у них закрыто будет то, что открывается… Министры – не политики, а рабочие лошади с мозгами высокого уровня…
Я застонала. От невыразимого наслаждения. А президент добавил еще.
- А работать рубильником – тут и думать не надо!
О-о-о-о! Я больше уже не о чем думать не могла. Только о рубильниках. Беда только, что они не у всех есть. И у них, этих членов…правительства, все чаще закрыто то, что открывается (не "по-мужски"). А если кто и с мозгами, то как лошадь. Не как жеребец…
Не заканчиваю тему! Потом еще добавлю. Нам это легко! Тут и думать не надо!
Елена АВДЕЕВА 26-11-2008
|