КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 28.11.2008
20:37  Индийский спецназ штурмом освободил еврейский центр в Бомбее - погибло 5 заложников
14:01  В Хорезме начато строительство уникального православного храма Иова Многострадальнаго (фото)
12:41  Guardian: Китай - одна из немногих стран, которые могут оплакивать уход президента Буша
11:46  "МК": Индийское 11 сентября. Бомбей разбомбили моджахеды
11:08  "Я его не трогала и пальцем...". Известная певица Земфира (Рамазанова) подралась в московском супермаркете с таджиком-гастарбайтером
10:23  "Лучший игрок Азии 2008" узбекский футболист Сервер Джепаров поедет на стажировку в "Челси"
10:21  У Таджикистана новый стратегический партнер - Иран. Э.Рахмон полетел дальше, в Катар за "бабками"

09:50  И.Цепкова/Р.Назаров: Место этнической толерантности в современном Казахстане
09:47  И.Ярцев: Финансовые террористы. Удар по Мумбаи заставил остановить работу финансовую систему Индии
09:42  Туркменистан пересматривает контракты с украинскими строителями. Бердымухамедов поручил
09:39  В Бишкеке начато строительство 10-тысячной мечети. На деньги арабского шейха Талал Али Мухаммада Хури
09:27  В.Нечухранная: Рынок труда Казахстана в условиях кризиса. Началось массовое сокращение зарплат
09:24  Г.Рахматуллина: Антикризисный план подтолкнет к развитию казахстанскую экономику
09:21  Е.Авдеева. В бой идут одни старики, или Как Киргизия будет бороться с кризисом. Часть 2-я
09:18  "БП": Интернет в Киргизии был свободный. Теперь нет?
09:12  Вице-премьер Туркменистана Х.Гельдымурадов предложил скупать недвижимость за границей
09:06  Президент И.Алиев прибыл в Ашхабад. Готов к подписанию пакет двусторонних документов
09:03  ВВС: В Бомбее продолжается операция по поиску и ликвидации боевиков
09:01  В Афганистане стали меньше (на 19%) сеять мак , - отчет ООН полон оптимизма
08:59  "ЖЖ": "Одна из самых дурацких и непрофессиональных политтехнологических кампаний". Как Г.Павловский пиарит Д.Назарбаеву
08:55  "Чек на тот свет". Аркадий Мамонтов выпустил книгу про Центразийский наркотрафик
08:53  М.Вайда: Три корочки хлеба. Вирус пустых полок может добраться до Казахстана
08:29  Лидер соцдемпартии "Адолат" И.Саифназаров избран вице-спикером Законодательной палаты Олий Мажилиса Узбекистана
08:22  "New York Times": В Катаре появился новый шедевр - музей исламского искусства
08:19  "Washington Post": Хамид Карзай смелеет перед выборами
08:16  М.Мусаева: Хватит нам всяких кризисов! Проблемы и задачи сельского хозяйства Киргизии
08:02  В Таджикистане будет создано совместное с Ираном вагоноремонтное предприятие. Договорились Э.Рахмон и М.Ахмадинежад
07:59  Т.Гузенкова: Кем, как и для чего творится идеология "голодомора-геноцида"
07:40  Д.Сатпаев: Неконкурентоспособные СМИ, как угроза национальной безопасности Казахстана
07:33  Н.Портякова: Далай-лама встал поперек саммита. Китай отказался от встречи с Евросоюзом
07:32  Gazeta.kz: Квартирный ответ. Алматинский рынок недвижимости "уснул"
07:31  "Къ": Честные 780 слов. Трудовым мигрантам в РФ придется поработать над русской грамотой
07:27  А.Гривач: Еще одна "газовая тройка". Президенты Азербайджана, Туркмении и Турции обсудят перспективы Транскаспийской трубы
07:21  "НГ": Сухум отказал Баку в покупке Ингури ГЭС. Грузия выставила на торги абхазскую ГЭС
07:19  В.Панфилова: Москва сделала предложение Душанбе. Выход Узбекистана из ЕврАзЭС поможет Таджикистану решить энергетические проблемы
06:36  "КП": Российские туристы вырвались из Бангкока, напоив повстанцев водкой. Таиландские впечатления
06:28  "ВН": Бомбы в Мумбаи. Террористы потрясли финансовую столицу Индии
00:44  Бесценная реликвия. В Атырау обнаружен старинный уникальный Коран, размером с спичечный коробок (фото)
00:26  Б.Сафаров: "Набукко" или "Посейдон"? Ответ на этот вопрос станет ясен в ходе предстоящей встречи президентов Азербайджана, Турции и Туркменистана
00:23  "НВ": Кризис не привел к росту преступности среди российских гастарбайтеров
00:16  Вышла в свет книга таджикско-российского филолога Шарифа Шукурова "Смысл, образ, форма"
00:14  Казахстан вводит еще одну высшую госнаграду - "Казахстан енбек ери" (Герой труда Казахстана)
00:13  "АП": Президент Э.Рахмон требует дать жителям Душанбе чистую питьевую воду
00:12  Christian Science Monitor: Украинская революция в тупике
00:02  Э.Байсалов: Будущее страны – в руках народа. К вопросу о легитимности власти Бакиева
Четверг, 27.11.2008
17:49  А.Саркорова: Муфтии рекомендуют таджикским женщинам - кухня, дети, мечеть!
15:54  "КазАгроФинанс" возглавил экс-вице-министр сельского хозяйства Дулат Айтжанов
15:52  ВВС: Идет бой. Индийский спецназ штурмует бомбейский 5-звездочный отель "Оберои Трайдент".
15:42  Гр.Глисон: Какие причины побудили Узбекистан выйти из ЕврАзЭС
14:47  Бомбей. Террористы-"моджахеды" захватили офис хасидского еврейского центра "Шабат Любавич"
12:21  Бомбейский мрак. Индийская полиция освободила всех заложников из отеля "Тадж Махал", в жилом комплексе Нариман остаются заложники
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Казахстан   | 
И.Цепкова/Р.Назаров: Место этнической толерантности в современном Казахстане
09:50 28.11.2008

МЕСТО ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ

Согласно итогам переписи 1999 г. население Казахстана составляет 14,9 млн. человек, из них 53,4 % - казахи, 29,9 % - русские, 16,7 % - прочие этносы. Всего в РК проживает 130 национальностей. Уровень полиэтничности Казахстана достаточно высок ввиду большого коэффициента соотношения государствообразующего этноса с представителями других этносов. Если учесть, что основными этническими группами считаются те, численность представителей которых составляет не менее 1 % жителей страны, то в РК к таковым можно отнести 7 этносов со значительным удельным весом, будучи представленные почти во всех регионах, в то же время имеющие ареалы компактного проживания. Но отличительная особенность этнополитической ситуации Казахстана проявляется во взаимоотношениях его крупнейших этносов - казахского и русского. В таких обществах, называемых "централизованными" или биэтническими, заключен наибольший потенциал для конфликта.

Поэтому актуальным для Казахстана является рассмотрение проблемы толерантности в этнической сфере на государственном, межгрупповом и индивидуальном уровнях.

Казахстанское государство регулирует межэтнические отношения и процессы в своей национальной политике на основе правовой базы, включая Конституцию РК, и соответствующих органов и институтов, функционирующих на уровне центральной, региональной и местной власти. Методологические подходы в рассмотрении современных межэтнических процессов обозначены в рабатах Президента Н.А.Назарбаева "Казахстан-2030", "На пороге ХХI века", "Пять лет независимости", "В потоке истории" и др., в которых он постоянно подчеркивает важность сохранения нынешней гармонии и сотрудничества граждан и мира. Концепция государственной политики в этнической сфере в Республике не разработана, в то время как, по словам С.М.Борбасова, "любое общество и любое государство нуждается в идеях, концепциях, программах, которые консолидируют граждан вокруг первостепенных задач, которые стоят перед государством на данном этапе, в ближайшей и далекой перспективах" /1, 24/.

Стремясь предупредить возможное перерастание противоречивых интересов в этноконфликты, государство проводит центристскую политику.

Выработка этнополитики Казахстана за время его суверенитета про­шла несколько сложных и противоречивых этапов. Период с декабря 1986 по декабрь 1991 года является этапом гос­подства национальной парадигмы. В ст. 47 Конституции 1993 г. было объявлено об этноориентированной национальной политике. Этому же документу не противоречили принятые до этого Декларация о государственном суверенитете и Декларация о государственной независимости Казахстана, где придавался акцент особому статусу казахской нации. Тем самым преследовалась идея консолидации всех этносов вокруг казахского этноса, что не нашло поддержки у большинства населения, ибо национальная парадигма была искусственно ограничена рамками идеи получения суверенитета.

Второй этап условно обозначают как доминирование гражданско-политической идеи. Он начинается в 1992 году и продолжается по сей день. На данном этапе Казахстан дважды меняет Конституции и пытается найти баланс между стабильно­стью и динамизмом, сильной властью и демократией. В тексте последней Конституции (1995 г.) отсутствует разделение казахстанцев на пред­ставителей титульной и нетитульной наций. В ней четко выражены общеграж­данские принципы характера государственности с переходом к гражданской модели нации. Ясно прослеживается толерантный аспект этнической политики - устранение этнонациональной иерархии и установление межэтнического согласия. На открытии сессии Парламента РК 01 сентября 2004 года Н.А.Назарбаев сказал, что "межэтническое и межконфессиональное согласие должно быть неотъемлемым качеством общеказахстанской культуры. В этом должен быть свой казахстанский дух. Мы должны считать его нашей национальной чертой характера. Нельзя допускать роста трайбализма, классового противостояния или регионализма" /2/.

В целом казахстанская государственная политика в этнической сфере основывается на принципиальном равенстве всех граждан страны, независимо от их национальной принадлежности, а в качестве стратегической задачи выделяет политическую стабильность и консолидацию общества на основе межэтнического согласия и единства. Однако интеграция казахстанского общества натолкнулась на существенное противоречие, возникшее при реализации концепции "национального строительства".

Анализируя глубокие изменения в Казахстане, Н.А.Назарбаев в книге "В потоке истории" обосновал необходимость поиска казахстанской модели национальной идентификации граждан, выделив два уровня - этнический и демотический (гражданский). В последнее время эта проблема неоднократно обсуждалась на многих научных конференциях ведущими политологами, философами и общественными деятелями. Часть из них, в том числе и элита коренного этноса (как его защитники), - приверженцы этнического подхода. Они считают, что в Казахстане существует только одна нация - казахи, а все остальные, проживающие в Республике народы являются диаспорами. Соответственно, интересы титульного этноса должны быть приоритетными: использование казахского языка как единственного средства коммуникации во всех сферах казахстанского общества, представительство во власти только казахского этноса.

На принципиально иных позициях стоят те, кто считает, что в многонациональном государстве не может быть "титульного", "коренного", "государствообразующего" этноса. В Казахстане как многонациональном государстве национальная идея должна быть общегражданской, общегосударственной по своему существу идеей, включающей: равенство всех этносов как составных частей единого согражданства Казахстана, пропорциональное представительство во власти всех этносов, придание русскому языку наряду с казахским языком статуса государственного, присущность всем гражданам самоидентификации - казахстанцы. Основанием данной позиции служат: а) Конституция РК, где в преамбуле сказано: "Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом...", б) второй долгосрочный приоритет стратегии "Казахстан-2030", нацеливающий на внутриполитическую стабильность и консолидацию общества. Хотя сразу отметим, что о консолидации в нашем обществе пока говорить рано.

По мнению профессора Р.К.Кадыржанова, сторонники казахской национальной идеи имеют своих приверженцев, как правило, среди казахов. Сторонниками гражданского подхода к на­циональной идее являются, в основном, представители некоренных, в первую очередь, славянских, этнических групп республики, хотя среди его приверженцев имеется немало и казахов /3, 70-71/. Прежде всего, основателем и сторонником этой идеи является Глава государства, который сказал, что "в нашем понимании казахстанская нация - это свободная ассоциация проживающих в стране этносов, их культурно-политическое и социально-экономическое единство при сохранении этнического многообразия" /2/.

В настоящее время в Казахстане противоположность двух подходов к национальной идее порождает их противостояние, идейный конфликт.

Однако на микроуровне (среди граждан) обеих стран наблюдается бóльшая значимость и распространение государственно-гражданской идентификации. По результатам междисциплинарного исследования гражданской идентичности в 2007 г., проведенного "Центром гуманитарных исследований" (ЦГИ) при Институте философии и политологии МОН РК в пяти регионах, этноидентичность респондентов не предстает в качестве ведущей, а восприятие себя казахстанцем как носителем наднациональных качеств, выразителем неких общих для этносов традиций, ценностных императивов характерно для 12-45 % опрошенных (в зависимости от номинальных групп) /4, 236/. В менталитете граждан преобладает представление о казахстанской нации как наднациональном сообществе, что выражает политические устремления в отношении формирования гражданской общности политического типа.

Приведенные данные показывают востребованность в гражданской идентификации. Это означает, что: 1) национальные элиты необъективно отражают волю народа; 2) граждане, связанные с разными уровнями и формами отношений с общественными институтами, отдают предпочтение не родственным связям, а правовому полю и взаимодействию с государственными институтами гражданского общества; 3) граждане, отдавшие предпочтение гражданской идентичности более склонны к межэтнической толерантности.

Все этнические группы населения проявляют высокую толерантность и готовность к таким формам межэтнических взаимодействий, как работа в многонациональном коллективе, соседские взаимоотношения, дружба с представителями других национальностей. Взаимоотношения двух крупных этносов в настоящее время характеризуются как спокойные, но носят сложный, многоуровневый, и порой, противоречивый характер.

Согласно социологическим исследованиям SOCIUM, 30 % опрошенных считают, что в Казахстане все же существуют разногласия между представителями различных национальностей /5/. Однако по сравнению с 2001 и 2002 гг. тревожность у казахстанцев относительно конфликтных столкновений на этнической почве значительно выросла. При оценке представителями различных национальностей возможность обострения отношений между этносами в 2001 г. составляла 22,2 %, в 2002 г. - 17,7 % /6, 20-21/. Процент уверенности казахстанцев в долгосрочном и стабильном характере межэтнических отношений достаточно высок. Полагаем, что перспективная оценка межэтнических отношений складывается на основе развития реальных толерантных/интолерантных отношений. По опросам населения всей Республики, проводимым различными социологическими агентствами за период с 1998 г. по настоящее время, заметной динамики интолерантных проявлений на национальной почве не наблюдается. Проявляющиеся межэтнические столкновения и конфликты в основном происходят на бытовой почве и носят случайный характер. Наиболее известными в последнее время являются вспыхнувшие масштабные конфликты в различных регионах Казахстана - Шилике, Казаткоме, Тенгизе, Маятасе между казахами и уйгурами, чеченцами, турками, курдами. По официальным данным причинами разразившихся массовых конфликтов в различных случаях стали либо хулиганские действия молодых людей различных национальностей, либо криминальные действия представите­лей этнического меньшинства, которые провоцировали ответные дей­ствия представителей коренного этноса против этих меньшинств, либо трудовые споры.

Официальные данные о преступлениях, совершенных на почве национальной ненависти, отсутствуют. Конечно, это не означает, что отсутствуют сами проявления этнического экстремизма. В данном случае либо информация об этнических преступлений по Казахстану блокируется, либо законы, направленные на профилактику и пресечение этнического экстремизма бездействуют.

Тем не менее, при таких показателях можно утверждать, что у казахстанских граждан достаточно высок этнический толерантный потенциал, сформированный на генетическом уровне благодаря "степной демократии" и евразийской истории, характеризующимися открытостью и великой толерантностью общества.

Вместе с тем, в некоторых выборках государственную идентичность "перевешивают" языковые идентичности граждан. Таким образом, 1) для подавляющей части казахстанцев язык остался основным этнодифференцирующим индикатором, 2) в настоящее время реализуется смешанная модель нации, в которой наличествует гражданский и лингвистический компоненты, 3) язык является основным источником межэтнической толерантности/интолерантности в казахстанском обществе.

Государственным языком является казахский язык, а в государственных структурах, органах местного самоуправления, согласно Конституции РК, можно официально использовать русский язык наравне с казахским. Об этом ни раз говорил и сам Президент Н.Назарбаев: "Помогая госязыку, нельзя принижать значе­ние русского языка..."; "...Русский язык имеет международное значе­ние, расширяет информационное поле. Он необходим и сейчас, и в будущем"; "...Я знаю, что несколько акимов заявили о переводе делопро­изводства на госязык. Такие меры нельзя воспринимать однозначно. Если делопроизводство перехо­дит на госязык, это значит, что все документы будут составляться и на государственном, и на русском языках. Если на собраниях доклад ведется на казахском языке и в зале присутствуют люди, не вла­деющие госязыком, должен быть синхронный перевод. Никто не должен быть ущемлен по языковому признаку" /7/. Отметим, что, согласно закону, для поступления на государственную службу знание казахского языка не требуется.

Бесспорным является факт того, что освоение государственного языка неказахами является основным каналом интеграции в казахское общество и казахстанское государство, а кто считает себя гражданином Казахстана, должен стремиться к освоению госязыка. Но при этом имеет место опасение, что русскоязычные, оставшись проживать в Казахстане, и, освоив государственный язык, могут утратить русскую лингвистическую культуру. Но данное опасение несостоятельно. На этот счет справедливо высказывание профессора политологии Г.Н.Иренова: "Тревожиться русскоязычным нет никаких оснований. Русскому языку ничто не угрожает. Во-первых, он велик и достаточно авторитетен на международной арене; он один из шести языков Организации Объединенных Наций. Во-вторых, он язык наравне с общегосударственным языком в нашей стране. В-третьих, он находится в вершине науки, ибо без него невозмож­но постигать ценности отечественной, мировой науки и культуры. С этой точки зрения, на мой взгляд, и впредь мы, так или иначе, продолжим говорить и изучать его. А вот поднимать престиж ка­захского языка сегодня, как государственного языка, должно стать делом всех, но без крайностей, насилия и неприязни" /8, 96/. При этом добавим, что в этом процессе не должно быть поспешности и перегибов.

Однако на форсированное в ряде мест внедре­ние казахского языка указывают А.В.Никифоров, М.К.Канафина, а по словам Г.Н.Иренова, "навязывание государственного языка силовым методом чуть ли не стало „дорогой в пропасть"" /8, 96/.

Вопрос о перспективе места и роли казахского и русского языков в жизни казахстанских граждан обнаруживает противоречивость тенденций.

С одной стороны, в обществе языковой проблемы нет, что подтверждается следующим: во-первых, данными последней переписи населения, согласно которым более 65 % казахстанцев владеют государственным языком. Представители 18 этносов владеют казахским языком от 60 до 80 %%, уровень знания государственного языка 45 этносами значительно выше знания их собственного языка. Причем в их числе не только представители тюркоязычных народов. К примеру, в среде болгарской диаспоры владеющих казахским языком - 29 %, корейской - 28,8 %, еврейской - 17,6 %, польской - 9,9 % /9, 69/. Некоторые представители славянских этносов также уже овладели не только на бытовом, но и на профессиональном уровне государственным языком. Этому свидетельствует привлечение рядом телевизион­ных каналов славян в качестве дикторов казахских программ. Данный шаг представляется нами правильным и должен поощряться редакторами телеканалов; во-вторых, принятый 22 июня 2006 г. президентом России В.Путиным Указ "О мерах по оказанию содействия доброволь­ному переселению в Российскую Федерацию соотечественни­ков, проживающих за рубежом", не вызвал "очередную волну" русской эмиграции.

В обществе крепнет понимание необходимости изучения и развития государственного языка, создаются необходимые условия для интенсивного обучения государственному языку различных слоев населения. Лишь в качестве пожеланий желающие изучить государственный язык высказывают улучшение качества обучения казахскому языку.

С другой стороны, языковой вопрос продолжает оставаться проблемой. Во-первых, об этом свидетельствует превалирование языковой идентичности у неказахских граждан над государственной идентичностью. Во-вторых, с принятием Закона о языках, целью которого было расширение сферы применения казахского языка без ущемления прав граждан на использование других языков, все же усилились миграционные настроения и процессы, - по словам М.Машана, - процессы "голосования ногами", сравнимые по масштабам толь­ко с годами великих бедствий в истории казахов /10, 44/. В-третьих, несмотря на сокращение эмиграционных потоков в последнее время, адаптацию населения к новым реалиям, стабилизацию экономического положения в РК, у неказахского населения перспективной остается реализация "отложенной" эмиграции (откладывание отъезда по различным причинам). О своих миграционных намерениях (отвечая на вопрос "Хотите ли вы переехать на постоянное место жительства в другие страны СНГ?", заданный группой SOCIUM в 2006 г.) опрошенные заявляют: нет - 74,5 %, да - 21,0 %, другое - 4,5%. Из числа тех, кто заявляет о своем намерении выехать из страны на постоянное место жительства, адресом своего планируемого выезда называют: Россию - 54,5 %, Украину - 6,0 %, Белоруссию - 6,0 %, Узбекистан - 2,0 %, Грузию - 1,5 %, другое (в том числе затруднившиеся с ответом) - 30,5 % /5/. А в 1996 г. по данным республиканского социологического опроса, проведенного Институтом развития Казахстана собиралось эмигрировать из Казахстана около 15 % (из них около 25 % русских и более 29 % этнических меньшинств) и около 12 % затруднялись ответить. Таким образом, за 10 лет желающих эмигрировать увеличилось на 6 %.

Как представляется, основной причиной выезда было и остается нарушение государством конституционного положения использования русского языка как официального. Согласно данным республиканского опроса общественного мнения агентством "БРИФ", 71,1 % респондентов, в том числе 54,1 % казахов, считают, что есть необходимость во втором государственном языке. По данным другого социологического опроса (ЦГИ), 64 % респондентов г. Алматы высказались за необходимость второго государственного языка, среди них 45,1 % казахов. 63,2 % респондентов г. Шымкента также положительно ответили на этот вопрос, среди них 38,3 % казахов. В студенческой среде г. Алматы на этот вопрос положительно ответило 74,9 % респондентов, в том числе 54,7 % казахов /11, 89-90/.

Славянскому населению трудно овладеть казахским языком, и порой даже, не из-за нежелания, а из-за своих культурных особенностей. Н.В.Романова отмечает: "Историческая практика показывает, что если культура народов многонационального государства имеет близ­кую систему национальных ценностей и общую религию, то проблемы совместимости и интеграции, как правило, не возникает. Поэтому можно допустить, что интеграция части национального населения в культуру казахского народа, вообще восточных народов, трудна" /12, 56/.

За последние 10 лет востребованность русского языка в качестве государственного снизилась, но незначительно. Причина в том, что русский язык даже среди казахов сохраняет приоритет в языковой идентичности граждан, остается достаточно обширно и инструментально востребованным в обучении, в профессиональной реализации, в бытовом общении. Междисциплинарное исследование гражданской идентичности в Казахстане в 2007 г. ЦГИ показало, что фактическими билингвистами называют себя 10 % респондентов-казахов и 4 % представителей других этнических групп.

Для снятия остроты языковой проблемы на данном этапе политического развития суверенного го­сударства Президент Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана от 28 февраля 2007 года выделил необходимость создания триединой языковой политики. Как он отметил, во-первых, продолжая проведенную рабо­ту в рамках программы "Культурное наследие", следует изучить вопрос о создании "Фонда Духовного Развития Народов Казахстана". Во-вторых, предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта "Триединство языков". Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык - государственный язык, русский язык как язык межнационального общения и английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику /13/. Заведующий Центра по изучению проблем межэтнических отношений (ЦИПМО) в Алматинском Доме дружбы Г.А.Усенов аллегорично сравнил эти языки с 3-мя ключами от квартиры, машины и собственного дела /14/.

Свои предложения по установлению межэтнической толерантности в Казахстане высказывали и многие специалисты. Так, Л.Пухович предлагает провести корректировку в определении этнических групп в Казахстане. В словосочетаниях "казахстанские русские", "казахстанские корейцы" и т. д., он рекомендует поменять местами элементные слова и произносить: "русские казахстанцы", "корейские казахстанцы" и т. д., где "казахстанцы" станет первичным, а вторичным будет этническое происхождение /15, 443/. Н.В.Романова высказала идею о формировании казахстанского патриотизма и созда­нии Кодекса межэтнических отношений (КМО) /16, 57-58/. Думаем, эти идеи нужно поддержать.

В целом, для установления подлинной межэтнической толерантности в обществе, также необходимо:

- комплексное идеологическое обеспечение государственной политики и деятельности Президента;
- проведение научных исследований в рамках актуальности темы и соотнесения их с социально-политическими реалиями и реагирование гос.органов на представленные материалы;
- проводить регулярный мониторинг общей ситуации с измерением социальной напряженности и уровня конфликтности в стране и оценкой реализации важных государственных программ и мероприятий;
- фактическое привлечение к ответственности СМИ и лиц, разжигающих межнациональную вражду;
- проводить пропаганду по межэтнической толерантности.

Список использованных источников:

1. Борбасов С.М. Идеологические аспекты обеспечения политической модернизации в Республике Казахстан // Конституционно-правовые проблемы обеспечения ускоренной экономической, социальной и политической модернизации Казахстана: Сборник материалов Круглого стола посвященного 10-летию Конституции Республики Казахстан. - Алматы: ОФППИ "Интерлигал" в Казахстане, 2005. - С. 223 - 226.
2. Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева на открытки сессии Парламента РК. Астана. 1 сентября 2004 г. // Сайт Президента РК http://www.president.kz/.
3. Кадыржанов Р.К. Национальная идея и межэлитные отношения по вопросу государственного языка в Казахстане // Содержание и мобилизующий потенциал общенациональной идеи: Мат. респ. науч.-теорет. конф., посвящ. 60-летию д.ф.н., профессора, зав. отд. Ин-та философии и политологии МОН РК А.Г.Косиченко. Сост.: А.Н.Нысанбаев, А.Г.Косиченко, В.Д.Курганская. - Алматы: Ин-т философии и политологии МОН РК, Цент гуманит. исслед., 2008. - С. 69-77.
4. Бурова Е.Е. Особенности гражданской идентификации в современном Казахстане // Содержание и мобилизующий потенциал общенациональной идеи: Мат. респ. науч.-теорет. конф., посвящ. 60-летию д.ф.н., профессора, зав. отд. Ин-та философии и политологии МОН РК А.Г.Косиченко. Сост.: А.Н.Нысанбаев, А.Г.Косиченко, В.Д.Курганская. - Алматы: Ин-т философии и политологии МОН РК, Цент гуманит. исслед., 2008. - С. 227-243.
5. Комплексное социологическое исследование "Экономическая и социально-политическая ситуация в Республике Казахстан в оценке общественного мнения местного населения" / Центр социологических и маркетинговых исследований SOCIUM. Сентябрь 2006 г. // http://pda.regnum.ru/news/725763.html.
6. Курганская В.Д., Дунаев В.Ю., Айтхожин К.К. Мониторинг прав этнических меньшинств в Казахстане (Научно-исследовательский отчет). - Алматы: Центр гуманитарных исследований, 2003. - 100 с.
7. Начнем с понедельника. № 17 (679) 4-10 мая 2007 г. С. 7.
8. Иренов Г.Н. Консолидация общества. Павлодар. ТОО "ЭКО", 2003. - 182с.
9. Биекенов К. Язык как средство воспитания толерантного поведения молодежи // К идеалам мира - через преемственность поколений: Материалы Республиканской научно-практической конференции. - Алматы: "ТОО TST-Company", 2006. - С. 68-76.
10. Машан М.С. Политическая стабильность: сущность и механизмы обеспечения // Стабильность и безопасность Казахстана на стыке веков / Н.С.Бектурганов, Г.Т.Телебаев, Ж.Куанышали, А.Н.Нысанбаев и др. Астана: Елорда, 2000. - С. 42-50.
11. Малинин Г.В., Дунаев В.Ю., Нурмуратов С.Е. Казахстанское общество и социальное прогнозирование: социологическое измерение. Алматы: Институт философии и политологии МОН РК, 2001. - 186 с.
12. Романова Н. Этнополитические процессы в Республике Казах­стан. - Алматы, Қазақстан, 1998. - 68с.
13. Назарбаев Н.А. Послание Прези­дента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана "Новый Казахстан в новом мире" // Казахстанская правда от 28 февраля 2007 г.
14. Усенов Г.А. Процветать в мире и дружбе // Страна и мир. - 2007. - 5 октября (№ 36). - С. 9.
15. Пухович Л. Государственный язык и национальная идентификация как факторы обеспечения безопасности и стабильности республики Казахстан // Безопасность: международная, региональная, национальная (системный подход). Материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора политических наук, профессора М.С.Машана. - Алматы. "Дайк-Пресс", 2007. - С. 440-446.
16. Романова Н.В. Этнополитические процессы в современном Казахстане // Казахстанский путь политического реформирования: Сб. мат. "круглого стола" (12 декабря 2007 г.). Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2008. - С. 53-60.

***

Цепкова И.Б.,
К.п.н., доцент, докторант КНПУ им. Абая (Алматы)
Назаров Р.Р. - к.ф.н., Институт истории АН РУз (Ташкент)
28.11.2008

Источник - ИАЦ МГУ
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1227855000


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх