В.Ким: О расовой, и не только, дискриминации в Таджикистане 09:27 29.11.2008
О расовой, и не только, дискриминации в Таджикистане
Говорить о проблемах, а тем более о каких-либо проявлениях дискриминации в Таджикистане нельзя, не принято, хотя не запрещается. Говорят, что у нас нет проблем, нет дискриминации, в общем, нет ничего…
Нет определения, нет проблем
В 2008 году правительство республики должно представить в Комитет ООН свой очередной Доклад о ходе реализации Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации в Таджикистане.
Казалось бы, что выполнение данной Конвенции не должно представлять проблем для Таджикистана, так как в республике отсутствуют яркие представители других рас. А представители корейской общины настолько малочисленны, что все "забыли" об их расовой принадлежности. Никто в Таджикистане не задумывается над темой "белый", "черный", "желтый". Это только за пределами Центральной Азии мы все одинаково становимся "черными". Об отсутствии расовых проблем правительство республики регулярно отмечает в своем Докладе. Однако Комитет ООН также регулярно в своих рекомендациях настойчиво выражает озабоченность отсутствием определения расовой дискриминации в национальном законодательстве, сожаление по поводу недостаточности информации по уровню участия национальных меньшинств в государственных структурах, возможности получения образования на родном языке, а также судебных дел, касающихся расовой дискриминации.
Если с официальной точки зрения в Таджикистане нет расовых проблем, тогда что мешает принять рекомендации Комитета ООН и в национальном законодательстве дать определение расовой дискриминации? Тем более, как отмечает главный специалист отдела конституционных гарантий прав граждан Исполнительного аппарата президента РТ Фаррух Каримов, "что в РТ декларативно и фактически осуществляется принцип межнационального, межконфессионального и межрасового единства и равноправия". Принцип хороший, но наличие антидискриминационного закона все же лучше. Так как с принципами можно соглашаться или не соглашаться, а закон требует безусловного выполнения. Значит, в этом вопросе не все так просто, как пытаются нам объяснить представители власти. Действительно, как только в национальном законодательстве будет закреплено определение расовой дискриминации, тогда мы все поймем, в чем разница между реальным и декларативным равноправием граждан независимо от расовой, национальной и религиозной принадлежности.
Если Сталин подходил к решению проблем кардинально - "Нет человека, нет проблем", то современные подходы более "гуманистические" - "Нет определения, нет проблем". Если в законодательстве нет определения расовой дискриминации, то как мы сможем определить наличие нарушений прав по расовому, национальному или религиозному признаку? Рассмотрим один из примеров по расовому и национальному признаку. Гражданин Х., по национальности кореец, оштрафован за превышение количества приглашенных гостей при проведении традиционного обязательного корейского обычая "Асянди" - празднование исполнения 1 годика ребенку. Какой суд будет рассматривать это как дело о расовой дискриминации? НИКАКОЙ! Какой суд вынесет приговор о факте расовой дискриминации по этому делу? НИКАКОЙ! И не потому, что что-то боятся, а потому, что нет юридического основания. И отсутствие заявлений в судебных органах о случаях расовой дискриминации никак не связано с правовой неграмотностью населения. Если в национальном законодательстве отсутствует определение расовой дискриминации, то бесполезно упражняться в своей правовой грамотности, так как правоохранительные, судебные и административные органы руководствуются, прежде всего, теми нормами, которые прописаны в законе.
Нет меньшинств, нет проблем
Странно, но факт, когда проходят мероприятия по вопросам детей, молодежи, женщин, интеллигенции, то представителей национальных меньшинств или других расовых представителей не приглашают. Возникает вопрос. Отстранение граждан по расовому или национальному признаку от участия в общественно-политических, социальных, экономических, культурных, государственных мероприятиях, это дискриминация или нет?
В 2008 году окончательно поставлена точка в вопросе о месте и роли национальных меньшинств в Таджикистане. Если раньше была ссылка на "техническую забывчивость" и постепенно отстраняли представителей национальных меньшинств от сопричастности к событиям и жизни республики, то теперь на 17 году независимости Таджикистана национальные меньшинства окончательно вычеркнуты из общественно-политической жизни республики. Впервые за 17 лет независимости Таджикистана всех представителей национальных меньшинств отстранили от участия в праздновании Дня независимости Таджикистана. Это уже политический ответ на все вопросы. А к "техническому недоразумению" мы можем, закрыв глаза, отнести другие случаи не приглашения национальных меньшинств как, например, на культурную программу в "Кохи Борбад" в рамках саммита ШОС, на Международный симпозиум в честь 1150-летия А. Рудаки, на III форум интеллигенции государств – участников СНГ в Душанбе. Поэтому возникают естественные вопросы. Кто пытается нарушить общественное согласие в Таджикистане? Кто так легкомысленно подходит к национальному вопросу?
Виктор КИМ, член Общественного совета РТ, председатель РОО "Ассоциация советских корейцев Таджикистана" 28.11.2008
|