"КН": Как в 30-х годах "оседали" кочевые казахи Кустаная (страницы истории) 00:17 03.12.2008
Тридцатые годы. Прощай, кочевье!
На степных просторах Казахстана испокон века имел место кочевой образ жизни. Переход местного населения на оседлость начался еще в 18-м веке, когда в 1731 г. Младший казахский жуз, а в 1740 г. и Средний перешли в подданство России. Именно тогда и начался этот длинный путь, который был завершен только к середине века 20-го. Как это происходило в наших краях, рассказывают некоторые документы.
В 1877 г. оренбургский ге-нерал-губернатор Н. Крыжановский в письме коллеге в Тургайскую область, делясь планами устройства нового города, упоминает о находящихся здесь киргизских зимовках. Это были земли казахов из 50-ти кибиток. В 1881 г. тургайский военный губернатор А. Константинович в докладе министру внутренних дел России обосновывал необходимость строительства Кустаная и поселка крестьян при нем (сейчас это территория города от Центрального рынка до лога в северо-восточной части). Он писал так: "...Необходимость такого земледельческого поселка вытекает из соображения, что без него одно промышленно-городское поселение, расположенное внутри степи, среди кочевого населения, могло бы быть поставлено в весьма затруднительное положение..." Кустанай строился, рос, прирастая переселенцами из России и Украины. Но местное население упорно продолжало вести кочевой образ жизни. По данным на 1905 г., в Кустанае проживало всего около двухсот казахов при населении города более 20000 человек. Мало что изменилось в наших краях и после установления советской власти. И Кустанай, и многочисленные разросшиеся поселки были заселены исключительно переселенцами. Местные казахи вели исконный образ жизни, исчисляя своих соплеменников покибиточно. Коренным образом все стало меняться только в 20-х годах прошлого века, когда в СССР началась массовая коллективизация, уничтожение баев и кулаков, а вместе с этим и принудительный перевод казахского населения на оседлость. Это был переломный и непростой период в жизни кочевого народа. На места спустили планы "по оседланию", и от уговоров перешли к приговорам под лозунгом: кто за старый образ жизни, тот контра и кулацко-байский агитатор. Поначалу это привело к ужасающим результатам. Народ, не привыкший сидеть долго на одном месте, да и не умеющий этого делать в принципе, стал болеть и вымирать. Вот реальный пример 1931 г. по Семиозерному району нашей области. Обследовавший тогда эти "места оседлания" казахов инспектор райздравотдела Пиленков докладывал: "...Из числа кожных болезней особенно развиты: парша, чесотка и экзематорные заболевания. ...Питание оседлающего населения состоит из курта и пшенной на воде заваренной каши. ...С одеждой у обследованного населения обстоит также неблагополучно. Как правило, все обращающиеся покрыты сильно рваной и грязной одеждой. ...Мылом население не обеспечено, поэтому и грязно. ... Медпомощью население ни в коем случае не обеспечено. Выбор мест под поселки сделан без участия райздрава и не совсем удачен. Жилища спланированы неудачно, полутемны, сыры, холодны и неуютны..." И это 30-е годы 20-го века! В январе 1932 г. сотрудник центрального аппарата ОГПУ Миронов, обобщая ситуацию, констатировал, что вопрос до сих пор стоит остро, а "со стороны байско-националистического элемента и великодержавных шовинистов имели место подсовывание под оседлающее население участков, совершенно непригодных для возведения построек. ...В Кустанайском районе в ауле №8 точки оседлания были отведены по родовому признаку..." После батпакаринского восстания в Кустанайской области против советской власти в конце 20-х годов из Кустанайского и Тургайского районов в Федоровский в 1932 г. перебросили под предлогом перехода на оседлость 800 казахских семей, которые с трудом приживались, а многие просто погибли от голода и лишений. Вот так это было. Эпоха "оседлания" местного населения области завершилась только перед началом войны.
1.12.2008
|