КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 04.12.2008
21:41  В.Ющенко и Э.Рахмон подписали 6 "важных соглашений" и обменялись орденами Я.Мудрого-И.Сомони
20:37  В Кыргызстан из Питера доставлено 120-тонное рабочее колесо первого гидроагрегата Камбаратинской ГЭС-2
17:25  А.Богданов: Щит и меч. Токсичные отвалы Кыргызстана угрожают экологии региона
16:04  "НВ": Королева тяжестей. В Темиртау живет самая сильная женщина планеты - чемпионка мира по гиревому спорту Т.Потемкина
15:52  Путин хочет в 2009 году урезать наполовину количество гастарбайтеров в России
14:51  Е.Сатановский: Будущее глобальной бензоколонки. Ислам и Демократия - единство и борьба противоположностей
14:37  С.Козлов: Местечковое правосудие. Очередное "усовершенствование" судебной системы Казахстана чревато редким произволом

14:33  Сапа Мекебаев: Колобку контрольный выстрел в голову не требуется
14:22  О.Толмачева: Стоит ли ожидать массовое возвращение кыргызских мигрантов из России?
13:33  Д.Чернышов: Весь героин в мире поставляет одна страна. Афганским наркобаронам никто и ничто не мешает
13:08  М.Шаботоев: Помер киргизский туризм, и хрен с ним...
12:28  О.Реут: Сорок четвертый нескорый. США на постсоветском пространстве
11:36  В Бишкеке на автовокзале изъята рекордная партия героина - 33 кг!
11:19  Newsweek: Требуется новая "большая стратегия". У Обамы есть уникальная возможность создать архитектуру 21 века
11:06  Незарегистрированное движение "Таза дин" намерено провести международный мусульманский курултай в Кыргызстане
11:05  На киностудии "Каракалпакфильм" смонтирован первый фильм - кинокомедия Б.Баймурзаева "Вор"
10:48  Институт автоматики НАН Киргизии разработал "сверхчувствительные датчики, способные предсказывать природные катаклизмы"
10:43  Д.Сатпаев: Инвестиционная гипертония. Что решит Совет иностранных инвесторов с казахстанской экономикой?
10:39  Н.Тюлеев (мэр Бишкека): "Жена меня скоро будет узнавать только на ощупь..." (интервью)
10:27  В.Серов: Визит басмача. Рахмону в Украине нужно не очень много...
10:11  Р.Мирзобекова: Регионы Таджикистана будут самодостаточными?
10:04  Эмомали Рахмон посетил могилу брата. Погибшего солдатом в бандеровских лесах на Львовщине
09:51  С.Туржанов: Через три зимы. Энергетика является административным барьером для развития экономики Казахстана
09:42  Вл.Соловьев: Трубный запах. ЦА давно стала передним краем борьбы России и Запада за контроль над добываемыми здесь углеводородами
09:16  Webmoney доступны каждому! Перспективы использования электронных денег в Казахстане
09:13  "Помощь детям инвалидам". Анонс акции фонда "Алтын - Кол" в Алматы 5/12
09:09  "Мобилизация СМИ в поддержку прав женщин и детей". ВВС и Еврокомиссия объявили конкурс для журналистов ЦентрАзии
08:58  Зов предков. В Казахстане нашелся родственник британской королевы с украинским паспортом - сэр Киплинг-Коряка
08:02  Казахстан привлечет $3,45 млрд на автокоридор Европа-Китай
04:39  В Киргизии возобновил свою работу веб-сайт "Pravda.kg"
04:30  Бек Орозалиев: Киргизская революция выходит на пенсию. Из большой политики уходят соратники Курманбека Бакиева
03:22  Н.Асадова: США проиграли гонку. У экспертов Барака Обамы готов план мирного сосуществования с Ираном
02:16  М.Восканян: Конец эры потребления. Сможет ли кризис изменить ценности современного общества?
01:24  "Къ": Индии обещано досье на Пакистан. Другой поддержки от Кондолизы Райс она не получила
01:06  В Алматинской области начал свою работу областной форум аксакалов
01:04  "НГ": Индия приплатит России за авианосец. Москве удалось заставить Дели доплатить за контракт в 700 миллионов долларов еще 3 миллиарда
00:59  Д.Медведев улетел с 3-дневным визитом в Индию. Закрывать Год России
00:55  Э.Рахмон прибыл с 3-дневным визитом из Йемена в Киев. Получать орден Ярослава Мудрого
00:35  Арабы, купившие грузинский порт Поти, террористы?
00:18  Н.Бухари-заде: В Таджикистане не выполнен план по хлопку. Кто виноват, и что делать
00:10  Washington Post: Что если Мумбаи повторится?
00:08  С.Юсупханова: Противостояние государства и гражданского общества в Киргизии усиливается
Среда, 03.12.2008
22:13  Пакистан отказал Дели в выдаче главарей террористов, атаковавших Мумбаи
21:08  Режет всех и вся. Узбекские ученые изобрели уникальный газолазер
19:41  L"Espresso: Медведь и панда. Характер отношений между Китаем и Россией не понятен Западу
19:38  Wall Street Journal: Уделим Пакистану заслуженное внимание. Теракты в Мумбаи - последний звонок будильника
19:30  "МК": Супергерой Советского Союза. Памяти Муслима Магомаева
19:26  С.Матаев: Странная история. Зачем Казправительству объединять все СМИ страны в один холдинг?
19:23  Д.Зайнитдинова: МИД Киргизии как... основной экспортер товаров народного потребления
18:50  И.Каримов издал указ в поддержку промышленных предприятий
18:49  ЕБРР и ФНБ "СамрукКазына" создадут инвестфонд Kazakhstan Growth Fund
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
М.Восканян: Конец эры потребления. Сможет ли кризис изменить ценности современного общества?
02:16 04.12.2008

КОНЕЦ ЭРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Сможет ли кризис изменить ценности современного общества?

Новости мирового кризиса в последние недели дают мало поводов для оптимизма. Как из США, так и из Европы приходят сообщения о начавшихся или готовящихся массовых сокращениях рабочих мест, снижении заработной платы, а кое-где – уже и уличных волнениях. Так, Associated Press сообщает о том, что массовыми беспорядками и столкновениями с полицией завершился митинг протеста в центре столицы Исландии Рейкьявике, где еще в пятницу сотни манифестантов вышли на улицы, чтобы выразить свой протест по поводу политики правительства, которое фактически довело страну до банкротства. Полиции пришлось задержать одного из демонстрантов, а через день разъяренная толпа решила взять полицейское здание штурмом, попытавшись сломать двери и требуя освободить своего соратника. В ответ служители правопорядка применили слезоточивый газ и вынудили манифестантов отступить. Есть пострадавшие, сообщает РБК.
Вполне возможно, что через несколько месяцев аналогичные события ждут и другие страны. Над относительно благополучной вот уже несколько десятилетий жизнью Европы, которая в глазах советских, а потому уже и российских граждан была эталоном социально-потребительского благополучия, сгущаются тучи "новой бедности". Именно этот термин сейчас можно услышать, например, в репортажах EuroNews – о бельгийской многодетной матери, которой едва хватает средств накормить детей, а сама она неделями вынуждена питаться только хлебом, или о португальском пенсионере, у которого теперь нет денег оплачивать счета за воду и, для того чтобы принять душ, он вынужден ходить теперь в католический благотворительный центр. И это не передача советского телевидения об "оскале мирового империализма", а новости европейского телеканала в ноябре 2008 года.

Конечно, пока в такой степени кризис затронул самых незащенных европейцев – тех, кто живет на социальные пособия. Основную же массу представителей европейского среднего класса (и российского тоже) ждет серьезное снижение уровня потребления. Казалось бы, это пусть и неприятное, но вполне традиционное для людей явление – бывают периоды, когда живется лучше, а бывает, когда приходится потуже затянуть пояса. Точнее, традиционным оно было во все времена, а вот в эпоху постмодерна и общества потребления, эта ситуация может привести не просто к финансово-бытовым проблемам у "золотого миллиарда", а к проблемам куда более глубоким, социально-культурным и мировоззренческим. Потому что потребление для современного человека – это отнюдь не удовлетворение материальных нужд. Это жизненная философия, система ценностей, поле самореализации, в сущности – новая религия и идеология.

Потребление многими понимается ошибочно только как приобретение неких вещей, товаров и услуг. Но мы живем в мире символического потребления, и уже давно платим деньги не за вещи – а за имидж, за знаки самоидентификации, за чувство принадлежности. Мир, в котором (представим на минутку) исчезнут торговые центры, реклама, индустрия развлечений, потрясет основы мироздания современного обывателя так же сильно, как потрясло бы средневекового человека внезапное исчезновение всех храмов и священнослужителей. "Это невозможно и немыслимо", – решил бы наш далекий предок. Аналогично мыслит и современное общество. И оно не готово вовсе не к тому, что будет жить беднее, – это чисто бытовая сложность, а к тому, что конец общества потребления в его нынешнем виде – это слом основ мира глобализации и неолиберализма. Мира, который еще несколько лет назад провозгласил свою полную и окончательную победу на всей планете, отведя еще пару десятилетий на решение "технических" задач – подчинение "стран-изгоев" и освоение ресурсов "недостачно глобализированных" регионов. Но не говори "гоп" пока не перепрыгнешь. Сегодня головокружение от успехов сменяется пониманием того, что совсем скоро не только можно лишиться статуса победившей и единственно верной системы, а вообще отправиться, как говорится, на свалку истории. К столь масштабным переменам в мировосприятии люди готовы куда меньше, чем к тому, что придется пересесть в автобус из личного авто или перейти на более дешевый сорт колбасы.

ЧЕЛОВЕК – ЭТО ТО, ЧТО ОН ПОКУПАЕТ?

Отношение к обществу потребления в Европе и в современной России имеет существенные различия. Европейская философская и социальная мысль давно уже провела глубокий анализ того, что такое потребление в его нынешнем виде, – благо, времени на это было достаточно. Так, работа одного из виднейших европейских исследователей феномена потребления Жана Бодрийяра "Общество потребления: его мифы и структуры" появилась еще в 1970 году. У европейских интеллектуалов XX века традиционно были более или менее анти-буржуазные взгляды – именно потому, что они успели детально рассмотреть, что собой представляет мир сытых обывателей и какие пороки и тотальная несвобода скрываются за его внешне приятным фасадом. Но "изнутри" СССР все выглядело совершенно иначе – недоступный мир материального капиталистического достатка казался раем, а "разницу между туризмом и эмиграцией" россияне смогли почувствовать только спустя годы жизни при отечественном капитализме, который оказался весьма странным гибридом, вобравшим в себя недостатки как западной, так и советской систем. И вот у многих отрылись глаза – оказывается, в обществе потребления товаром являются не только одежда, автомобили и технические новинки, но и – о, ужас! – искусство, здоровье, личное время и социальный статус, а порой и собственная жизнь в прямом смысле. Но, несмотря на это, очень большая часть наших сограждан искренне приняла новую систему ценностей. Почему?

На первый взгляд, очевидно – после жизни в мире принудительного материального равенства появилась возможность работать и зарабатывать, что само по себе можно только приветствовать. Однако дело не только в этом. Потребление как мировоззрение является очень серьезным конкурентом любым идеологическим построениям.

Эта система обладает целостностью, сравнимой с целостностью религиозного или философского учения – она говорит человеку, каковы цели его жизни (повышать уровень потребления и уровень жизни), объясняет, как этого достичь (экономически эффективная карьера), дает целостную картину мира (все объясняется в терминах покупки-продажи и выгодности-невыгодности) и шанс на индивидуальное счастье (мы все строим мир, где каждый имеет шанс на успех). При этом аргументы системы просты и понятны всем. Далеко не любой готов жить ради светлого будущего, мира во всем мире или приближения к Богу. Но кто же не хочет жить завтра лучше, чем сегодня? Иметь просторное жилище, красивую одежду, удобные вещи.

Кажется, что слабость общества потребления – в его излишней приземленности, – ведь не хлебом же единым? Эту ошибку часто совершают не очень далекие критики общества потребления, восклицая: "О, времена! О, нравы! Молодое поколение не интересует ничего кроме денег!" Ничего подобного, общество потребления сегодня – это, главным образом, общество потребления смыслов. Богатство само по себе не имеет значения. Покупая дорогие автомобили, посещая престижный клуб и надевая эксклюзивную одежду, человек покупает имидж и статус. Собственно, именно имидж и ощущения, а вовсе не сами товары уже давно продают специалисты по маркетингу и PR. Поэтому потребление с успехом заменяет традиционные формы самореализации. Если вчера, чтобы что-то сказать миру, нужно было написать роман, сыграть проникновенную мелодию или произнести пламенную речь на митинге, сегодня за вас все скажет лейбл на сумочке, марка сигарет и название ресторана, в который вы ходите. Причем заявлять о себе каждый день можно по-разному – сегодня ты гламурный обитатель ночного клуба, завтра – спортивно экипированный путешественник, послезавтра – деловой яппи. В "обществе спектакля" каждый одновременно и зритель, и актер. Потребление тоже является своего рода творчеством – поскольку, что бы вы ни приобретали, сегодня вы покупаете не вещь и не услугу, а средство самовыражения и стиль жизни. Товары и услуги индивидуализируются и "кастомизируются" – вы можете купить кухонную мебель неповторимой, нужной только вам конфигурации, создать уникальный дизайн своей кредитной карты или заказать в кафе пиццу по собственному рецепту. Сегодня человек – это то, что он покупает. "Шопинг – это не просто походы по магазинам. Это весь диапазон человеческих проблем и отношений. Ваши покупки красноречиво характеризуют Вас и то, какими Вы хотите быть", – уверен профессор Кристофер Мур, специализирующийся на изучении шоппинга в шотландском университете Glasgow Caledonian University. Поэтому самореализация в мире потребления ничем не труднее, а напротив – намного легче, чем раньше. Здесь каждому позволят получить свою минуту славы, стать творцом в области собственного гардероба и прически, заиметь экстремальное хобби. Когда-то индивидуальность была результатом ума, характера и личностных усилий, теперь ее проще купить. Возможность жить, играя и самоутверждаясь, а вовсе не примитивный культ материального достатка, делают такую жизнь столь привлекательной.

Но все это имиджестроительство возможно только в благоприятном экономическом климате, а точнее во вполне конкретной ситуации растущей экономики услуг с весомым непроизводственным сектором. Именно той экономике, которая сейчас падает "стремительным домкратом" в воронку кризиса. Недаром один из последних номеров The Economist вышел с весьма красноречивой обложкой – фигурой на краю пропасти и словами "World on the edge" ("Мир у черты").

ОБЩЕСТВО ВСЕОБЩЕГО НЕБЛАГОДЕНСТВИЯ

Не стоит питать иллюзий – добровольно от потребления как смысла никто не откажется, поскольку вроде бы мир, где всем гарантирован относительный достаток, это тот самый laissez-faire capitalism, общество всеобщего благоденствия. Выступать против него могут, казалось бы, лишь самые радикальные идеалисты. Но общество потребления при более пристальном взгляде на него – это вовсе не та схема, где каждый получает некий набор материальных благ и умиротворенно живет, довольный своим положением, а экономика обеспечивает этот уровень жизни. Возможно, в теории это и должно быть так. Но на практике увеличение прибыли невозможно без роста потребления, а значит и роста потребностей.

Общество, где все довольны своим материальным достатком и не хотят большего, – страшный сон любого бизнесмена, потому что никакой рост бизнеса в нем не возможен. Именно в этом и причина сегодняшних проблем – если в области смыслов потребителя многие годы грамотно "подстегивали" к постоянной жажде потребления с помощью самых разнообразных методик рекламы и маркетинга, то в практической плоскости население многих стран соблазнили выгодными и дешевыми кредитами. Для этого работают и технологии производства вещей, выходящих из строя сразу по окончании гарантийного срока и подлежащих замене во вполне работоспособном состоянии из-за их немодности. В то самое время, когда проблемы экологии и нехватки природных ресурсов вроде бы стоят на повестке дня на самом высоком уровне.

"Подсаженный" благодаря потребительскому зуду на жизнь в кредит человек крайне удобен государству – им легко манипулировать, он зависим, он не может внезапно менять свою жизнь, становясь на долгие годы заложником собственного – вроде бы – благополучия. Причем бедняка не соблазнишь роскошным лимузином, он знает границы своих возможностей. А вот представителя среднего класса очень легко убедить купить в кредит машину чуть выше классом или более дорогой мобильный телефон, чем он мог бы позволить себе, живя по средствам. "Ты можешь себе это позволить" – вот главная ловушка, заставляющая тратить всегда больше, чем зарабатываешь. Прошлогодние воззвания, например, британских властей к населению – по возможности не пользоваться кредитными картами, автоматически делающими вас должником и вообще не брать кредитов без необходимости, так и остались без внимания. Теперь британцам, и не только им, придется расплачиваться за эту схему жизни безработицей, банкротствами производств и принудительным снижением уровня жизни.

Еще потребление создает иллюзию равенства. Ведь и правда, можно пойти и купить такую же вещь, как у известного артиста, телеведущей или спортсмена. Посмотрите на рекламные плакаты с портретами знаменитостей, словно приглашающих скромного обывателя – приблизься к нам, мы позволяем тебе стать как мы, пусть ненадолго, как Золушке на балу, побыть рядом с принцами и принцессами. Все это довольно неприглядные игры, ведь культивируют они вовсе не желание стать лучше, а чувство собственной неполноценности.

Россияне же (по крайней мере, имеющие доходы выше среднего), в отличие от европейцев, входят в полосу кризиса на пике именно такого демонстративного потребления. И почему-то за аргументами о том, что красиво жить не запретишь, никто не вспоминает, что то равенство, которое где-то там рядом с братством и свободой, – это не равное право для всех подзаработать и купить кухонный комбайн или новое авто, а равное право на социальные возможности, образование, участие в гражданских институтах. Впрочем, вряд ли так увлеченные своим карьеростроительством российские молодые яппи размышляют о мире равных возможностей. Мир победителей и неудачников выглядит заманчивее в глазах тех, кто уверен, что обязательно окажется в выигрыше. Но в ближайшее время многих ждет совсем другая судьба – и в "лузеры" таких охотников за удачей определят отнюдь не какие-нибудь левые патриоты-радикалы, а экономическая система, ставшая их идолом.

НОВЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Даже если нынешний кризис не приведет к радикальной смене экономического мироустройства, а станет для него лишь серьезной встряской, главное уже произошло – так превозносимая неолиберальная экономическая модель уже не будет считаться безальтернативной. Какими же могут быть основы других моделей?

В первую очередь будет востребована обновленная идея справедливости – не примитивной уравниловки, а системы, где будет повышенный спрос на частную инициативу, но невозможны спекулятивные "мыльные пузыри". Во-вторых, вместо бесконечного потребления людям нужны другие цели. Существует любимое неолибералами выражение "Капитализм – это то, чем люди занимаются, если оставить их в покое". Но "развитое" общество потребления с его карнавалом продающихся нематериальных символов подтверждает как раз обратное. Если у современного человека достаточно денег, то он начинает заниматься не их приумножением – а самореализацией. Да, для кого-то этой самореализацией становится бизнес-успех, для кого-то она происходит в примитивной форме покупки статусности. Но сам факт готовности людей платить больше всего за свой имидж и образ жизни говорит о том, что им нужны не вещи, а самоощущение успешности и полноценности (кстати говоря, это же подтверждает огромная популярность компьютерных игр – где современный человек тоже ищет самореализации, пусть и виртуальной). И любая модель жизни, предлагающая обществу путь к такому самоощущению не через сверхпотребление, вполне может оказаться востребованной. А новыми целями может быть многое – от борьбы с бедностью до освоения космоса или строительства социализма XXI века.

В этом смысле вовсе не случайна охватившая всех "обамомания" – возможно, новый президент США в итоге и не совершит никакого прорыва, важно то, что его избрание выявило огромное желание перемен и мечту о новом завтра у миллионов американцев. Новое завтра хотят увидеть и все остальные, а кризис мировой экономики только обострит эти чаяния. Дать обществу новые ориентиры успеха и полноценности, новые мечты – вот главная задача тех, кто хочет идти вперед, к пост-кризисным социальным и экономическим моделям.

Маринэ Восканян
30.11.2008

Источник - РПМонитор
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1228346160


Новости Казахстана
- Ряд международных соглашений рассмотрят сенаторы на заседании Палаты
- Мажилис одобрил законопроект по борьбе с лудоманией в первом чтении
- О правящей элите и бюрократии
- Снижение цен на социально значимые продукты отмечается вторую неделю подряд в РК
- Канат Бозумбаев дал ряд поручений по противопаводковым мерам в ЗКО
- О традициях
- Кадровые перестановки
- Два техрегламента ЕАЭС усовершенствованы по инициативе Казахстана
- Казахстан принял участие в 80-й сессии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана
- Непродуктивные посредники исключаются из цепочки электроснабжения
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх