Е.Кирсанов: Виден ли, на самом деле, в Мумбаи след "Аль-Каиды"? 11:28 06.12.2008
Еще раз про Мумбаи и "Аль-Каиду"
События в Мумбае всколыхнули весь мир и вновь поставили вопрос о противодействии терроризму "во главу угла". Дипломаты и политики вспомнили о давно обсуждаемой, но до сих пор не принятой Конвенции ООН "О противодействии терроризму"; спецслужбы предупреждают о наступлении "Аль-Каиды" на "новых направлениях"; обыватели кричат об исламе "как религии убийц" и т.п.
Попробуем разобраться в первопричинах "мумбайского инцидента" и проследить его связь с "Аль-Каидой".
Террористические атаки в Индии со стороны исламистских экстремистов не редкость и повторяются с угрожающей регулярностью. Власти Индии тоже не остаются "в долгу" и отвечают ударом на удар: по данным зарубежных экспертов, индийские спецслужбы контролируют около 40 лагерей по подготовке боевиков, на которых пакистанцы возлагают ответственность за проведение терактов в своей стране. Обычно это противостояние связывается в основном с проблемой Кашмира и организацией "Лашкар и-Таиба", которая является "наконечником исламского копья" в этом конфликте. "Лашкар и-Таиба", несомненно, имеет связь с "зеленым интернационалом" и У. бен Ладеном, в частности. Вспомним хотя бы про печально известный так называемый кашмирский батальон, из которого вышли Хаттаб и другие боевики, в дальнейшем воевавшие в Боснии и закончившие (слава богу!) по большей части "свой славный боевой путь" в Чечне.
Но кашмирский вопрос не единственный и в нашем случае далеко не определяющий момент в теракте в Мумбае. Зарубежные эксперты в большой мере связывают последние события с событиями в штате Гуджарат в 2002 г. Напомним, что тогда произошло нападение неустановленных лиц на группу индийских муниципальных служащих, в результате которого погибли 52 человека. Нападение было тут же приписано исламским террористам, вследствие чего начались массовые погромы в мусульманских районах штата. Во время погромов при явном попустительстве властей штата были убиты около 2000 человек. В ходе дальнейшего судебного разбирательства, которое проводилось явно предвзято, было осуждено большое количество мусульман - в отличие от погромщиков с индийской стороны.
Именно указанный эпизод и присутствует на постоянной основе во всех "программных" документах и воззваниях исламистских террористических групп в самой Индии. Прозвучал он в этот раз.
Надо четко отдавать себе отчет в следующем. Политика индийских властей по отношению к мусульманскому меньшинству, особенно в приграничных к Пакистану штатах, служит основной причиной межконфессионального конфликта, апофеозом которого являются многочисленные террористические атаки. Немного статистики: мусульманское население составляет 11% населения Индии, 44% мусульман-мужчин - безработные, 53% мусульманского населения неграмотно, доля мусульман среди государственных чиновников разного ранга не превышает 5%. Мусульмане живут обособленно, фактически в гетто, индийское общественное мнение априори считает их "пятой колонной" Пакистана. Естественно, они притеснены и в экономическом плане. Например, питательную силу для массового недовольства мусульман и, как следствие, поддержку таким организациям, как "Лашкар и-Таиба", в том же Кашмире вызвали не призывы "Аль-Каиды" к "всемирному джихаду", а элементарный раздел плодородных земельных участков (как можно догадаться, не в пользу мусульман).
Возникает вопрос: если основное недовольство у террористов вызывает политика индийских властей, то при чем здесь иностранцы в Мумбае?
Попробуем разобраться и в этом. События в Мумбае широко обсуждаются на так называемой арабской улице. Версий много: от провокаций со стороны Израиля и США до внутрииндийских конфликтов. Но для нас наибольший интерес представляет версия (или, вернее, убежденность) ряда влиятельных религиозных деятелей в Королевстве Саудовская Аравия, которые в силу своего авторитета и тесных связей, в том числе с откровенными исламистами, обычно хорошо понимают природу того или иного события.
Так вот, в среде этих лиц бытует следующее мнение. Теракт в Мумбае подготовила и провела пакистанская организация "Лашкар и-Таиба". Причина - возникшие разногласия с У. бен Ладеном и его ближайшим окружением, что немедленно сказалось на финансовом положении организации. Руководство "Аль-Каиды" якобы выразило свое недовольство пассивностью "Лашкар и-Таиба" (последняя действительно в последнее время была мало активна). Подготовка теракта заняла около 4-6 месяцев. Основная цель, поставленная перед террористами, - захват возможно большего количества иностранцев с последующим их подрывом в одной из гостиниц.
По неизвестным в настоящее время причинам операция конечной цели не достигла (из почти 200 убитых иностранцы составляют около 20). Руководство "Аль-Каиды" от операции решило дистанцироваться (слишком много убитых местных жителей), но часть обещанной суммы руководству "Лашкар и-Таиба" все-таки выплатила.
Кстати, те же религиозные деятели утверждают, что операция в Мумбае не имеет ничего общего с "обещанным У. бен Ладеном глобальным терактом". Последний якобы подготовлен и будет проведен в одной из стран Европы до наступающего Нового года. Косвенным подтверждением этого может служить арест в начале этой недели в Лондоне гражданина Пакистана, который, по данным британских властей, был связан с "Лашкар и-Таиба" и "готовил глобальные теракты в британской столице". Сразу оговоримся, что к подобным (что называется, "по горячим следам") заявлениям представителей спецслужб следует относиться аккуратно: надо понимать, что организации должны оправдывать свой бюджет.
Автору статьи представляется, что истина лежит, как всегда, посередине. Итак, резюмируем.
Основой террористических атак в Индии является политика местных властей по экономической и политической дискриминации мусульманского меньшинства.
На этом фоне в Индии сформировались группы недовольной мусульманской молодежи, которая встала на путь вооруженной борьбы. Она пользуется (что естественно) финансовой, военной и моральной поддержкой пакистанских экстремистских группировок (таких как "Лашкар и-Таиба"). Но при этом не ассоциируют себя именно с пакистанскими группами, а стараются выступать как самостоятельная сила (отсюда возникновение различных названий террористических групп, которые раньше нигде не упоминались).
Свою долю в террористической активности в Индии занимают индуистские правые группировки, а также индийские спецслужбы, которые не гнушаются организацией откровенных провокаций (вспомним эпизод в 1971 г. с организацией захвата в Лахоре самолета индийских авиакомпаний, с тем чтобы обвинить в теракте кашмирское националистическое движение).
"Аль-Каида" в указанном раскладе играет вспомогательную (в основном идеологическую и финансовую) роль. Пакистанские и связанные с ними индийские мусульманские террористические группы, решая свои локальные задачи, не отказываются от "подработки", прежде всего из-за финансовых соображений.
Во всех территориальных конфликтах, замешанных на межконфессиональной вражде (Кашмир, Босния, Косово, Чечня), "Аль-Каида" возникает как внешний фактор, приходя уже на подготовленную почву и пытаясь превратить их в "межрелигиозный конфликт". Надо признать, что после минования "острой фазы" таких конфликтов роль и степень влияния "Аль-Каиды" падает. Националистические исламские движения в своем союзе с "зеленым интернационалом" (и прежде всего с "Аль-Каидой" как наиболее радикальной ее частью) видят выгоду главным образом в международной и финансовой поддержке своих сепаратистских усилий. Чисто военный эффект от присутствия "в горячих" точках арабских моджахедов все-таки вторичен.
Е.Е. Кирсанов 5.12.2008
|