Е.Магауин: Голод 1932-33 годов. Трагедия, о которой Казахстан никогда не должен забывать 18:40 10.12.2008
Радио "Свобода": Незабываемая трагедия Казахстана
Трагедия, о которой Казахстан никогда не должен забывать
Нужно быть достаточно взрослым, чтобы слушать эти истории. Мой отец услышал их раньше, чем следовало бы. В 1952 году в 12-летнем возрасте ему дали обязательную работу на лето в качестве почтальона. Два раза в неделю он верхом на лошади ехал в отдаленную большую деревню, чтобы привезти письма и документы.
Во время таких поездок, он обычно сокращал свой путь через горы и заметил, что некоторые места были засорены человеческими черепами и костями. Он начал спрашивать своего отца о происхождении этих черепов. Вот так он впервые услышал об ужасающем, созданном человеком голодоморе, который поразил его страну два десятилетия назад, убив миллионы казахов.
Голодомор 1932-33 гг., который стер с лица земли огромную часть казахского населения, является одной из самых темных глав в истории страны. Согласно решению Советского правительства было инициирована конфискация всего домашнего скота в Казахстане. В то время более чем три четверти казахов вели кочевой образ жизни и полностью зависели от домашнего скота - без него эти кочевники не имели шанса выжить.
Конфискация скота началась в 1929 году. К 1932 году казахи были лишены первичных средств к существованию, что привело к началу голода.
Началось массовое бегство. Те, которые проживали в приграничных районах, бежали в соседние республики - Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Китай и Монголию. Но те, кто проживал в сердце страны, были вынуждены остаться; самый длинный список погибших от голода приходится на центральный Казахстан.
По словам историка Таласа Омарбекова из Казахского государственного университета, который получил доступ к советским архивам по голодомору в 1980 гг., жертвами голода стало 2,3 млн. человек.
Во время конференции, которая прошла в прошлом месяце и была посвящена украинскому голодомору, российские историки подсчитали, что Казахстан потерял лишь 1,5 млн.человек во время голода.
Казахские интеллектуалы утверждают, что казахи понесли пропорционально большие потери, нежели другие этнические группы в Казахстане, и что соседние центрально-азиатские республики не переносили подобного разрушающего голодомора. По их мнению, это тот случай, когда простое цитирование неудач советской политики по коллективизации не кажется достаточным объяснением голодомора. Многие рассматривают голодомор как геноцид – мнение, которого, похоже, не разделяют власти Казахстана.
Личные воспоминания
Ни одна казахская семья не избежала этой трагедии – у каждой семьи есть своя история, которая переходит от поколения к поколению.
В то лето 1952 года, мой отец узнал о том, как его собственный отец, который в 1932 году сразу после получения сертификата учителя, был направлен преподавать в деревню, но не смог найти ни одного ученика, потому что все дети умерли.
Он узнал, как наши родственники выжили благодаря половине мешка пшеницы, который был выдан моему дедушке в качестве платы; как они видели людей около железнодорожных станций, поедающих человеческие трупы; как они вернулись назад в свою родную деревню после окончания голодомора и встретили лишь 13 семей, оставшихся в живых из первоначальных 70; как мой прапрадедушка начал собирать человеческие кости, разбросанные вдоль берегов реки, и складывал их в кучу.
Эти истории произвели на моего отца неизгладимое впечатление, что в своем сердце он уже выбрал свою будущую профессию раз и навсегда. "В бессонные ночи, я мечтал о том, что стану писателем, и смогу написать об этом ужасе и следующие поколения никогда не забудут это", - рассказал мне мой отец, когда пришло мое время услышать обо всем этом.
Тогда и после советские газеты скрыли факт голодомора. В отличие от Украины, западным журналистам не разрешали приезжать в Казахстан в это время. Однако некоторые люди самостоятельно документировали этот ужас.
Татьяне Невадовской в 1933 году было 19 лет. В то время она проживала в деревне Симдаулет около Алматы со своим отцом, сосланным русским профессором.
Она была шокирована происходящим и не могла понять, почему к местному населению относятся подобным образом. Голодомор не коснулся ее – у нее было достаточно еды, но она была не в состоянии помочь казахам, оказавшимся в безысходной ситуации.
Невадовская делала краткие записи, рисунки, написала длинное стихотворение о голоде – документы, которые она хранила в секрете более 50 лет. Только после выхода на пенсию в 1980 году она подарила свой "альбом" Казахскому центральному архиву в Алматы.
"Это была страшная зима для нас, но больше всего для местного населения", - пишет она. "Я надеюсь, что сегодняшнее поколение казахов не забудет о людях, детях, пожилых, которые умерли от голода; о деревнях, которые были оставлены и вымерли; о больных и тех, кто умер в степи…".
Когда Казахстан обрел независимость в 1991 году, была проявлена инициатива по возведению памятника жертвам голодомора. В 1992 году под давлением казахских интеллектуалов, правительство выделило участок под этот монумент; однако по прошествии 16 лет памятник все еще не завершен.
Но воспоминания о том страшном голоде живут; воспоминания сильнее, чем камень. Нужно быть достаточно взрослым, чтобы слушать эти истории. Я услышал их, когда мне было 17 лет. Мои дети пока еще малы, но они тоже услышат истории об этом голодоморе, когда вырастут. Сейчас вопрос совсем в другом: когда же правительство Казахстана достаточно возмужает для того, чтобы принять это наследие?
Едиге Магауин является директором казахской службы радио "Свободная Европа – радио Свобода"
Едиге Магауин
радио "Свободная Европа – радио Свобода", 8 декабря 2008 года
Перевод -
|