"Литер": Кто последний. Казахстан стоит в очереди за членством в ВТО. А нужно ли ему это? (мнения) 01:56 12.12.2008
Кто последний? Казахстан стоит в очереди за членством в ВТО. А нужно ли это нам? Пока затягиваются сроки вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО), в казахстанском обществе продолжаются дискуссии относительно целесообразности членства в данном объединении.
Камал Бурханов, комитет по международным делам, обороне и безопасности мажилиса парламента:
– ВТО – серьезная организация, в которой объединено подавляющее большинство экономически развитых стран в целях совместного продвижения своих экономических целей. Естественно, многие государства стремятся туда попасть. Это общий рынок, беспошлинная торговля. Но каждая страна при вступлении оговаривает свои условия. Страны – учредители этой организации имеют более льготные условия. Например, США дотируют сельское хозяйство на 11 процентов, а нам разрешают только на 3 процента. Сейчас наша делегация добивается увеличения этого лимита хотя бы до 5 процентов. Словом, много таких моментов, которые необходимо утрясти, чтобы соблюсти интересы нашего государства, экономики, производителя и наших граждан. Это сложный процесс, но мы идем в заданном направлении. Поэтому, как мне кажется, не надо ставить конкретную задачу войти в ВТО в этом или в следующем году. ВТО – это общий рынок труда. Это тем более актуально, когда рядом с Казахстаном соседствуют такие страны, как Китай, Узбекистан, где население растет быстрыми темпами, а также с учетом многих азиатских стран, где уровень жизни сопряжен с социальными проблемами. Если весь этот трудовой поток хлынет к нам, мы просто растворимся. В парламенте мы пока еще ничего не обсуждали относительно оформления вступления в ВТО в законодательные рамки. Отдельными частями мы получаем информацию. Идут переговоры со всеми странами – членами ВТО, которые должны дать свое добро. Пусть идет переговорный процесс. У нас очень хороший вице-министр индустрии и торговли Айтжанова, которая со своей командой и другими структурами задействованы в этом процессе. Пусть они придут к тем позициям, которые удовлетворят наши экономические интересы, и выйдут к нам в парламент с проектом предложений.
Талгат Камаров, председатель совета Ассоциации управляющих активами при Ассоциации финансистов Казахстана:
– К плюсам вступления в ВТО можно отнести более свободную конкуренцию. Усилятся конкурентные позиции казахстанских компаний, которые будут работать более эффективно. Соответственно, станет меньше той продукции, которая навязывается потребителям. На наш рынок хлынет импортная продукция, и отечественные компании будут вынуждены в условиях конкурентной среды производить более качественный товар. Если говорить о минусах, то это трудности, с которыми столкнутся отечественные компании. Если они сейчас не готовы к конкуренции, то в первые годы их ждет суровая реальность. Им придется снижать производство, поскольку их товары, как менее качественные, будут пользоваться меньшим спросом. Но за всеми минусами кроется самая большая опасность, которую видят наши чиновники, и поэтому не хотят так быстро вступать в ВТО. Все товары местного производства обеспечены трудом наших граждан. И если завтра импортный товар придет на наш рынок, а наш товар окажется невостребованным, за этим последуют массовые увольнения, снижения зарплат, то есть большие социальные потрясения. Бизнес может это пережить, может снизиться доход акционеров этих компаний. Страшно то, что простые люди потеряют работу и останутся невостребованными. Вступать в эту организацию надо. Но нельзя забывать про социальную составляющую. Надо подготовиться к этому шагу. Тем более если нам дают на это время. А за это время отечественный бизнес должен перестроиться к новым условиям, в которых работают мировые рынки. Тогда мы можем сохранить все наше отечественное производство.
Бахтияр Бакас уулу, аналитик Института экономических стратегий – Центральная Азия(ИНЭС – ЦА):
– Вступление в ВТО, возможно, – это завершающая стадия интеграции экономики Казахстана в мировую экономическую систему. От членства в ВТО страна получит как плюсы, так и минусы, при этом отрицательных сторон будет все же больше. Остановимся на минусах. Казахстан по-прежнему остается сырьевой страной, без развитого промышленного сектора. Вступив в настоящее время в ВТО, страна не сможет развивать собственную промышленность. Этому будут способствовать высокая конкуренция промышленных компаний из развитых стран, заполонение местного рынка импортными товарами. В итоге страна будет заниматься только добычей природных ресурсов, последующей их передачей для переработки другим странам. В соответствии с требованиями ВТО, Казахстан не сможет субсидировать собственное сельское хозяйство, которое практически на 30 процентов дотируется государством. В данном случае, так же как и промышленность, сельское хозяйство на фоне низкой продуктивности и производительности не сможет конкурировать с производителями из других стран и будет вынуждено идти на постепенное снижение производства. Казахстан, вступив в ВТО, будет вынужден открыть все свои рынки, включая финансовый. Однако в стране местный капитал только начинает складываться. Финансовый сектор, который состоит из банковского, фондового и страхового рынков, возможно, не сможет устоять перед наплывом иностранных компаний, и рынок будет полностью контролироваться из-за рубежа. Малый и средний бизнес, который начал только наращивать свой потенциал, также не сможет конкурировать с мировыми брендами и будет ликвидирован на корню. Это можно наблюдать по торговым супер- и гипермаркетам, когда за счет объемов торговли они вытесняют с рынка мелких торговцев. В общем итоге Казахстан не сможет защитить местного производителя и будет полностью зависим от внешнего притока импорта. Но это все цена за необходимость быть частью мировой экономики. Вступая в ВТО, в первую очередь необходимо признаться себе, что в мире Казахстан как страна, осуществляющая высокую степень переработки сырья, никому не нужен. Развитому миру нужны только его природные богатства. Поэтому нужно до конца жестко отстаивать собственные интересы. Относительно создания Центрально-Азиатского экономического союза, нужно сразу признаться, что данный проект практически не реализуем. Президент Узбекистана Ислам Каримов этим летом заявил, что подобные проекты безжизненны изначально. А без Узбекистана, крупнейшей страны Центральной Азии, проект не имеет экономического смысла.
Гульнур Рахматулина, главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК:
– Вступление Казахстана в ВТО является на сегодня важнейшим приоритетом экономической политики нашей страны. Данный шаг позволит нам жить по мировым законам торговли. При этом необходимо подчеркнуть, что наша республика давно открыта для инвестиций, для импорта. Поэтому сегодня вопрос так не стоит: вступать или не вступать. Вступать – однозначно! Но нужно думать о повышении нашей конкурентоспособности. Отмечу, что повышение конкурентоспособности нашего производства, развитие отечественного перерабатывающего сектора является важнейшей задачей экономики. При этом необходимо сказать, что на все эти секторы – аграрный, отрасли обрабатывающей промышленности, малый и средний бизнес (МСБ) – правительством постоянно выделяются деньги. Но они не доходят до конкретного бизнесмена или сельхозтоваропроизводителя. Речь идет о неосвоении бюджетных средств. Возможно, что на местах недостаточно активно или эффективно работают соответствующие структуры. Эта проблема существует не первый день. Поэтому надо серьезно подумать над целевым использованием бюджетных средств. И учитывая, что сегодня в рамках антикризисной программы выделены огромные средства на подъем национальной экономики, целевое использование выделяемых государством денег – задача номер один.
Виктор Ямбаев, президент Алматинской ассоциации предпринимателей:
– Вступление в ВТО не столь острая потребность наших предпринимателей, а скорее, амбиции власти и некий престиж для государства. Почему? У нас, особенно в реальном секторе экономики (не путать с добывающим!), абсолютно нет экспортно ориентированных производств – готовой продукции, а не полуфабрикатов или сырья. Инициаторы вступления в ВТО заверяют, что это позволит гармонизировать наше законодательство с лучшими международными образцами. А что мешает это сделать сейчас? То же самое можно сказать об унификации таможенных пошлин. МСБ от вступления в ВТО будет ни жарко ни холодно. Он как ориентировался в основной своей массе на внутреннего потребителя, так и продолжит работать в этой нише. Большого вреда от вступления в ВТО для страны тоже не будет. У нас собственных товаров внутри экономики лишь 20 процентов, 80 процентов – импортно ориентированные товары. Единственный плюс от членства в ВТО на данном этапе – существенное снижение уровня коррупции на таможне через унификацию пошлин. А протекционистские меры, которые применяются в нашей экономике, как, впрочем, во всем мире, ни к чему хорошему, как показала практика, не привели. Протекционизм и привилегии – основной источник коррупции. Ничего умнее свободной конкуренции человечество еще не придумало. Нужен здоровый рынок, который действительно ориентируется на потребности общества. Но если учесть, что внутренний потребительский рынок Казахстана чрезвычайно слаб по трем причинам – слабая платежеспособность населения, его малочисленность и гигантские территории Казахстана, где доставка грузов является чрезвычайно дорогостоящей, ярким примером для нас должны стать Киргизия и Грузия. Они вступили в ВТО, но их гражданам от этого ни жарко ни холодно. А может быть, даже и холодно.
Константин Артюшин, руководитель представительства ТПП РФ в Центральной Азии:
– В ближайшее время на фоне изменившейся системы мировых финансовых отношений я не готов оценить глобальные последствия кризиса для системы ВТО. Не знаю такого человека, который считал бы эту проблему актуальной. Потому что система ВТО держится на сформулированных принципах и договоренностях, существовавших до мирового кризиса. А что будет после кризиса, к примеру, что будет в качестве платежной единицы, каким образом будут действовать эти экономические механизмы, выработанные в докризисный период, неизвестно. Думаю, те люди, которые знают ответы на эти вопросы, как минимум, заслуживают Нобелевскую премию, как максимум – звания помощника генсека ООН по экономическим вопросам. Не знаю, каким образом выживет ВТО после кризиса и в каком виде эта организация сохранится. И насколько вообще будет актуальным вопрос вступления в эту организацию Казахстана и России. Возможно, вместо ВТО возникнет некое новое объединение. Я лично не обладаю совокупностью таких знаний, чтобы уверенно ответить на все эти вопросы.
Асан КУАНОВ, Алматы 11.12.2008
|