КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 16.12.2008
20:15  Общественное движение "Таджикские трудовые мигранты" официально зарегистрировано Минюстом России
19:43  А.Саркорова: Кризис в России бьет по Таджикистану. Властям надо искать новые рынки труда
16:27  "Ходил ли ты на выборы?". Опрос ТИПЧ показывает, что в Туркмении голосовало 3-4% населения
16:23  Азербайджанские спасатели не дали утонуть в Каспии российскому сухогрузу "Сармат-1"
16:19  Доселе неизвестный "Афганский революционный фронт" заминировал парижские магазины
14:25  Х.Карзай утешил ударенного башмаком Д.Буша высшей наградой - медалью гази Амануллы Хана
14:19  Доходы госбюджета Кыргызстана выросли на треть - рапортует минфин. С чего бы это?

14:14  В Нижнем Новгороде задержан кыргызстанец, угрожавший взорвать метро и городской аэропорт
14:11  Посмотрит на поведение? Узбекистан пока не определился, по какой цене продавать газ Таджикистану и Кыргызстану
13:43  Командующий авиабазы "Манас" К.Бенс озвучил секретную цифру - Правительству Киргизии база дает доход около $80 млн в год
12:17  "ПГ": Казахстан извлекает выгоду из кризиса. Успев предпринять ряд "действенных мер"
12:12  Ю.Савицкая: Перемена мест слагаемых. Смена власти не прекратила политический кризис в Таиланде
12:08  В.Кузарь: Мировые финансы - слово за Пекином
12:01  В.Салимзода: И в нищете, и в обиде. Таджикские дети работают за взрослых
11:56  Косули боком. На браконьера и сотрудника канцелярии премьера Казахстана А.Басекеева заведено уголовное дело
11:46  Н.Назарбаев: "Пока хватит здоровья и сил, буду..." (речь)
11:14  "Труд": Миллиарды на соседей. Россия продолжает щедро выдавать и обещать кредиты зарубежным странам
10:20  Платить совсем нечем. Бишкек просит Ташкент оставить цену на газ прежней - $145 за 1 тысячу кубометров
10:17  Вождь саяков Н.Мотуев собрал уже 150 тысяч подписей кыргызстанцев за вывод вмериканской авиабазы "Манас"
10:14  Война в Ираке и Афганистане обошлась США в 904 миллиарда долларов
10:12  Р.Абдулло: Диверсификация между Китаем и Фарсиязычным союзом. Об особенностях таджикской большой дипломатии
10:00  "НВ": Дискуссия в Киргизии - следует ли приравнять интернет-издания к СМИ?
09:58  Г.Фасхутдинов: Мировой финансовый кризис заставляет гастарбайтеров из Таджикистана возвращаться на родину
09:52  Я лизнул раньше и нежнее. Российский политолог Ю.Солозобов обвиняет казахстанского журналиста Б.Габдуллина в плагиате статьи "Президент Назарбаев: чем не отец нации?"
09:50  А.Махсумов: Рязанская аномалия. Страсти по трудовым мигрантам в российской глубинке
09:41  "КП": Для СНГ написали новые учебники по русскому. Под кураторством первой леди РФ Светланы Медведевой
09:32  С.Кожемякин: Когда честность не в чести... Раковая опухоль Кыргызстанской коррупции
08:53  Е.Авдеева: Да будет воля твоя, президент! Кыргызстан замер в ожидании кадровых перестановок в правительстве
08:48  Узбекистан к 2013 году может войти в число ведущих производителей жидкого синтетического топлива
08:44  Т.Кучуков: Кризис пришел. Иностранные гастарбайтеры в Казахстане переквалифицируются в бандитов и проституток
08:41  "ВН": Золотые руки. Московское правительство намерено обязать работодателей платить за гастарбайтеров
08:37  А.Дубнов: Один за всех... В Туркмении избрали парламент
08:33  Н.Портякова: Джордж Буш поставил горячую точку. Прощальный визит президента США в Ирак и Афганистан
08:30  "Къ": Киргизской оппозиции подыскивают уголовные дела. Некоторые уже найдены
08:29  "НГ": С миру по нитке. Киргизия в ожидании обещанных Россией двух миллиардов долларов
08:26  В.Панфилова: Рубль против тенге. В Казахстане состоится неформальный саммит глав некоторых стран СНГ
00:37  "The Economist": Неожиданно уязвленные. Кризис как испытание для Индии и Китая
00:34  "The New York Times": Попытка объединить все страны ЦАзии вокруг афганской проблемы провалилась. Иран бойкотировал Парижский форум
00:32  Н.Бузынина: Пуштуны – "народ чести" и их обычаи
00:02  Вышел в свет первый том избранных произведений Г.Бердымухамедова
00:00  В Ташкенте скончался известный ученый и общественный деятель Серикжан Карабаев
Понедельник, 15.12.2008
23:28  Г.Ежов: Вторая англо-афганская война и ее уроки (история)
22:50  В Турткульском районе Каракалпакии живет старейшая жительница планеты. Тути Юсуповой уже 128!
20:53  Почему Узбекистан выступает против строительства новых ГЭС в Киргизии и Таджикистане?
20:47  День, когда широко распахнулись двери в Китай, - вспоминает Ричард Холбрук
19:38  ТИПЧ: Количество реально проголосовавших в Туркмении - 20-30%
19:30  Имя Туркменбаши в гимне Туркменистана заменили на слово "народ"
18:36  За общий бардак и конкретные недостатки. Руководство консульской службы МИД Киргизии отправлено в отставку
18:26  Делегация США съездила в Ирак: пресс-секретарше Белого Дома съездили в глаз, в Буша метнули ботинком
18:21  У.Даминов: "Хозяйничают" на территории Узбекистана. В пограничных войсках Таджикистана творится форменный беспредел
16:24  В Семее открыт завод по производству уникального керамического кирпича
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Афганистан   | 
Н.Бузынина: Пуштуны – "народ чести" и их обычаи
00:32 16.12.2008

Пуштуны – "народ чести"

В России, к сожалению, существуют до сих пор однобокие представления об Афганистане и его населении. Годы культурной изоляции сделали многих людей невосприимчивыми к чужой культуре. На мой взгляд, Афганистан – это страна с очень интересными древними традициями и непростой историей заслуживает большего внимания и изучения в России.

Самый многочисленный народ пуштуны, соблюдают "пуштунвали", что означает "кодекс чести". Своеобразный уклад жизни пуштунов, их духовные, нравственно-этнические ценности уходят своими корнями к обычному праву (адату) и многим доисламским верованиям. Впоследствии к ним добавились нормы и установления Ислама.

Все пуштуны ведут свой род от общего прародителя по имени Кайс, которого якобы лично пророк Муххамад обратил в Ислам. Поэтому пуштуны считают себя мусульманами со времени зарождения Ислама и тем самым выделяют себя по сравнению с другими этносами и народностями в Афганистане. Пуштуны считают себя наиболее последовательными почитателями Ислама. В то же время при внимательном изучении элементов национальной психологии пуштунов обращает на себя внимание, что нормы и правила поведения, составляющие известный свод неписаных законов, т.н. кодекс чести пуштуна – пуштунвали, нередко контрастирует с тою, что записано в Коране и хадисах. Поэтому про пуштуна нередко говорят, что он частично опирается на Коран, частично на пуштунвали.

Пуштунвали (или "нана" - "пуштунская честь"). Пуштунвали (в переводе с пушту – "образ жизни пуштунов"), представляет собой сумму ценностных представлений и норм, обычаев и обрядов, регулирующих в силу своей императивности поведение членов афганского общества как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях, сумму всех тех традиций, которыми афганцы, по своим собственным представлениям, отличаются от других народов.

Основными принципами пуштунвали являются:
чувство собственного достоинства и национальная гордость (гайрaт);
честь, репутация, доброе имя (нанго-намyс);
набожность, добросовестность и порядочность (имандари);
упорство и целеустремленность (сабaт и истикамaт);
равенство (мусавaт);
компенсация (бадaл).
Афганский этикет требует, чтобы каждый член общества не только говорил, но и "делал пушту", т.е. чтобы он был воплощением всей совокупности моральных ценностных представлений пуштували. Эти ценностные представления и требования выражены в определенных культурных традициях, которые все вместе создают картину "идеального афганца".

Прежде всего, самостоятельно распоряжаться своим домом, женщинами, имуществом, землей, скотом. Для пуштуна все это означает первооснову всего существования. Неспособность справиться с этими обязанностями означает для него не просто позор, а гораздо больше, потерю собственной чести и достоинства. Понятие чести у пуштунов соприкасается с идеей, что все пуштуны-мужчины – равны вследствие их общего происхождения. Поэтому само понятие чести соразмерно понятию равенства. Истинным пуштуном считается тот, кто постоянно доказывает свою принадлежность к роду и племени.

Пуштун должен быть гостеприимным хозяином. Он обязан предоставить убежище и соглашаться на предложение о перемирии. Пуштун признает право кровной мести. Он должен быть храбрым воином, но при этом соблюдать милосердие. Пуштун должен вырабатывать в себе чувство справедливости, стойкости и готовности до конца защитить собственную честь, честь своих женщин, детей, стариков, больных и немощных. Если он не соблюдает этих правил его могут изгнать из племени, и он станет беззащитным.

Пуштунвали предписывают афганцу самоотверженно защищать свою родину, предоставлять убежище и защиту всем, независимо от их веры и социального статуса, оказывать гостеприимство каждому, даже своему смертельному врагу, обеспечивать помощь, защиту и покровительство своим сородичам и соплеменникам в экстремальных ситуациях, почитать старших, отвечать добром на добро и злом на зло. В нем отражены формы и способы внутреннего самоуправления на всех уровнях племенных структур, морально-этические нормы и правила поведения, семейно-бытовые отношения, обряды, связанные с браком, рождением ребенка, смертью и т. д.

Пуштунвали – предмет особой национальной гордости, а также и священная обязанность пуштунов. Нормы и установления пуштунвали носят всеобъемлющий характер. Право толковать пуштунвали и определять его применение в каждом конкретном случае принадлежит племенным авторитетам-знатокам норм обычного права (на пушту они называются "джиргамар", "нархай", "нархгозар"). В их роли выступают умудренные жизненным опытом и наделенные организаторскими способностями старцы ("белобородые" – "ришсафидан"). Они выступают на джиргах в качестве своеобразных племенных судей, воплощающих в себе и судебную, и законодательную власти.

Джирга – важнейший элемент социально-политической организации пуштунов, орган их племенного самоуправления и правосудия, создаваемый по мере необходимости для решения какого-либо важного вопроса. Она не является официальным государственным органом. Джирга (букв. – "круг", "сходка") в соответствии с решаемыми задачами имеет два уровня: сабха-джирга и самти-джирга.

Сабха-джирга занимается обсуждением и решением внутренних проблем, касающихся одного селения или рода, например, примирительным разбирательством ссор, улаживанием конфликтов по вопросам распределения воды и земли или пользования общинными угодьями, наказания нарушителей обычаев и принятых соглашений и т. п. Заседания джирги проходят гласно, с участием всех желающих, включая и женщин.

Что касается самти-джирги, то она призвана решать задачи внешнего порядка, затрагивающие отношения и связи рода и племени с соседями или центральными властями. В такой джирге участвуют только племенные и родовые старейшины и влиятельные представители духовенства. По сути дела, самти-джирга – это совет авторитетов, действующих от имени и в интересах своего рода или племени. В любом случае джирга – орган временный, прекращающий свое функционирование после того, как ей удастся, или же не удастся решить поставленный вопрос.

Одна из важных функций племенной джирги – разбор уголовных дел. Хотя в соответствии с предписаниями шариата и светского законодательства Афганистана, вопросы об убийстве относятся к компетенции государственных судебных органов, в зоне племен подобные дела решаются в основном на джирге в составе двух (или другого четного числа) джиргамаров, являющихся поверенными заинтересованных сторон (истца и ответчика).

Местом проведения джирги служат михманхана (гостевой дом), мечеть или площадь деревни. Согласно традиции, на джирге не предусматривается какого-либо выборного или назначаемого председателя.

Она открывается чтением нескольких аятов из священной книги Коран. Затем один из авторитетных членов джирги после произнесения традиционной мусульманской формулы "бисмилла ор-рахман ор-рахим" ("во имя Аллаха милостивого и милосердного") излагает суть рассматриваемого вопроса. При этом он (впрочем, как и все выступающие) в подкрепление своих доводов обязательно приводит древние пословицы и поговорки, ссылки на Коран и хадисы, разного рода исторические прецеденты, что у афганцев считается мерилом мудрости и убедительным доказательством сказанного.

На заседании джирги каждый из присутствующих пользуется полной свободой высказывать свое мнение. Однако категорически запрещается говорить в непристойной форме, употреблять грубые слова и ругательства, оскорблять кого-либо словом и действием. Если это случается, члены джирги выносят порицание нарушителю правил приличия, что в глазах афганцев считается большим позором, или даже налагают штраф. Заседание джирги продолжается обычно в течение одного или нескольких дней, а иногда и недель, до тех пор, пока не будет найдено приемлемое, справедливое и удовлетворяющее всех, единодушное решение.

У пуштунов не принято голосовать поднятием рук. Решение принимается, когда против него со стороны присутствующих не поступает возражений. Решение джирги объявляется от имени всех ее членов в присутствии истца и ответчика и их сородичей (соплеменников) и является окончательным и обязательным для всех. Никто не имеет права уклониться от его выполнения.

Неподчинение воле джирги влечет за собой наказание штрафом ("нага"), взимаемым натурой в виде барана, коровы и т. п. Иногда в особо тяжелых случаях неповиновения по решению джирги дом нарушителя предается сожжению, а сам он изгоняется из деревни. В честь успешного завершения работы джирги режут барана или другое животное и устраивают пышный обед. Расходы на него несут обе спорившие стороны. С возникновением афганского государства межплеменная джирга стала элементом государственного строя (надпарламентским органом) и получила название Лоя джирги ("Большой джирги").

Согласно Конституции 1987 года, в ее состав входили: члены парламента, правительства, Верховного суда, Конституционного совета, генеральный прокурор и его заместители, по 10 человек, избранных от каждой провинции, губернаторы провинций и мэр Кабула, до 50 человек из числа видных политических, общественных, научных и духовных деятелей, назначаемых президентом Афганистана по представлению секретариата Национального собрания. К компетенции Лоя джирги, по указанной Конституции, относились: принятие Конституции и внесение в нее поправок; избрание и принятие отставки президента Афганистана; согласие на объявление войны и перемирия; принятие решений по наиболее важным вопросам, связанным с национальной судьбой страны.

Одним из стержневых обычаев пуштунвали считается обычай "бадaл" (компенсация, месть). В нем нашла яркое отражение отличительная черта характера пуштунов – нетерпимость к обиде, оскорблению и унижению. Данный обычай предписывает им любой ценой отомстить обидчику и "компенсировать" ущерб, нанесенный их собственности или чести. Афганцы особенно дорожат последней. В этом отношении показательна следующая их поговорка: "Лучше лишиться головы и богатства, чем чести".

Основой обычая "бадал" является принцип талиона. Пуштун предпочитает иметь "око за око, зуб за зуб и кровь за кровь". В Афганистане на этой почве продолжают иметь место межплеменные трения, вражда, кровная месть, а иногда и вооруженные столкновения, охватывающие целые районы страны. Подчас небольшая ссора, поводом для которой может послужить, к примеру, недоразумение из-за участка земли или нарушение установленной очередности при поливе полей и т. п., превращается в кровавое побоище с применением кинжалов и ружей и стоит кому-то жизни.

Кровная месть (хунхахи) в пуштунских племенах носит сугубо избирательный характер. В частности, если к убийству причастен соплеменник, то на него, как правило, не распространяется обязательная "плата крови". Однако, если убийца принадлежит к другому племени, то пострадавшее племя считает себя физически и морально униженным и оскорбленным и на основе принципа талиона стремится восстановить свою честь и достоинство. При этом месть нередко направляется не только на убийцу, но и на любого, первого попавшегося под руку представителя племени-обидчика.

Время в вопросе исполнения мести не имеет для афганца большого значения. По данному поводу они говорят, что "если пуштун осуществит свою месть и через сто лет, то и в этом случае он считает, что проявил поспешность". Он жаждет отмщения до тех пор, пока есть силы и возможности для этого. Если отец семейства умирает, не удовлетворив свою месть, то он обязательно завещает ее своим детям. Поэтому кровная месть часто становится тяжелым наследством, а вражда передается из поколения в поколение как самая святая обязанность и долг (на пушту – "пор"), возложенный и завещанный предками.

У некоторых пуштунских племен, особенно на юге, западе, юго-западе и востоке страны, принято на основе обычая "бадал" с целью прекращения кровопролития и кровной мести выдать замуж родственникам убитого одну или несколько девушек-невест (или девочек-подростков). Такая компенсация за убийство носит название "платы за мир". Обычай "бадал" имеет и другую сферу применения. Он требует от всех на добро отвечать добром. Исходя из этого, афганцы считают поведение человека презренным и низким, если он не платит взаимностью за оказанную ему услугу, помощь, угощение и т. д. К примеру, приглашение в гости обязательно должно быть "компенсировано" тем же. Это правило, как и месть, стало среди афганцев своеобразной традицией и обязательной нормой поведения. Стоит отметить, что такая традиция со временем стала характерна для всех народов Афганистана.

Один из наиболее известных афганских обычаев носит название "нынавaти" или "нанг" (в переводе с пушту "нынавати" означает "вхождение в дом", "просьба о прощении, помощи", а "нанг" – "честь", "позор", "стыд"). В соответствии с этим обычаем оказание помощи и предоставление защиты нуждающимся считается обязательным. Руководствуясь им, человек, жизни, собственности или чести которого угрожает опасность, идет к дому или шатру влиятельного лица и отказывается сесть на ковер и воспользоваться гостеприимством до тех пор, пока не будет удовлетворена его просьба. Честь человека, к которому обращаются за помощью и защитой, будет запятнана, если он откажется оказать ее. Еще более значительна просьба женщины, когда она, оказавшись в беде, посылает афганцу свой платок или чадру и умоляет его как брата оказать помощь и содействие ей или членам ее семьи. Указанный обычай предписывает афганцу любой ценой защищать каждого, кто нашел убежище под его крышей. Поскольку такая помощь и защита ничем не дифференцирована и имеет всеобщий характер, то ею нередко пользовались и продолжают пользоваться разного рода преступники, чтобы спасти свою жизнь и избежать возмездия.

Обычай "нынавати" используется также для прекращения вражды и вооруженных конфликтов между отдельными людьми, семьями и племенами. Для этого одна из враждующих сторон, чувствуя себя побежденной и видя бессмысленность сопротивления, посылает посредника к другой стороне и просит у нее мира и пощады. В качестве посредника обычно выступает мулла или сеид, в отдельных случаях старики и женщины. Иногда человек, желающий прекращения вражды, идет к противнику сам вместе со своими детьми и женщинами. При этом он надевает на шею веревку и берет в руки Коран и пук соломы, демонстрируя этим свое миролюбие и просьбу прекратить противоборство.

По принятому ритуалу "нынавати" у двери дома лица, к которому обращаются с просьбой о пощаде, режут барана, символизируя, таким образом, принесение жертвы. Лицо, к которому обращаются с подобной просьбой, обязано проявить рыцарское великодушие и без каких-либо условий принять ее. Отказ в данном случае рассматривается как подлый и неблагородный поступок и как грубейшее нарушение обычая "нынавати" и влечет за собой всеобщее презрение соплеменников. Афганцы высоко ценят в человеке такие качества, как храбрость, мужество, отвага, самоотверженность.

Бузынина Наталья Николаевна - социальный антрополог.
1.12.2008

Источник - Афганистан.Ру
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1229376720


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх