Л.Зеленская: Нет реставраторов, картины - гибнут. Кто спасет национальное достояние Кыргызстана? 00:14 18.12.2008
Кто спасет национальное достояние Кыргызстана?
В Кыргызстане из-за отсутствия реставраторов уникальные картины XVIII-XIX веков вынуждены доживать свой век в музейных запасниках вместо того, чтобы радовать людей. Корреспонденту ИА "24.kg" удалось побывать в хранилище Кыргызского национального музея изобразительных искусств имени Гапара Айтиева и лично убедиться в состоянии национального достояния.
По словам главного хранителя музея Айгуль Мамбетказиевой, более 13 лет в ведущем музее изобразительных искусств республики не ведутся реставрационные работы. Посетители лишены возможности увидеть уникальные произведения искусства. Ситуация сейчас близка к критической. Из-за перебоев с электроэнергией нарушается работа машинного зала, который контролирует особый температурный режим в запасниках, а это губительно для полотен, особенно старинных. Да и оборудование, поддерживающее необходимый микроклимат, давно устарело. В таких условиях хранится и бесценное достояние - полотна XVIII-XIX веков. Среди них есть работы Василия Шишкина, Ильи Репина, Василия Верещагина, которые республика получила по программе культурного обмена еще в советское время.
Музей давно лишен возможности устраивать выставки в регионах. Это невозможно не только из-за огромных финансовых затрат, но и из-за отсутствия реставрационной службы. А ведь старинные полотна подвержены различного рода воздействиям и иногда сразу после выставки нуждаются в реставрации, но так как в стране нет ни одного специалиста в этой области, передвижные экспозиции пришлось ограничить.
Хранитель живописи Татьяна Попова показала совершенно уникальные работы, скрытые от глаз посетителей. Потрет Екатерины Великой работы неизвестного художника, выполненный маслом, картину Ивана Гатченко "В предгорье" и многие другие.
Средняя заработная плата работников музеев – хранителей национального достояния - 2 тысячи сомов. Молодежь отказывается работать за такое вознаграждение. Дело дошло до того, что за последние годы в республике факультеты искусствоведения не выпустили ни одного реставратора. В четырех отделах музея по штату должны работать по 4-5 человек, фактически же в каждом из них осталось по 1 человеку, замещающему всех за одну зарплату.
"В 2008 году по договоренности с правительством Москвы от нас уехал учиться в Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Строганова на реставрационное отделение один студент. О наших проблемах знают в Министерстве культуры и информации. Но если нет денег, то о чем тут можно говорить? Я работаю здесь уже 30 лет, в музее остались только энтузиасты. Убеждена, что необходима серьезная государственная поддержка, ведь это культурное наследие нации, и нельзя допустить, чтобы оно погибло", – говорит Айгуль Мамбетказиева.
"Что поделаешь, материалы, из которых создавались и по сей день создаются произведения искусства, имеют свойство стареть. От этого никуда не денешься. Реставратор, как хирург на операции, возвращает к жизни бесценные произведения искусства, кропотливо, по крупицам оживляя творения великих мастеров. Лишь условия хранения шедевров могут продлить их жизнь", - отмечает Айгуль Мамбетказиева.
По ее словам, в республике есть единственный реставратор – дипломированный специалист – Таалайбек Усубалиев. Работает он на таможне, для музея реставрирует одну-две картины в год. Да и то в качестве своеобразного благотворительного акта. Ведь работа его не оплачивается.
"Музей – это не только научно-методический центр по изучению искусства, это еще и очень большой хозяйственный механизм. Так называемая безопасная зона для произведений искусств складывается из множества компонентов: системы вентиляции, кондиционирования, холодильных установок, - рассказывает Айгуль Мамбетказиева. - Но самостоятельно решать возникающие в нем проблемы сотрудники не в состоянии. Этим должно заниматься государство. Музею требуется полная реконструкция машинного зала. Неоднократные обращения к представителям власти ни к чему не привели, на нас просто не обращают внимания. Не понимают, что хранящееся в музее богатство необходимо холить и лелеять. Эти экспонаты - бесценны. Они – свидетельство времени. На них на века останется отпечаток и нашего отношения".
17/12-2008 Любовь ЗЕЛЕНСКАЯ
|