А.Петров: Конфликтно-государственный национально-скандальный русский театр драмы в Кыргызстане 16:05 27.12.2008
На "спектакль", который состоялся вчера на Малой сцене Государственного русского театра драмы имени Чингиза Айтматова, не продавали билеты. Корреспондент ИА "24.kg" оказался на нем единственным незаинтересованным зрителем, но не совсем случайно. В агентство позвонила одна из работниц театра и сообщила, что его директор Борис Воробьев "творит беспредел". Увольняет без веских на то оснований заслуженных артистов республики. Последний, когда ИА "24.kg" обратилось к нему за комментариями, эту информацию подтвердил. "Да, уволил. За отказ играть в спектаклях. Хотите узнать подробности, приходите сегодня в театр. У нас состоится общее собрание коллектива, где, в том числе, будет рассматриваться и этот момент", - заявил он.
…Момент этот в течение трех часов рассматривался так, что, наверное, великий Станиславский, будь он в зале, наконец-то воскликнул бы: "Верю, несомненно, верю!" Конфликт между некоторыми актерами и руководством театра в лице директора Бориса Воробьева действительно имеет место быть. Знаете, кто виноват? Деньги, конечно! А если они не дают покоя человеку творческому, то эмоции в процессе выяснения отношений становятся неукротимыми и отказываются подчиняться всем законам логики.
Суть противостояния, из того что, по крайней мере, понял лично я, такова. Борис Воробьев, по его словам, вывесил на доске объявлений в театре так называемое Приложение № 1 к Положению о тарификации, чтобы актеры могли ознакомиться с документом. Смысл его в том, что он, говоря простым языком, обязывал всех без исключения – народных, заслуженных, ведущих артистов, артистов высшей, первой и второй категорий - работать. Да, не удивляйтесь. Именно работать. Я тоже сначала растерялся, когда услышал это. Но дело в том, что народные и заслуженные артисты могут получать зарплату – не Бог весть, конечно, какую, - даже не играя в спектаклях. Все равно им выдадут деньги. Таким образом государство отмечает их заслуги и значимость для общества.
Однако это касается только театров государственных, существующих за счет госбюджета. И, в принципе, если финансирование отличное, больших проблем нет. А если каждую копейку приходится беречь? Как в случае с Русским театром драмы, который лишь на 70 процентов дотируется государством, а остальное зарабатывает своими силами. По словам Бориса Воробьева, в будущем году дотации, скорей всего, будут снижены до 50 процентов. Кризис ведь. Тут уж не до жиру, самому государству быть бы живу. Хочешь не хочешь, а будешь искать способы сэкономить.
Так вот. Вывешенное приложение, вступающее в силу с 1 января 2009 года, обязывало всех без исключения выполнять в месяц определенную норму по сыгранным спектаклям. Мэтрам, естественно, поменьше, но с большей оплатой за один спектакль. Неоперившейся молодежи – наоборот. Фактически была предложена коммерческая основа для взаимоотношений между руководством театра и актерами. Эта инициатива впоследствии и стала причиной конфликта между ними.
Сначала на собрании директор театра представил коллективу итоги прошедшего года, в том числе и финансовые. По словам Бориса Воробьева, количество спектаклей в 2008 году составило 197 (183 в 2007-м), зрителей – 33 тысячи 75 человек (29 тысяч 900 в 2007-м), полученная выручка равняется 2 миллионам 662 тысячам 200 сомам. "Счетная палата, проводившая проверку в театре, не нашла никаких нарушений", - заключил он.
Ну а затем началось "горячее" обсуждение положения. И чего только во время него не было! Какие только слова не звучали! Какие обвинения и претензии не выдвигались! В общем, все смешалось в доме Облонских! К примеру, присутствовавший на собрании представитель Федерации профсоюзов республики обиделась, когда Борис Воробьев громогласно заявил, что "некоторые актеры шастают по театру, вместо того чтобы работать". "Как вы можете здесь, в культурном учреждении говорить подобные слова?!" - искренне возмущалась она. "Не надо мне, не надо, – парировал ее выпад Борис Воробьев. – Я русский язык знаю. Вот если бы я сказал "шляются", то это было бы обидно".
"Вы нас лбами столкнуть хотите! - раздался крик из зала. – Положение незаконно! Оно не утверждено в Министерстве культуры!"
"Зато у меня есть вот такое письмо из вашего Министерства культуры, - заявил Воробьев, махая над головой листком бумаги. – Зачитываю: Минкультуры и информации направляет к руководству и исполнению указание премьер-министра Игоря Чудинова. В целях экономии бюджетных средств и повышения эффективности расходов республиканского бюджета Министерству финансов Кыргызской Республики принять необходимые меры по изысканию внутренних резервов экономии бюджетных средств. В том числе приостановить финансирование бюджетных учреждений по статьям "Приобретение", "Служебные поездки", "Здания, сооружения", "Машины и оборудование" и "Прочее".
"Вы понимаете, что это значит? – спросил Воробьев актеров. – Надеюсь, понимаете. Бюджетных денег в следующем году будет меньше. А нам придется зарабатывать больше самим. Вот вы говорите, что предложенное положение – это плохо. Кричите здесь, доказываете что-то. А когда в этом году не было денег на спектакли, а я находил средства, чтобы они все-таки состоялись, кто-нибудь из вас подошел ко мне и сказал, что это хорошо? А?"
В ответ – гробовая тишина.
Короче, описывать весь этот хаос не имеет смысла. Кончилось все просто. Борис Воробьев сказал, что больше не желает участвовать в этом и вышел из зала. А за ним, что интересно, потянулось большинство коллектива. Остались только несколько актеров, наиболее активно выступавших "против".
Я не хочу принимать ничью сторону в этом противостоянии. И у тех, и у других свои аргументы. Разобраться, кто прав, кто виноват, архисложно. В конце концов, не журналисты должны это делать. Обязан вмешаться министр культуры Султан Раев, как глава ведомства. Однако он на собрание не пришел. Хотя, по предварительной информации, должен был. Жаль, конечно. Жаль не только, что чиновникам не до искусства. Жаль, что в конечном итоге пострадаем мы – простые зрители. Не впервые стены Русского театра драмы сотрясают подобные скандалы. И когда это кончится?
26/12-2008 Артем ПЕТРОВ
|