"Восточный ковер". Азербайджанcкий писатель Рагимов выпустил новый историко-приключенческий детектив 09:07 30.12.2008
Ильхам Рагимов: "Пришло время узнать свою историю" "Восточный ковер" - рассказ о неизвестной трагедии
"Историко-политический детектив" - так определил жанр своей книги "Восточный ковер" сам ее автор, Ильхам Рагимов. Жанр весьма востребованный и обреченный на популярность. Однако "Восточный ковер" менее всего напоминает очередные красочные похождения "серийного" героя вроде Эраста Фандорина или еще кого-нибудь в том же роде. Нет, здесь есть все атрибуты "шпионского детектива" - захватывающая интрига, головоломные загадки, тонкие кружева дипломатии, дерзкие акции "боевиков"... Но главное достоинство книги в другом - это ошеломляющая "документальность", строжайшая выверенность событий, погружающих читателей в мир политических игр второй мировой войны. Точнее, той их страницы, которая слишком долго оставалась для нас запретной темой - короткой истории национального движения в Южном Азербайджане в 1941-46 годах, потопленном в крови по приказу шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. Как родился замысел такой книги? Есть ли реальный прототип у ее главного героя - Рустама Керими? Об этом и многом другом - наша беседа с автором книги Ильхамом Рагимовым.
- Может быть, первый вопрос покажется вам несколько необычным, но тем не менее...Вы считаете себя писателем?
- Ну, если я пишу книги (улыбается)... В советские годы, как известно, две опубликованные книги давали право вступить в Союз писателей, и если принять во внимание, что еще четыре года назад в московском издательстве "Книжное обозрение" вышел мой роман "Достичь вершины", то юридически право вступить в Союз писателей у меня как бы есть. Но писатель - это ведь не просто членский билет соответствующего творческого союза, это нечто большее. Так что являюсь ли я действительно писателем или, простите, "бумагомарателем" - решать читателям.
- Почему вы решили обратиться к этой теме - события в Южном Азербайджане?
- Просто нам всем пришло время узнать свою историю. А эта ее страница имеет огромное значение. По сути дела, в 40-е годы на юге Азербайджана было создано полноценное азербайджанское государство. Да, оно не успело укрепиться, его стерли с карты мира, но историческое значение той республики, уверен, можно сравнить даже с независимым Азербайджаном в 1918 году. И все эти события для нас оставались "запретной темой": Москва боялась любых упоминаний о тех, кто говорил о правах азербайджанского народа и об азербайджанской государственности. Трагическая история национального движения в Южном Азербайджане, та историческая роль, которую сыграл в истории нашего народа Азиз Алиев - обо всем этом мы стали узнавать только теперь. Конечно, первое слово должны были сказать историки, и лично для меня стала настоящим открытием книга нашего замечательного историка Джамиля Гасанлы "СССР - Иран: Азербайджанский кризис и начало "холодной войны" 1941-46" - это фундаментальный труд, где приводится множество документов, в том числе из иностранных архивов... Но документальная книга - это одно, а художественная - совсем другое. Потому что только художественное повествование, пусть и на документальной основе, позволяет показать, как политические игры ломают судьбы людей, которые сами политикой не занимались и заниматься не хотели. Но рассказать об этом не в форме научно-документального повествования, а в детективном романе с достаточно "острым" сюжетом. Это, конечно, не учебник истории, но именно художественные произведения дают возможность не только прочитать о событиях, но и в определенной степени прочувствовать их, поставить себя на место их участника. Словом, пришло время изучать свою историю. Пусть горькую, пусть трагическую - хотя бы для того, чтобы извлечь из нее уроки.
- Хорошо, что вы сами заговорили об уроках, которые надо извлечь из собственной трагической истории. Вашу первую книгу - "Достичь вершины" - многие расценили как своеобразный "мессадж", как философское послание, призыв к миру, обращенный к людям разных конфессий. "Восточный ковер", судя по жанру, произведение несколько иное. Но скажите честно: есть ли в "Восточном ковре" свой "мессадж"? Свое послание?
- Безусловно. Эта книга - не просто рассказ о том, через какие испытания пришлось пройти нашему народу и на севере, и на юге. Прежде всего я хотел напомнить о том, что азербайджанское государство на юге действительно существовало. И главное продемонстрировать, что Азербайджан - это вовсе не "забытая геополитическая провинция", не "национальная окраина", а ключевой регион, вокруг которого в 40-е годы кипели нешуточные страсти. И самое главное, что это еще и предостережение: трагический конец истории азербайджанской государственности на юге был предопределен тем, что слишком много "рычагов", прежде всего силовых, оказалось в руках Москвы. Которая, как только этого потребовали ее собственные интересы, без колебаний пожертвовала Азербайджаном. В книге нетрудно заметить, что и Сталин, и Черчилль, и Мохаммед Реза Пехлеви - действуют, исходя из своих интересов, а азербайджанцев используют как "политических пехотинцев", и не более того. Тем более интересы Азербайджана не намерена особо рьяно отстаивать Москва - это для нее не более чем разменная монета. Просто нам всем необходимо осознать одну вещь: свои интересы нам придется отстаивать самим. Никто другой за нас этого не сделает. Тогда у нас не было собственного независимого государства, а сейчас оно есть.
- Позволю себе задать и такой вопрос: в какой степени в вашей книге присутствует "авторский вымысел"?
- Вряд ли это тот вопрос, на который можно ответить при помощи цифр, процентов и т.д. Тем более что в сегодняшнем мире грань между художественным и документальным в восприятии аудитории уже не такая четкая, как несколько лет назад. Биографические фильмы, проекты типа "Последние сутки" или "Последние 24 часа", съемки-реконструкции событий - список можно продолжать до бесконечности. К примеру, фильм телеканала Discovery о взрыве "супервулкана" в Йеллоустоне предваряет показательная надпись: "Это абсолютно реальная история, просто она еще не произошла".
Что же касается "Восточного ковра", то скажу, что я старался максимально точно придерживаться исторической канвы событий, более того, на моем "Восточном ковре" можно встретить и реальных исторических личностей, и прочитать описание событий, действительно имевших место: дипломатические переговоры, митинги, ноты протеста и т.д. Но это, конечно, не документальный роман в полном смысле слова. Здесь наряду с реальными историческими личностями действуют и "собирательные образы", и какие-то события, детали, вне сомнения, плод авторского вымысла.
- Главный герой Рустам Керими - это личность реальная или собирательная?
- Строго говоря, это собирательный образ. Это человек, в судьбе которого отразились исторические коллизии на обеих берегах Араза. Он живет в Баку, его сестра - в Тебризе, и они ничего не знают друг о друге на протяжении десятилетий. Сначала его отец из-за шахского произвола вынужден бежать в Баку из Тебриза, затем уже в Баку он становится жертвой сталинского террора, его сыну чудом удается избежать тюрьмы, а потом он оказывается ключевым персонажем "большой игры", с немалыми полномочиями и дипломатическим статусом, но действует под плотной опекой чекиста Якова Привольнова, похожего на тех, кто когда-то проводил бесцеремонный обыск в доме его отца. Точно такой же "собирательный образ" - его зять Халил, муж сестры Медины, который, начав жизнь с простого ремесленника, становится уважаемым человеком. Но в то же время именно на примере семьи Керими - и Рустама, и его сестры, хотя она носит фамилию мужа - я хотел показать, как хрупок мир наших семей до тех пор, пока судьбой Азербайджана играют внешние силы, будь то Сталин или Пехлеви. Они могут клясться нам в любви по десять раз в день, но никогда не поступятся своими интересами ради наших. И какие большие трагедии происходят, когда в жизнь простых людей вмешивается большая политика. Но самое главное, я хотел сделать эти самые собирателmьные образы земными, реальными, не лакированными. Рустам Керими, на первый взгляд, классический герой политического детектива. Он ведет тонкую игру на конспиративных встречах, когда надо, берется за оружие, но при этом ни в коей мере не напоминает этакого "Джеймса Бонда".
Он не схематичный супермен, а живой человек, который и колеблется, и испытывает страх, и рискует. И если правы те, кто утверждает, что хорошая книга получается только тогда, если автор любит своего героя, то своего Рустама Керими я действительно люблю.
- С чем связано такое название книги - "Восточный ковер"?
- Здесь очень глубокая символика. Узоры восточных ковров чрезвычайно сложны, здесь можно найти и наследие огнепоклонников, и мотивы ислама, и многое другое - надо только уметь их читать. А для меня "Восточный ковер" - это не только древнее искусство Азербайджана, это и тот ковер, драке под которым часто уподобляют политику, и ценный подарок, который везет иранская принцесса в Москву, и страшно от мысли, что совсем недавно так же Москва "подарила" Ирану Южный Азербайджан, точнее, отдала на расправу. И, наконец, я решил по возможности вплести в детективный сюжет рассказ о древнем искусстве Азербайджана, о ковроткачестве, о вышивках...
- И последний вопрос. Ждать ли нам продолжения "Восточного ковра"?
- Интересно узнать, что еще интересного происходило с Рустамом Керими? В конце я кратко обрисовал, что он работал в Иране еще достаточно долго, и это было "горячее время", так что там есть о чем рассказать (улыбается). Но пока что о конкретных планах говорить рано. Время покажет. Скажу только, что делать из него ни "азербайджанского Штирлица", ни "азербайджанского Фандорина" я не собираюсь. Керими - это Керими, у него свой путь.
P.S. Книги можно приобрести в сети магазинов "Али и Нино", "Графика".
НУРАНИ 27.12.2008
|