"Economist": Различия между экономическим спадом и депрессией 18:27 05.01.2009
"The Economist": Различия между экономическим спадом и депрессией
Диагностика депрессии
Каково различие между экономическим спадом и депрессией?
Сейчас гораздо чаще, чем в любое другое время за прошедшие 60 лет, стало встречаться слово "депрессия", но что точно оно означает? Популярное эмпирическое объяснение экономического спада гласит, что это два последовательных квартала падающего ВВП. Национальное американское бюро по экономическим исследованиям официально объявило о том, что расчет спада основывается на более тщательном анализе диапазона экономических показателей. Но широко принятого определения депрессии не существует. Насколько же жестоким должен стать нынешний спад в экономике, чтобы гарантировать букву "D"?
Поиск в Интернете предлагает два основных критерия для того, чтобы отличить депрессию от спада: снижение реального ВВП более чем на 10%, или снижение, которое длится уже на протяжении трех лет. Великая американская депрессия охватила оба критерия, когда ВВП упал почти до 30%, а снижение наблюдалось между 1929 и 1933 годами. Объем производимой продукции также упал на 13% между 1937 и 1938 гг. Великая депрессия стала самым глубоким экономическим спадом Америки (исключая те, которые были связаны с войнами), но продлившись 43 месяца, она не была самой длинной: этой чести удостоилась депрессия в 1873-1879 гг., которая продлилась 65 месяцев.
Согласно этим критериям, "декада потерь" Японии в 1990 гг. не была депрессией, поскольку самым крупным снижением ВВП за два года к марту 1999 г. было 3,4%. Со времен Второй мировой войны только одна страна с развитой экономикой ощутила спад ВВП более, чем на 10%: ВВП Финляндии за три года до 1993 года упал на 11%, что произошло главным образом из-за краха Советского Союза, который в те времена был крупнейшим торговым партнером Финляндии.
Однако развивающиеся экономические системы были более склонны к депрессии. Среди 25 стран с развивающейся экономикой, о которых каждую неделю пишет "The Economist", за прошедшие 30 лет не менее 13 стран ощутили снижение реального ВВП более, чем на 10%. Аргентина и Польша вошли в этот список дважды. Индонезия, Малайзия и Таиланд перенесли двузначный спад во время азиатского кризиса в 1997-98 гг, а ВВП России в промежутке между 1990-1998 гг. сокрушительно упал до шокирующей отметки в 45%.
До 1930 г. все экономические спады обычно называли депрессиями. Термин "экономический спад (кризис)" был введен позже во избежание мрачных воспоминаний. Даже перед Великой депрессией экономические кризисы были обычно более глубокими и продолжительными, чем сейчас. Одной из причин того, что сегодняшние кризисы стали намного мягче, являются более высокие государственные расходы. Правительства стран, экономика которых ощущает спад, в отличие от фирм, не сокращают расходы и рабочие места, и таким образом, они помогают стабилизировать экономику; подоходные налоги автоматически падают и выплаты по безработице увеличиваются, помогая поддержать доходы. Другой причиной является то, что поток денег обычно уменьшался во время спадов, усиливая кризис в конце XIX и начале XX веков, когда страны находились на "золотом стандарте". Волна банкротств банков также часто ухудшала ситуацию.
Но недавний анализ главного экономиста банка ANZ Саула Эслейка показывает, что различие между спадом и депрессией означает больше, чем просто размер или продолжительность. Причина спада также имеет большое значение. Стандартный спад обычно следует за периодом жесткой монетарной политики, но депрессия является результатом разрыва актива и кредита, сокращения кредита и снижения общего уровня цен. Во время Великой американской депрессии цены упали на четверть, а номинальный уровень ВВП сократился почти вдвое. Все наихудшие экономические кризисы в Америке были связаны с финансовой паникой и падением цен: в обоих случаях - в 1893-94 и 1907-08 - реальный ВВП упал почти на 10%; в 1919-21 - на 13%.
Резкий экономический спад, который последовал после развала Советского Союза, и те спады, которые произошли в Азии, не были настоящими депрессиями, считает Эслейк, поскольку инфляция тогда резко возросла. С другой стороны, кризис Японии в конце 1990 гг., когда номинальный уровень ВВП уменьшался в течение нескольких лет, может считаться депрессией. Депрессия, предполагает Эслейк, не могла быть "великой" в контексте 1930-х годов. По его определениям, депрессии, как и спады, могут быть умеренными или жестокими.
Другим важным аргументом в пользу такого определения различия между спадом и депрессией является то, что они требуют разных политических подходов. Спад, вызванный трудной валютной политикой, может быть вылечен более низкими процентными ставками, но налоговая политика может стать менее эффективной из-за вовлеченных задержек. В отличие от этого, в депрессии, вызванной падениями цен на активы, кредитным кризисом и дефляцией, обычная валютная политика является менее действенной, чем налоговая.
Да, у нас нет бананов
Где нас оставит сегодняшний кризис? ВВП Америки, возможно, упал на 6% в четвертом квартале 2008 года, но большинство экономистов отклоняют вероятность повторения американской депрессии 1930 г. или японской депрессии в 1990 г., поскольку политики вряд ли повторят ошибки прошлого. Во время Великой депрессии федеральное правительство позволило сотням банков обанкротиться, и поток денежных средств уменьшился на одну треть, в то время, как правительство пыталось сбалансировать свой бюджет, сокращая расходы и повышая налоги. На этот раз денежно-кредитное и финансовое послабление в Америке было более агрессивным, нежели в Японии 1990 г.
Однако подобные заверения исходят от тех же самых экономистов, которые сказали, что общенациональное падение американских цен на недвижимость невозможно и финансовое новшество сделало финансовую систему более эластичной. Хотелось бы надеяться, что на сей раз, они окажутся правы. Но нынешний кризис был вызван большой ценой на активы и кредитным кризисом – это кризис, который по масштабам превышает даже японский кризис в конце 1980-годов или американский в конце 1920-годов. Политики не повторят тех же ошибок, которые были допущены в 1930 году, но они могут совершить новые.
В 1978 году Альфред Канн, один из экономических советников Джимма Картера, получил упрек от президента за то, что он пугает людей надвигающейся депрессией. Канн в своей последующей речи просто заменил оскорбительное слово, сказав следующее: "Мы стоим перед угрозой получить наихудший банан за последние 45 лет. Американская экономика вновь чувствует отчетливый слабый запах бананов".
"The Economist", 30 декабря 2008 года
Перевод –
|