Джереми Боуэн: Опасная игра. Введя танки в Газу, Израиль многое поставил на карту 00:13 06.01.2009
Опасная игра
Сектор Газа подвергается обстрелам авиации и танков более недели
Еще недавно у границы с сектором Газа были сконцентрированы войска и бронетехника, сейчас здесь почти пусто. Военные и техника продвинулись вглубь территории сектора. Днем отзвук боевых действий доносится и до Израиля.
По прошествии первых суток наземной операции в Газу направляются дополнительные израильские военнослужащие. Курс на сектор взяли военные вертолеты.
То и дело раздается звук выстрела, пауза, а затем - грохот нового взрыва.
В приграничном израильском городе Сдероте на улице больше людей, чем еще за несколько дней до этого. Теперь, когда Израиль направил в Газу войска, люди чувствуют себя в меньшей опасности.
Израиль объясняет свои действия необходимостью защищать жителей Сдерота и других городов от ракетных обстрелов с территории Газы.
Призрак 2006-го
Однако у Израиля есть и другие соображения. Армия страны хочет смыть с себя пятно того, что многие здесь считают поражением в войне с Ливаном в 2006 году.
Израильские танки группируются у Сдерота Военные источники утверждают, что теперь служащие лучше подготовлены. Кроме генералы иначе ведут работу с общественностью и разъясняют свои действия.
В 2006 году Израиль заявлял, что цель операции - предотвратить новые ракетные обстрелы северной части его территории.
Это означало, что если сторонники "Хезболлы" сумели бы запустить ракеты в последний день операции, именно они бы одержали победу. И именно это тогда произошло.
В тот самый день, когда в силу вступило перемирие, "Хезболла" выпустила по Израилю больше ракет, чем в любой из дней во время войны.
ХАМАС надеется применить эту тактику "Хезболлы". Поэтому с самого начала операции Израиль старается избегать заявлений о том, что цель военных - положить конец ракетным обстрелам.
Напротив, высокие израильские чины внушают журналистам, что цель военных - сократить число обстрелов и сделать из менее аккуратными.
Израиль хочет оказаться в положении диктовать условия перемирия, когда до этого дойдет дело.
Кроме того, Израиль полагает, что его действия являются своеобразным посланием его врагам на всем Ближнем Востоке - в частности, "Хезболле" в Ливане.
Израильские военные также надеются вернуть армии ее былую способность устрашения.
В 1967 году - после победы над Иорданией, Египтом и Сирией всего за шесть дней - израильские вооруженные силы казались едва ли не непобедимыми.
Однако после 2006 года, когда им не удалось справиться с боевиками "Хезболлы", они показали себя хуже.
Израиль надеется, что нынешняя операция в Газе восстановит былую репутацию его военных, некогда способных испугать потенциального врага.
Жизнь продолжается
Я пишу эти строки в кафе на автозаправочном комплексе Яд-Мордехай на дороге, ведущей из Сдерота к основному переезду в сектор Газа.
Действия Израиля спровоцировали недовольство в арабском мире Большинство посетителей кафе - журналисты и израильские военные. Израиль отказывается допускать иностранных репортеров на территорию сектора Газа, несмотря на постановление Верховного суда Израиля, так что многие из моих коллег застряли здесь.
Яд-Мордехай - одно из тех сюрреалистичных мест, которые всегда появляются в военных зонах. Все выглядит странно не из-за того, что что-то не так. Напротив, все здесь как-то чересчур обыденно.
Работники приветливы, здесь убрано и вкусно. На экранах больших телевизоров идут новости. И при этом всего в нескольких километрах отсюда идет война Израиля и ХАМАС.
Даже в лучшие времена контраст между покрытыми бурной растительностью фермерскими угодьями в этой части Израиля и бедным пейзажем северной части Газы был разителен.
Однако сейчас шум, грязь и запах войны - всего лишь в конце этой дорого - должен буквально ошеломлять.
Время от времени что-то напоминает о войне. Вдруг после взрыва где-то вдали задрожало окно. Военные и журналисты переглянулись и вернулись к своему кофе и еде.
Несложно представить, насколько иначе все выглядит в Газе, что ощущают родители, которые пытаются защитить и успокоить напуганных детей.
Вот, что говорится в последней сводке миссии ООН в Газе о ситуации в секторе:
"Военное вторжение совпало с гуманитарным кризисом, последовавшим за более, чем неделей авиаударов и полутора годами блокады территории.
Из-за боев в плотно-населенных городских районах возрос риск для мирного населения.
Больницы по-прежнему перегружены из-за того, что с начала израильской операции накопилось большое число раненых. Скорые помощи и медики испытывают трудности с доступом к пострадавшим.
Электричество и телекоммуникации отключены на большей части территории сектора Газа. Раздача еды приостановлена и все контрольно-пропускные пункты закрыты".
Гнев арабов
Израиль заявляет, что у него нет выбора и что ни одна страна не потерпела бы нападения на своих мирных жителей и отреагировала в точности так же.
Его действия, настаивает Израиль, оправданы как самозащита. С этим согласны Соединенные Штаты.
Однако использование подобной силы, приведшее к гибели стольких палестинцев, может создать серьезные проблемы для будущего.
Все происходящее транслируется по телевидению миллионам жителей Ближнего Востока и не служит утешением тем арабам, которые верят в мирное урегулирование палестино-израильского конфликта.
На Западном берегу реки Иордан - другой палестинской территории - вновь прошли демонстрации. Разговоры о мирном урегулировании на улицах Западного берега кажутся бессмысленными.
Последние полтора года Израиль и его союзники продолжали изолировать ХАМАС, пропуская в сектор Газа лишь предметы первой необходимости.
Эта политика отражала их полное неприятие идеологии ХАМАС и его действий.
Придерживаться этой политики было проще, чем предпринять серьезные попытки решить проблемы Газы, палестинцев и Израиля.
Дипломатам и представителям всех заинтересованных сторон нужно было лучше стараться. Они могли избежать этой войны.
Но этого не случилось и теперь уже слишком поздно. По крайней мере до тех пор, пока не окончится этот раунд кровопролития.
Джереми Боуэн Би-би-си, граница Израиля и сектора Газа 05 января 2009
|