А.Эпштейн: Информационно-дипломатический контекст войны Израиля против ХАМАСа 08:51 09.01.2009
Анализируя контекст, сопутствующий войне, которая ведется между Израилем и контролирующей сектор Газы организацией ХАМАС, нельзя не отметить неожиданно высокий уровень международной поддержки тех действий, которые предпринимают правительство и армия еврейского государства - по крайней мере, в западных странах.
Практически нет никакой сколько-нибудь влиятельной международной силы, которая бы заняла очевидно антиизраильскую позицию: оценки ситуации разными странами и международными организациями варьируются, но, кажется, кроме Турции, премьер-министр которой Реджеп Эрдоган выразил уверенность в том, что "Аллах накажет Израиль за бесчеловечные акции в Газе", ни один из лидеров влиятельных мировых держав не дистанцировался от израильских действий. (Учитывая статус президента Венесуэлы Уго Чавеса как infante terrible мировой политики, его оценка того, что Израиль осуществляет в Газе "акты геноцида", мало кем была вообще принята во внимание.) В Израиле повсеместно распространено убеждение в том, что, выигрывая на полях сражений, еврейское государство раз за разом проигрывает информационную войну (порой это даже списывается на традиционный антисемитизм христианского мира). Так как за первую неделю операции в Газе число жертв среди палестинцев (более четырехсот) почти в сто раз превышало потери среди израильтян, в Израиле заведомо не рассчитывали на понимание со стороны "внешнего мира". Как отмечал, в частности, вскоре после начала операции комментатор аналитической программы Второго канала израильского телевидения Иммануэль Розен, "мир понимает, когда жертвы сторон сопоставимы, но цель Израиля в том и состоит, чтобы удар по ХАМАСу не был ‘пропорциональным’, чтобы руководители хамасовского режима осознали, что за обстрелы израильской территории им придется платить очень высокую цену, - и эту политику Израиля в зарубежных странах едва ли смогут понять и принять". Действительность, однако, оказалась более благоприятной для Израиля: почти весь западный мир оказался на его стороне, да и в самом Ближневосточном регионе не нашлось ни одной стороны или организации, готовой реально протянуть руку помощи ХАМАСу.
Прежде всего, отметим понимание и поддержку, продемонстрированные Белым домом. Спустя сутки после начала израильской контртеррористической операции президент США Джордж Буш сказал, что он осознает стремление Израиля защитить себя от ракетных обстрелов, и потребовал от ХАМАСа прекратить их; подобных требований к Израилю предъявлено не было. 5 января 2009 года, уже после ввода в Газу сухопутных сил ЦАХАЛа, Дж. Буш отметил, что все еще надеется на заключение перемирия между воюющими сторонами, однако подчеркнул, что никакое мирное соглашение не будет работать, если ХАМАС не прекратит свои обстрелы. Таким образом, ответственность была вновь возложена на исламистов. "То, что происходит в Газе, было вызвано действиями ХАМАСа", - подчеркнул Дж. Буш на встрече в Белом доме с первым вице-президентом Судана Сальвой Киром. - Вместо того чтобы заботиться о жителях Газы, ХАМАС принял решение использовать Газу как плацдарм для запуска ракет с целью убийства невинных израильтян. И Израиль, естественно, решил защитить себя и свое население". Пресс-секретарь Белого дома Дана Перино отметила в тот же день, что "мы понимаем потребность израильтян постараться создать более стабильные и безопасные условия жизни для себя". Новоизбранный президент США Барак Обама до 6 января вообще хранил молчание, а после десяти дней боев ограничился тем, что "высказал озабоченность ситуацией вокруг сектора Газы и потерями среди израильского и палестинского населения". Чрезвычайно активно высказывающийся по самому широкому кругу вопросов (прежде всего, экономических) Барак Обама демонстрировал редкостную готовность к самоцензуре в своем отношении к ситуации на Ближнем Востоке вообще и к войне между Израилем и ХАМАСом, в частности, пообещав высказаться подробнее лишь после своего официального вступления в должность 20 января.
Понимание израильской позиции продемонстрировала и глава крупнейшей страны Европейского союза: в телефонном разговоре с израильским премьер-министром Эхудом Ольмертом, состоявшемся вечером 28 декабря, канцлер Германии Ангела Меркель также возложила ответственность за происходящее на Ближнем Востоке на движение ХАМАС. Ангела Меркель подчеркнула, что защита граждан и территории государства является законным правом Израиля. Выразив озабоченность судьбой мирных граждан, оказавшихся в зоне конфликта, канцлер, как и президент США, потребовала от ХАМАСа (и только от него, а не от израильских военно-воздушных сил) прекратить ракетные обстрелы. 6 января Ангела Меркель высказала мнение, что мир в Газе возможен только при условии полного прекращения поставок оружия ХАМАСу. Эту позицию она выразила в беседе с руководителями Франции, США и Турции. Показательно, что и лидер социал-демократической партии Германии министр иностранных дел Франк Вальтер Штайнмайер, баллотирующийся на пост канцлера против Ангелы Меркель (выборы должны пройти осенью), также поддержал Израиль. В телефонной беседе с председателем Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом он заявил, что ХАМАС должен немедленно в одностороннем порядке прекратить обстрелы израильской территории и возобновить перемирие.
Руководители Чехии - дежурного председателя Европейского союза с 1 января 2009 года - с первых же часов операции выразили Израилю полную поддержку. Министр иностранных дел Чешской республики Карел Шварценберг еще 30 декабря возложил всю вину за эскалацию конфликта в секторе Газы на ХАМАС. По словам К. Шварценберга, Израиль имеет полное право защищать свою территорию, подвергающуюся непрекращающимся ракетным обстрелам со стороны сектора Газы. Министр подчеркнул, что, начиная с 19 декабря, когда истек срок "перемирия", ХАМАС постоянно усиливал ракетные обстрелы Израиля, ведя стрельбу из густонаселенных районов. К. Шварценберг даже сделал выпад в адрес лидеров других европейских стран, заявив, что "уже слишком стар, чтобы искать дешевую популярность, осуждая Израиль", и предпочитает "говорить правду". Израиль получил поддержку от Чехии всего через полчаса после того, как СМИ передали информацию о начале наземной стадии операции в секторе Газы "На данный момент, учитывая события предыдущих недель, мы рассматриваем операцию ЦАХАЛа как оборонительную, а не как наступательную", - заявил пресс-секретарь премьер-министра Чехии Мирека Тополянека Иржи Потужник. Карел Шварценберг со своей стороны заявил, что начало наземной стадии операции не стало сюрпризом и что Израиль имеет полное право защищать своих граждан. Прибыв в Израиль 5 января во главе делегации Европейского союза, включавшей Верховного представителя Евросоюза по внешней политике и безопасности испанца Хавьера Солану, Верховного представителя ЕС по внешним связям австрийку Бениту Ферреро-Вальднер, а также глав МИДов Франции и Швеции Бернара Кушнера и Карла Бильда, К. Шварценберг отметил, что он и его коллеги ни в коей мере не собираются оказывать давление на Израиль.
Удивительная ситуация сложилась и в СМИ: иностранные телекомпании, к которым у израильских представителей обычно масса претензий в связи с их "проарабской ангажированностью", испытывают сложности с изложением точки зрения исламистов. После того как израильский посол в Великобритании Рон Просор выступил в лондонской студии "Би-би-си", продюсер сказал, что у них нет проблемы с тем, чтобы получить израильтян для участия в новостных выпусках. "А вот с ХАМАСом очень большие сложности, - отметил он. - Во-первых, мы не знаем, кто есть кто в тамошней иерархии и кто действительно представляет группировку. Они также не могут выйти на связь с нами, поскольку прячутся". Давно уже в западных СМИ не было столь удобной ситуации для израильских представителей.
Тридцать пять лет назад, в октябре 1973 года, Израиль вел, пожалуй, самую справедливую оборонительную войну из всех, которые он вел в своей истории, будучи атакованным в Судный день с северо-востока сирийскими войсками, а с юго-запада - египетскими. Долгое время Израиль безуспешно добивался поддержки западных стран в войне, речь в которой шла о самом выживании еврейского государства. В итоге "воздушный мост" согласились открыть, но очень не сразу, только США, а единственной европейской страной, позволивший американским самолетам заправляться на своей территории, оказалась Португалия. Оценивая информационно-дипломатический контекст нынешней войны, наглядно понимаешь, насколько же с тех пор изменился мир.
Алек Д. Эпштейн 7.01.2009
|