А.Келдибеков (глава Налогового комитета КР): "Каждый налоговик в Кыргызстане будет держаться зубами, когтями и руками за свою должность" (интервью) 00:29 20.01.2009
Ахматбек Келдибеков: Каждый налоговик в Кыргызстане будет держаться зубами, когтями и руками за свою должность
Председатель Государственного комитета по налогам и сборам Ахматбек Келдибеков рассказал ИА "24.kg" о ежедневных трудностях фискалов, снижении поступлений в бюджет, использовании когтей, зубов и рук для сохранения должности и объяснил, зачем налоговой системе требуется новая кровь.
- ГКНС просчитывал потери бюджета после введения нового Налогового кодекса?
- Резкое сокращение ставки НДС – с 20 до 12 процентов - означает выпадение из бюджета примерно 830 миллионов сомов на один процент. Сборы с розничного товарооборота, на автодороги и на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций заменены налогом с продаж. Эти потери превышают 5 миллиардов сомов. Несложно просчитать, что общие выпадения могут достичь 12 миллиардов сомов.
- Как будет компенсирована эта сумма?
- Планируется восполнить ее за счет введения налога на имущество и налога с продаж. Налог на имущество довольно предсказуем. Он платится раз в год. Его поступления имеют определенный временной характер.
Налог с продаж введен впервые, администрировать его будет сложно, поскольку он должен взиматься с каждой продажи. Торговлей у нас занимаются многие предприниматели, поэтому насколько эффективно будет администрирование, покажет время. Риски сокращения поступлений в бюджет здесь, конечно, есть.
- Почему бизнес настолько активно выступал против введения налога с продаж?
- По своему характеру он является каскадным. Плательщик НДС будет отчислять его по одной ставке, неплательщик – по другой. Если я продаю сделанную мною продукцию, я плачу налог с продаж. Естественно, это отразится на ее цене. Тот, кто у меня купил мой товар и продал его, также будет платить налог с продаж. И так далее по цепочке. Три или четыре таких звена – и общая ставка налога доходит от 7,5 до 10 процентов.
- Соответственно вырастут и цены?
- По нашим расчетам - в пределах от 7 до 10 процентов. Но все это зависит от вида деятельности. Если товар проходит через одни руки, то дороже на семь процентов он, конечно, не станет.
Но проблема здесь не в этом. А в том, как этот налог администрировать. Необходимо либо закреплять за каждым торговцем налогового инспектора, либо всех предпринимателей регистрировать. А сегодня наших сил на это не хватает. Поэтому ГКНС сегодня и автоматизируется. Наша база данных будет содержать всю информацию о предпринимателях, чем они занимаются и т.д.
Этот проект реализуется на средства Азиатского банка развития. После его завершения вся наша база данных будет автоматизирована. В основном в ней будут учтены наши крупные налогоплательщики, которые обеспечивают 50 процентов поступлений в бюджет. Мы должны этот показатель довести до 60-70 процентов. Система будет автоматизирована, и никаких межличностных контактов не будет.
- На своем сайте вы разместили виртуальный калькулятор для вычисления суммы налога на недвижимость. Для большинства он не превысит одного-двух сомов в год. В чем смысл его введения?
- Налог на имущество рассчитан в первую очередь на богатых людей. Такая практика принята во всем мире. Сама стратегия этого налога в этом и заключается. Наш виртуальный калькулятор уже посетило несколько тысяч человек. Люди смотрят, что суммы налога для основной части населения будут незначительными, и ажиотажа в обществе нет. Кого я ни встречаю, все говорят: о, такой налог платить можно.
Мы также планируем разработать подобный калькулятор для расчета налога на транспорт. Там будет все учтено: и объем двигателя, и год выпуска.
- Новый Налоговый кодекс вступил в силу 1 января. Но еще в декабре в правительстве делались заявления о внесении в него изменений. Что имелось в виду?
- Идеальный документ сделать практически невозможно. В нем всегда будут плюсы и минусы. Одним из недостатков нового кодекса я считаю то, что субъекты свободных экономических зон облагаются земельным налогом и налогом на имущество. Это противоречит самим принципам СЭЗ.
Еще одно изменение коснулось переработчиков сельхозпродукции. Есть известное выражение "поддержим местного производителя". Правительство освободило на 3 года от уплаты НДС переработчиков сельхозпродукции, правда, только тех, кто перерабатывает местное сырье.
- Крупных предприятий это тоже касается? Скажем, "Вимм-Билль-Данна".
- Они тоже будут освобождены от уплаты НДС, но только в том случае, если будут перерабатывать наше молоко. А они в основном перерабатывают сухое молоко, которое завозят из Казахстана, России и Китая.
Еще один пример шероховатостей нового Налогового кодекса. Базовая ставка за патенты на определенные виды бизнеса повысилась в 4-8 раз. Сегодня владельцы саун, бильярдных залов недовольны. То же самое касается и казино. От патентов мы постепенно будем отходить. По этой системе будут работать только маленькие магазинчики. Большие супермаркеты должны платить налоги как полагается. Сейчас как делается? Хозяин супермаркета сдает в аренду площади, а около сотни частных предпринимателей платят. Почему снимается ответственность с хозяев супермаркетов? Мы должны и их обложить налогами.
С другой стороны, новый Налоговый кодекс предполагает ряд существенных послаблений. К примеру, у тех, кто брал ипотечные кредиты, из суммы налога на прибыль будет вычитаться 230 тысяч сомов. То же самое касается компаний, которые тратят средства на переподготовку своих сотрудников.
- При обсуждении нового Налогового кодекса бизнес был недоволен введением хронометражей…
- Они будут проводиться для составления налогового контракта. Раньше при проведении хронометражей было много отрицательных моментов. Сейчас же нам надо реально посмотреть доходы компании, чтобы составить с ней налоговый контракт. Предположим, ее доходы составляют 5 миллионов сомов в месяц. По налоговому контракту она должна будет отчислять, например, 1 миллион сомов. При этом ни один инспектор не будет иметь права приходить в компанию и проверять ее.
В нашей системе, конечно, есть недостатки. Но надо освобождаться от тех сотрудников, которые думают только о своем обогащении. Мы уволили уже многих таких специалистов. И сделаем это системой.
Сейчас требования к налоговым инспекторам будут в десятки раз жестче, чем раньше. Зарплату фискалам увеличили (согласно указу президента, приблизительно в два раза – Прим. ИА "24.kg"), теперь они получают не две и не три тысячи сомов. В основном это коснулось инспекторов. Этих средств достаточно, чтобы прокормить семью. Сейчас в ГКНС будут создаваться такие условия, чтобы каждый налоговик держался зубами, когтями, руками за свое место.
При желании все можно сделать. Должность инспектора должна быть престижна и высокооплачиваема. Тогда мы сможем подобрать достойных сотрудников. Конечно, надо менять кровь нашей налоговой системы и омолаживать ее.
- Недавно Международный деловой совет попросил президента продлить мораторий на проверки предпринимателей. Как вы на это смотрите?
- Мораторий дал положительные результаты, особенно для работающих прозрачно. Но были и отрицательные моменты. Под него было создано много лжефирм, а ущерб, нанесенный государству, составил сотни миллионов сомов.
Но сегодня принят новый Налоговый кодекс. Он станет единственным документом, регулирующим взаимоотношения предпринимателей и фискалов. Подписана хартия налогоплательщика, узаконивавшая их права и обязанности. Поскольку сейчас нам приходится работать с предпринимателями очень плотно, мне кажется, новый мораторий отрицательно повлияет на объем налоговых поступлений. Мы не сможем создать базу данных и администрировать налог с продаж.
19/01-2009 Игорь ГОРБАЧЕВ
|