В.Скосырев: Иран накануне выборов президента. На исход схватки может повлиять политика Обамы 08:43 23.01.2009
В июне в Иране пройдут выборы президента. Махмуд Ахмадинежад, занимающий этот пост сейчас, пока не подтвердил намерения баллотироваться. А бывший президент Мухаммад Хатами, представляющий реформаторскую оппозицию радикальному лидеру Ахмадинежаду, по неофициальным сообщениям, уже выдвинул свою кандидатуру. Но и лагерь реформаторов, и лагерь консерваторов расколоты. На исход схватки может повлиять позиция нового президента США Барака Обамы, который обещал пересмотреть жесткий подход своего предшественника к Тегерану.
Прежде чем кампания наберет высокий темп, иранцы отметят в феврале знаменательную дату – тридцатилетие свержения режима шаха и победы исламской революции. В преддверии этих торжеств, которые по идее должны объединить все слои правящего шиитского духовенства, кандидаты на высокий государственный пост сдерживают критические стрелы, выпускаемые в оппонентов. Но в дальнейшем борьба неизбежно обострится. Ведь иранское общество – а 70% его составляет молодежь в возрасте до 30 лет – находится в состоянии брожения. Из-за падения цен на нефть – главного экспортного товара страны – экономическое положение ухудшается, растет безработица. До сих пор государство субсидировало цены на бензин. Теперь средств для этого нет.
Антиамериканской и антиизраильской риторики, которой умеет разогревать массы Ахмадинежад, теперь недостаточно для того, чтобы завоевать доверие избирателя. Люди ждут от кандидатов конкретных предложений, как облегчить их тяготы.
Еще один важный фактор, влияющий на настроение студенчества, самой политически активной части электората, – это отношения между Ираном и США. Как сказал агентству Reuters студенческий активист Нариман Мостафави, иранские студенты больше не питают столь враждебных чувств к США, как в 1979 году, когда их предшественники захватили американское посольство. Во многих университетах молодежь надеется на оттепель в отношениях с Америкой.
"Америка – это сверхдержава. Было бы ошибкой не восстановить с ней связи", – говорит Мину Самади, двадцатичетырехлетний студент из Тегерана. Претенденты на президентский пост не могут не учитывать таких настроений. Недаром Ахмадинежад еще в ноябре прошлого года, когда Барак Обама был избран президентом, послал ему поздравление. Ответа на него не последовало. Тем не менее и в правительстве, и в прессе обратили самое пристальное внимание на высказывания нового президента США, касающиеся Ирана. В отличие от Джорджа Буша, который стремился изолировать Иран и выдвигал предварительные условия для переговоров с ним, Обама обещал новый подход, предполагающий диалог.
Сторонники сближения с США убеждены, что эту задачу мог бы успешно выполнить Мохаммад Хатами, занимавший пост президента с 1997 по 2005 год. Он пытался провести либеральные реформы и сломать стену враждебности между Ираном и США. Но старая гвардия, или, говоря конкретнее, консервативное духовенство, заблокировало этот курс.
Клерикалы и в июне смогут лишить любого претендента, который их не устраивает, возможности участвовать в выборах. Как сказала в беседе с "НГ" заведующая сектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова, кандидаты в президенты должны будут получить "добро" от Наблюдательного совета в составе 12 человек. Шесть из них – это факихи, знатоки мусульманского права, которые назначаются по согласованию с верховным лидером аятоллой Али Хаменеи. Наблюдательный совет изучает послужной список кандидатов, устанавливает, соответствует ли их поведение требованиям Конституции и ислама. Причем если в Конституции все положения четко определены, то толкование норм ислама зависит от взглядов факихов.
И реформаторское, и консервативное крыло расколоты, говорит эксперт. От реформаторов уже объявил о своем желании бороться за пост президента Мехди Керруби, бывший спикер Меджлиса (парламента). У Ахмадинежада, представляющего неоконсервативную радикальную группировку, позиции довольно сильные. Его поддерживают бюрократы, обладающие властью в провинциях, для которых он немало сделал. Но слабость президента в том, что он выдвигает грандиозные планы преодоления кризиса, которые носят популистский характер.
По мнению Мамедовой, влиятельной фигурой в предвыборной борьбе может стать Али Лариджани, нынешний спикер парламента. Он принадлежит к консервативному лагерю, к тому же на выборах в Меджлис он был кандидатом от Кума, цитадели многих авторитетных богословов. В пользу Лариджани говорит тот факт, что он имеет большой опыт общения на международной арене. Этот политик был представителем Ирана на переговорах по ядерной проблеме, но впоследствии был отстранен от них из-за разногласий с Ахмадинежадом.
23.01.2009 | Владимир Скосырев
|