К.Березовская: Узбекистан – Россия: сросшиеся кроны 09:29 23.01.2009
Узбекистан – Россия: сросшиеся кроны 22 января начинается визит в Узбекистан президента России Дмитрия Медведева
Да, между нашими странами существуют договоры о стратегическом партнерстве, о союзнических отношениях. Но глубинная основа узбекско-российских связей куда основательней, шире. Ведь им уже не одно столетие. Если быть точным, то первых послов к правителю Хорезма отправил еще в 986 году киевский князь Владимир. С тех пор утекло много воды. И эта река жизни промыла, как золото, имена узбеков, навеки породнившихся с Россией, ее народом и культурой. И которые при этом стали яркими и самобытными представителями своей страны.
Ташкент. Конец рабства
Когда Николай II в феврале 1895 года принимал делегацию Туркестанского края, то обратил внимание на хорошо говорившего по-русски молодого узбека, одетого не в традиционный, шитый золотом халат, а в камзол. Это был купец первой гильдии Сейид Карим Сейидазимбаев, член городской Думы Ташкента, владелец крупной фирмы, которая ремонтировала дороги и строила здания в столице Туркестанского края. Более того, Сейидазимбаев принимал участие даже в возведении православного собора Сергия Радонежского.
Именно Сейид Карим Сейидазимбаев в 1907 году основал в Ташкенте первую коммерческую газету "Туджар" ("Купец") на узбекском языке. При этом, аналогичное издание на русском языке "Туркестанская торгово-промышленная газета" появилась на год позже.
Сейид Карим был сыном легендарного караванного начальника Сейида Азимбая Мухаммадбаева. Он активно торговал с Россией, выучил русский язык. И не случайно именно он первым пришел на встречу с генералом Черняевым, взявшим Ташкент в мае 1865 года. (Город был атакован без царского приказа в отместку за зверскую расправу над русскими солдатами, заготовлявших дрова в степи у Чимкента. Ташкент защищали наемники-афганцы, их сопротивление было быстро сломлено. За победу Черняев получил выговор от командования - взятие Ташкента вообще не планировалось. И только спустя два года, когда англичане взяли Герат, 40-тысячный Ташкент был присоединен к империи).
Разговор с Черняевым был о самом наболевшем - о рабстве. Одной из причин, которая заставила Россию войти в Среднюю Азию, была процветавшая торговля невольниками.
Людей воровали в России, Персии и продавали, как скот, на базарах Ташкента, Бухары, Самарканда, Хивы. Все увещевания ни к чему не приводили. И тогда, выражаясь современным языком, Россия защитила своих соотечественников.
Вот как рассказывает об этом очевидец, Мухаммад Салих Кары. Его уникальная рукопись "Новая история Ташкента" хранится в Институте востоковедения Академии наук Узбекистана: "Знати сообщили, чтобы они собрались около хауза (пруд) Калян в кухне Урды. Арбобы, купцы, казы-калян, улемы и другие пришли и стали на берегу хауза. В это время пришел сюда Черняев и сказал: "Так как во всяком доме или дворце, будь то богатый или бедный, имеется гулям или мушта или раб, будь он куплен или получен по наследству, то, чтобы доставить удовольствие падишаху Петербурга, пусть владельцы их всех отпустят на волю", - и дал на размышление два часа.
Мусульманские улемы (законодатели) засомневались, надо ли подчиняться "этому насилию". Но Сейид Азимбай убедил торговых авторитетных людей отпустить своих невольников и сам в этом подал пример.
Так рабство в Ташкенте было официально уничтожено, а отпущенным рабам дали землю для поселения в районе нынешнего жилого массива Каракамыш.
Твердая и мужественная позиция купеческого старшины Сейида Азимбая в вопросе об отмене рабства выдвинула его в первые ряды общественных деятелей. Его избрали председателем махкама - специального органа ташкентского самоуправления, созданного в 1866 году для решения различных внутренних вопросов по местным обычаям.
В марте 1867 года Сейид Азимбай в Санкт-Петербурге был представлен императору Александру II и пожалован званием потомственного почетного гражданина.
В числе его заслуг в грамоте герольдии Российской империи указано: "Выкупил русского пленного из Ташкента, первый освободил невольников и, пользуясь своим влиянием, содействовал к удержанию спокойствия в Ташкенте". Долгие годы потом эта грамота в золоченой раме украшала дом Сейида Азимбая.
Сейид Азимбай в 1871 году поднял вопрос об открытии национальных школ нового типа, где вместе с изучением Корана и норм шариата велось бы преподавание математики, ремесел и русской грамоты. Именно из них вышли потом видные узбекские общественные и государственные деятели.
Одним из самых ярких был, несомненно, Шараф Рашидов, правивший "солнечной" республикой почти четверть века. Никто не сделал больше для продвижения русского языка в Узбекистане, чем он! Шараф Рашидов лично курировал знаменитые "Дни русского языка", проводившиеся по всей стране. При нем по всех вузах, техникумах были открыты так называемые русские группы, где обучение шло только на "великом и могучем". Но учились и учатся там поныне преимущественно узбеки.
В частности, и нынешний президент страны Ислам Каримов также получил образование инженера, потом экономиста, защитил диссертацию на русском. Своего первого сына он назвал, между прочим, Петром. И по личному указанию Ислама Каримова отрылись в Ташкенте филиалы МГУ, Плехановки, университета имени Губкина.
Да, в Узбекистане принят закон о государственном языке. Но никто не форсирует его силой, скоропалительно, как это произошло в странах Балтии, в той же Туркмении, Азербайджане. Почти все бланки, документы продублированы на двух языках, на русском ты можешь обратиться куда угодно, тебе на нем и ответят. А все потому, что почти сорок процентов узбеков, особенно городских, как выяснили европейские лингвисты, специально изучившие этот вопрос, это русскоязычные…
"Евгений Онегин" зазвучал по-узбекски
Для каждого узбека имена Айбека и Пушкина стоят рядом. Ведь дорогу к русскому гению проложил именно Айбек, гений узбекский.
Настоящее имя Айбека - Муса Ташмухамедов, родом из семьи ташкентского ткача. Его первый поэтический сборник вышел, когда Айбеку едва исполнилось двадцать. Потом был Ленинград, народнохозяйственный институт, увлечение Блоком, Государственная премия СССР 1946 года за роман "Навои", два ордена Ленина.
Но делом всей жизни Айбек считал перевод "Евгения Онегина".
Работа началась в 1936 году, накануне 100-летия со дня гибели Пушкина, осенью, в отрогах Чимгана. Там собрались видные литераторы - Хамид Алимджан переводил "Кавказского пленника", Шайхзаде - "Каменного гостя", Абдулла Каххар - "Капитанскую дочку", Усман Насыр - "Бахчисарайский фонтан", а Тимур Фаттах "Цыган".
"Я работал над "Евгением Онегиным", за которого взялся не без страха: слишком велика и ответственная была задача. Но по мере того, как я "влезал" в текст, страх проходил, началось страстное, поистине "запойное" увлечение... Конечно, я не раз читал "Онегина" и до того, но, переводя, неизбежно задумывался над каждым словом, фразой, строкой, и я впервые "всем нутром" ощутил за ними гигантскую работу поэзии, бездонную глубину знания жизни", - писал Айбек впоследствии.
Айбек также оставил после себя непревзойденные до сих пор переводы Белинского, Крылова, Лермонтова, Кольцова.
И все-таки Пушкин был самой его большой любовью и страстью, вспоминает сын Айбека, Бекжан Ташмухамедов, ученый с мировым именем, выпускник МГУ: "Он знал бессмертный роман в стихах наизусть как по - русски, так и по-узбекски, и при случае всегда с огромным удовольствием его читал".
В ташкентском доме-музее Айбека на видном месте стоит "Евгений Онегин" на узбекском. Он переиздавался в республике десятки раз…
Дело Айбека живо и поныне. Центр Ташкента украшает потрясающий памятнику русскому гению работы Михаила Аникушина, поставленный к 175-летию поэта по указанию Шарафа Рашидова.
С театральных афиш Узбекистана не сходят "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Алеко", а последний приезд пару лет назад в Ташкент и Самарканд на Пушкинские дни Василия Ланового с "Метелью" под музыку Свиридова в памяти до сих пор.
Наконец, недавно группа узбекских деятелей была награждена Золотыми Пушкинскими медалями. Среди них режиссер Наби Абдурахманов, директор Большого Театра Бахтиер Якубов, ректор филиала Российской Экономической Академии им. Плеханова Абдурахман Каландаров, завкафедрой русского литературоведения Национального Университета Александра Давшан, руководитель Центра русского языка и культуры Ташкентского педуниверситета Носир Миркурбанов.
А все начиналось в далеком 1936-м, в горах Чимгана, когда пушкинская строфа зазвучала по-узбекски под пером Айбека…
Его послушался сам Георгий Жуков
Более двухсот фильмов снял узбекский кинодокументалист Малик Каюмов. В 1938 году его лента "Ташкентский текстильный комбинат" получила Большую Золотую медаль Всемирной выставки в Нью-Йорке, картина "Приезжайте к нам в Узбекистан" был удостоен награды в Венеции, а "Паранджа" взяла "Золотого голубя" Лейпцига.
Сегодня ему пошел 98-й год, но Малик Каюмов все помнит, вплоть до деталей.
Как умер отец, и они, чтобы выжить, продавали на базаре с братьями тюбетейки, вышитые матерью. Как однажды в класс пришел кинорежиссер Николай Кладно, высмотрел среди других долговязого Малика и снял роли батрака в своем фильме "Американка из Багдада". Как уже в Ленинграде мать Кладно, заставляла его каждый день читать по 50 страниц из "Войны и мира" и научила держать вилку и ложку. Как бросил в 1933-м ВГИК, посчитав, что и так все уже умеет…
Малик Каюмов-человек бесконечно влюбленный в родной Узбекистан.
"Если меня узнавали и признавали в Москве, так это потому, что я открыл людям Хорезм и Каракалпакию. А потом всю жизнь старался открывать узбекские дворы, старинные медресе, арыки, каналы… Узбеков. Прежде всего - их. Но при этом я интернационалист и ненавижу шовинизм. Ненависть к другим народам - удел слабых", - убежден Каюмов.
А потому, когда в Узбекистане вдруг стало "не нужно" надевать советские ордена и медали, он гордо и непреклонно продолжает носить на лацкане пиджака Звезду Героя Социалистического Труда и не забывает представиться как Народный артист СССР.
Вся жизнь Малика Каюмова неразрывно связана с Россией, ее радостями и бедами.
В июне 1941 года его назначили снимать в Самарканде вскрытие гробницы Тамерлана. Каюмов вспоминает: "После долгих съемок я зашел в чайхану. Там сидели три старика, перед ними лежала старинная книга. Один из них говорит: могилу Тимура вскрывать нельзя - выйдет дух войны. Я спросил: откуда это известно? "Читай!" - они указали на раскрытую книгу. Арабский я изучал еще в школе, поэтому сумел прочитать следующее: "Прах великого Тимура не тронь, иначе начнется война".
Но ученые мужи его не послушали. 21 июня добрались до гроба Тамерлана, а утром 22-го по радио объявили, что началась война.
Вскоре Каюмов оказался на фронте. В 1943-м в деревне Колбасино под Ржевом его захотел увидеть Георгий Жуков.
Маршал поинтересовался мнением Каюмова об истории с раскопками в Самарканде. Оператор ответил, что череп Тимура следует похоронить. И Жуков добился этого через Сталина перед самым Сталинградом.
1944-м под Минском три автоматные пули сделали из Каюмова инвалида - на всю жизнь он остался хромым.
Из 250 фронтовых операторов сегодня в живых только двое - Каюмов и его закадычный друг Алеша Семин, который дважды выносил Малика с поля боя.
В 1991 году Каюмов был удостоен российской национальной премии "Ника" в номинации "Честь и Достоинство". Он и нынче каждое лето гостит у Никиты Михалкова, спасаясь от ташкентской жары, встречаясь со старыми русскими друзьями.
В русской красной рубашке
В этом году в Ташкенте прошел первый фестиваль-конкурс актерской песни имени народного артиста республики Куркмаса Мухитдинова. Без преувеличения, его знал весь Узбекистан, он был ярчайшей, неповторимой звездой оперной сцены.
Куркмас Мухитдинов закончил московскую консерваторию. Он часто и с любовью вспоминал свои встречи с великим Лемешевым, его уроки. Бас Мухитдинова был украшением любой сцены, любого концерта.
Как вспоминает режиссер Андрей Слоним, Куркмас Мухитдинов первым из узбекских певцов воплотил образ Петра I в одноименной опере А. Петрова (за что и был удостоен Государственной премии Узбекистана), Бориса Годунова. Он блестяще пел "Судьбу" Рахманинова, почти забытый сегодня романс А. Вертинского "Бал Господень".
Коронным номером Мухитдинова, которым он закачивал большинство выступлений, была "Вдоль по Питерской".
Надо только представить себе всю эту мощь и красоту - рост под два метра, красная атласная русская рубашка, голос, без всяких микрофонов пробивающий зал до галерки! Публика просто сходила с ума…
Куркмас Мухитдинов не представлял себя вне русской культуры. И даже позволял себя называть в узком кругу на российский манер Колей.
А еще Мухитдинов был страстным пропагандистом русской культуры. Не было случая, чтобы он отказался спеть на концерте для российской общины, причем нередко за смешные гонорары. Как солист Большого театра имени Алишера Навои, профессор Ташкентской консерватории, Мухитдинов вырастил целую плеяду молодых дарований, воспитанных на Чайковском, Мусоргском, Глинке. Среди них, кстати, и Георгий Дмитриев, победитель последнего конкурса актерской песни имени Андрея Миронова в Москве.
Москва остается для узбеков сильным центром притяжения. Купить билет на самолет до белокаменной из Ташкента, Самарканда, Бухары, Намангана день в день никак не получится, надо бронировать.
Особенно много сегодня делает для российско-узбекского диалога Фонд "Форум культуры и искусства Узбекистана". Его попечительский Совет возглавляет старшая дочь президента Гульнара Каримова, недавно ставшая заместителем министра иностранных дел своей страны.
Например, в мае в Москве прошел традиционный Вечер узбекского искусства. Он был посвящен творчеству легендарной "Яллы". "Купола Самарканда", "Шахрисабз", "Сияй Ташкент", "Учкудук" и другие хиты прозвучали в исполнении самого Фарруха Закирова, молодых звезд - Самандара, Зиеды, Рашида Холикова, группы "Божалар", "Сурхон".
Вместе с ними на сцену вышли победители конкурса одаренной молодежи "Келажак овози" ("Голос будущего") и Фестиваля детского творчества "Янги авлод" ("Новое поколение").
Среди гостей вечера были Эдуард Сагалаев, Стахан Рахимов, Алла Йошпе, Виктор Вержбицкий, Леонид Броневой - выходцы из Узбекистана, а также Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Татьяна Михалкова, непременные гости и участники Ташкентской недели моды, другие российские знаменитости. Они посмотрели показ национального платья, танцы блестящего ансамбля "Офарин" ("Браво"). Ну, и конечно, от души полакомились узбекскими блюдами от лучших поваров Ташкента.
Фонд регулярно привозит в Москву, Питер лучших узбекских артистов, художников, певцов, мастеров прикладного искусства, не давая России забыть о своих верных и искренних друзьях в Узбекистане.
Заметьте, не было случая, чтобы республика отказалась от участия в конкурсе Чайковского, в "Новой волне", в "Фабрике", наконец, в последних сочинских "Пяти звездах".
Вся страна болеет, если кто-то из Узбекистана попадает на "Поле чудес". А уж что творилось, когда Россия разгромила голландцев на чемпионате Европы по футболу!..
Можно до бесконечности продолжать рассказывать об узбеках, которые навсегда прикипели к России, к ее народу, истории, культуре. По собственному опыту знаю, что таких людей в 27-миллионной стране можно встретить в каждом доме, в каждой махалле (квартале). По данным узбекского Центра изучения общественного мнения "Ижтимоий фикр", почти 90 процентов населения Узбекистана считают Россию дружеской страной. И это во многом заслуга купца Сейида Азимбая Мухаммадбаева, крупного политика Шарафа Рашидова, кинодокументалиста Малика Каюмова, писателя Айбека и тысяч других узбеков, для которых Россия это как вторая родина. Кроны двух народов срослись. И это не красивые слова. По данным Федеральной миграционной службы РФ, сегодня в России работает и учится около пяти миллионов выходцев из "солнечной" республики. Их привели к нам добрая память об исторических связях между двумя народами и странами, их привел русский язык…
Ксения Березовская
22.01.2009 Специально для Столетия
|