А.Чичкин: Цена не нефть определяется политическими факторами. Как помешать индустриализации национальных экономики и экспорта 09:44 26.01.2009
Пусть воюют, за цены... Не только Россию "привязывают" к разным конфликтам, чтобы помешать индустриализации национальных экономики и экспорта
Российский госбюджет уже пересчитывается из расчета мировой цены на нефть в 41 доллар за баррель. Однако пока нет четких гарантий, что этот уровень будет явно преобладающим в течение года или что он не понизится. Но в любом случае, приходится пересматривать практически все федеральные программы и инвестиционные проекты. А ведь большинство их нацелено как раз на то, чтобы экономика постепенно отдалялась от "нефтеэкспортной иглы".
Но складывается впечатление, что сверхбыстрая политизация мирового рынка нефти как раз и направлена на то, чтобы либо сохранить нефтеэкспортную зависимость многих государств, либо "обвалить" их, если попытаются заменить сырьевой путь развития индустриальным.
В рамках международного энергетического агентства, ОПЕК, Организации арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК), организаций ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), по промышленному развитию (ЮНИДО), региональных экономических комиссий ООН продолжаются исследования по влиянию разных факторов на мировые цены на нефть. Эти исследования подтверждают, что уровень влияния "чисто" экономических факторов на нефтяные цены (объемы добычи, экспортной транспортировки, самого экспорта, спрос нефтепереработчиков на сырье и т.п.) к настоящему времени достигает 40-45 процентов. Все остальное - факторы в большей степени или сугубо политические. Это еще раз доказывает, что баланс спроса-предложения на мировом рынке нефти - уже не главный фактор формирования на нем цен.
Но какие конкретно эти факторы? Исследователи относят к наиболее "влиятельным" факторам на мировые нефтяные цены следующие (они, как и страны в отдельных "пунктах-факторах", расположены по степени их современной значимости):
1. Ситуация в бассейне Персидского Залива, Палестине и на границах Израиля с арабскими соседями (к их портам проходят транзитные нефтепроводы с Аравии и Ирака).
2. Ситуация в Ираке, во взаимоотношениях США с Ираном.
3. Курдский сепаратизм в "нефтегазоизбыточном" Северном Ираке и вблизи нефтепровода Баку-Тбилиси-Эрзурум-порт Джейхан (Каспий-Грузия-Турция).
4. Положение в Судане и на Африканском Роге (где сосредоточены крупные нефтересурсы, причем Судан наращивает нефтеэкспорт).
5. Ситуация в Венесуэле, ее внешняя и нефтеэкспортная политика (Венесуэла - один из крупнейших поставщиков черного золота).
6. Внешняя и нефтеэкспортная политика России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Узбекистана.
7. Внешняя и нефтеэкспортная политика Ирана, Ливии, Алжира, Мексики, Норвегии и Индонезии.
8. Ситуация с транзитом нефти/газа из России, Азербайджана и стран Средней Азии.
9. Положение в центрально- и западноафриканских "нефтеэкспортных" странах, в "нефтеэкспортных" Перу, Эквадоре и Колумбии.
10. Политическая ситуация на Северном Кавказе (где проходят транзитные нефтепроводы из Азербайджана и Казахстана).
11. Политическая ситуация в регионах строительства новых нефте- и газопроводов/нефте- и газоэкспортных терминалов.
По данным этих исследований, например, усиление напряженности в регионах-факторах в пп. 1-4 может повышать цены минимум на 6-8 процентов, а по пп. 8-11 - минимум на 4-7 процентов (в целом). В то же время, бесконфликтные сценарии по тем же пунктам-факторам способны "ронять" цены, самое меньшее, на 9-11 процентов (в целом). Последнее, собственно, и произошло в связи с перемирием в Газе и урегулированием транзита российского газа в Европу через Украину.
Характерно и то, что, по тем же исследованиям, - чем больше нефти будет поставляться из стран, отмеченных в тех же пунктах, тем большее влияние будет "оттуда" на мировой рынок этого сырья. То есть, диапазон влияния, то есть, колебаний мировых цен на нефть по тем же пунктам-факторам тогда окажется более чем в 12 процентов (вниз - при бесконфликтной ситуации, вверх - при конфликтной). Примечательно и то, что по п.8 (Ситуация с транзитом нефти/газа из России, Азербайджана и стран Средней Азии) нормальная, то есть бесконфликтная ситуация способна понижать цены на 5-8 процентов, а конфликтная - повышать их, самое меньшее, на 6-9 процентов.
Естественно, что при падающих и низких ценах на нефть, что называется, дорог каждый процент влияния. Что и вынуждает многие государства постоянно решать внешнеполитические вопросы, влияющие на их нефтеэкспортные доходы. А манипулировать извне этими и другими факторами военно-политической географии как для роста, так и для "провала" цен весьма заманчиво.
Но, чем выше уровень конфликтности в упомянутых "точках", тем выше оказываются цены. И получается, что весь мир - по крайней мере, крупные нефтяные страны - обрекаются на всевозможные постоянные конфликты хотя бы для поддержания нефтяных цен. Но ведь такие конфликты - это же, опять-таки, постоянное отвлечение материального, в том числе финансового, и интеллектуального потенциала на предотвращение или урегулирование этих конфликтов. И одновременно (что, пожалуй, более важно) - уход, "увод" национального материально-интеллектуального потенциала от вложений в производственную экономику - в то, чтобы страна смогла-таки сойти с "нефтеэкспортной иглы".
Вот и получается замкнутый круг, который навязывается извне для сохранения нефте- и газоэкспортной зависимости, похоже, не только России.
Алексей Чичкин Опубликовано на сайте rg.ru 22 января 2009 г.
|