М.Бабаев: Как "раскрывают" преступления в Туркмении. "Били толстой книгой по голове, кажется, это был сборник статей Уголовного Кодекса..." 10:22 27.01.2009
Как легче "раскрыть" преступления
Amnesty International: в Туркменистане применение пыток и нанесение телесных повреждений являются широко распространенным явлением. Минувшим летом в Ашхабаде было совершено преступление, которое потрясло всех, кто хоть что-либо слышал о нем: убили молодую девушку, убили зверски, нанеся около сорока ножевых ранений, часть из которых – в спину.
Преступник скрылся с места преступления, не удалось задержать его по свежим следам и также не нашлось свидетелей преступления.
Первыми, за кого взялась полиция начиная расследование преступления, были самые близкие люди погибшей – ее отец и брат. "Признавайся, - давили на несчастного родителя, - что это ты ее убил!". То же самое требовали и от брата, который в тот рокойвой день с утра находился в институте.
Досталось и женщинам. По словам одной из сестер убитой, ее и других взрослых женщин и молодых девушек из этой семьи вызывали на допросы и держали с утра до вечера.
"Били толстой книгой по голове, - вспоминает одна из родственниц. – Кажется, это был сборник статей Уголовного Кодекса, требовали признаться, что убийца – это кто-то из членов семьи".
Помимо физического давления, женщин прессинговали морально.
"А, может, она сама нанесла себе смертельные удары в спину?" - задавал кощунственный вопрос следователь, ибо не надо было проводить специальной экспертизы, чтобы понять всю абсурдность подобного предположения.
Битье задержанных с целью получения от них признательных показаний в совершенных и несовершенных ими преступлениях – это обычная практика в работе туркменских правоохранительных структур. Избиение может производиться как в кабинете следователя, так и в специальном помещении, откуда душераздирающие крики избиваемого никто не услышит.
В каждом управлении МВД и МНБ на местах и в головном офисе есть признанные костоломы, так называемые мастера заплечных дел, одного упоминания о существовании которых бывает достаточно, чтобы подозреваемый в совершении преступления тут же подписал признательные показания.
Применение физического насилия, как сообщил один из ветеранов отдела уголовного розыска (ОУР), активно используется в тех случаях, когда "сверху требуют" либо быстрее завершить затянувшееся громкое дело, либо когда надо улучшить показатели по раскрытию совершенных преступлений.
Нередки случаи, когда после нескольких часов, проведенных в отделе полиции, отпущенный домой человек в тот же день попадает на больничную койку. Человек может стать инвалидом, но он никогда и никому не рассказывает, что с ним произошло, замыкается в себе.
По примеру вышестоящих начальников стараются работать их подчиненные на местах. Если, скажем, в каком-то селе участились случаи кражи скота и птицы с частных подворий или с мест выпаса животных, то сотрудникам полиции достаточно поймать хотя бы одного скотокрада, чтобы "повесить" на него все нераскрытые с начала года преступления такого характера.
"Этим промыслом в нашем селе занимались многие безработные ребята, а попался я, - рассказывает молодой человек, недавно освободившийся из мест заключения. - И украл-то я из курятника всего двух индеек. В отделе полиции, куда меня приволокли, вначале по-хорошему попросили признаться в том, что украл двух бычков и одну корову с теленком. Я не стал этого делать, так как не крал я этих животных. И тогда меня начали бить..."
Парня били резиновой дубинкой по пяткам и пластиковой полуторалитровой бутылкой, наполненной водой, по голове, по почкам. И он признался в том, чего не делал.
Когда закрывали дело, следователь сказал: "Смотри, если на суде будешь отказываться от своих слов и, не дай Бог, говорить, что тебя в полиции били, тогда сильно пожалеешь". "И я взял все на себя. Дали мне 6 лет. Но, слава Аллаху, по амнистии через год и три месяца вышел на волю".
Особенно полицейские усердствуют, когда в этрапе или в велаяте совершается жестокое убийство, слухи о котором будоражат все население. По одному такому убийству в Ашхабаде было задержано и допрошено более 200 человек – родственников, знакомых, друзей, соседей жертвы - в общем, всех, кто мало-мальски имел отношение к этой семье, звонил по телефону накануне или в день преступления, заходил хотя бы на минуту.
Многие из подозреваемых впоследствии (когда наконец-то нашли настоящего убийцу), признались, что их били в полиции, пытаясь получить хоть какую-то информацию о злодеянии.
"Обработку" подозреваемых опытные следователи поручают молодым сотрудникам. Делается это с двойной целью – "приобщить" начинающего к общему делу, то есть принять "боевое крещение"", а также на случай чего-то непредвиденного – например, смерти пытаемого - что позволит впоследствие откреститься и свалить все на неопытного сотрудника - дескать, переборщил малость, не рассчитал силу удара...
Правоохранительные органы в Туркменистане остаются закрытой организацией, неприкасаемой для прессы. А это значит - все, что сегодня происходит за закрытыми дверями следовательских кабинетов, будет продолжаться и завтра, и послезавтра, и любой человек, независимо от возраста, пола, степени вины, может испытать на себе все прелести методов раскрываемости преступлений.
26.01.2009 Мерет Бабаев
|