Лев Македонов: За мир во всем Афганистане 20:25 27.01.2009
Россия и НАТО начинают изживать последствия августовской войны в Закавказье. Борьба с талибами в Афганистане может оказаться важнее споров о том, кто виноват в обострении грузинско-южноосетинского конфликта.
Россия и НАТО возобновили отношения, замороженные прошлым летом в связи с российским вооруженным вмешательством в грузинско-южноосетинский конфликт. Таков главный и единственный пока итог неформальной встречи постпреда РФ при НАТО Дмитрия Рогозина и национальных делегаций стран – членов альянса во главе с генсеком организации. Она прошла в понедельник в Брюсселе.
Как сближаться вновь, обсудят 6 февраля в Мюнхене генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер и российский вице-премьер Сергей Иванов.
В интервью панарабскому телеканалу Al Jazeera де Хооп Схеффер подтвердил, что это будет первый контакт между ним как генсеком альянса и руководителем высокого уровня с российской стороны.
По словам российского постпреда при НАТО Дмитрия Рогозина, в ходе предстоящей встречи будут определены "новые шаги на пути восстановления сотрудничества" между двумя сторонами. Еще один шаг к этому сделан был именно в понедельник. Встреча была согласована 2 декабря 2008 года, когда главы МИД стран НАТО согласились на возобновление диалога с Россией "в избирательном режиме".
"Раскрывать содержание посольских встреч не принято, – цитирует РИА "Новости" Рогозина. – Однако несколько месяцев отсутствия заседаний Совета Россия – НАТО не могли не сказаться на его атмосфере. Дискуссия была жесткой, однако доверительной и дипломатичной". Дипломат настаивает, что этот контакт между НАТО и Россией подтвердил: "сотрудничество равноправно", к тому же "все страны выступают от своего имени, и нет ситуации, когда российской позиции противостоит согласованная блоковая позиция".
Говорить о значимом прорыве в отношениях между западным блоком и Россией пока рано: стороны до сих пор разделяет история августовской войны с Грузией.
Это понимают и в России, и в штаб-квартире альянса. "Мы пытаемся вдохнуть жизнь в важные партнерские отношения между НАТО и Россией, подорванные, жестоко подорванные из-за августовских событий в Грузии", – признал де Хооп Схеффер.
Позиция Москвы остается по-прежнему жесткой: ей решительно не нравится активное идеологическое вмешательство блока в ее отношения с Грузией. Рогозин до сих пор утверждает, что партнерство между Москвой и Брюсселем может осуществляться "только на основе принципов Римской декларации, забытых НАТО во время нападения Грузии на Южную Осетию". Рогозин также отметил, что возобновление отношений России и НАТО "было невозможно до смены администрации США".
Разругавшись полгода назад, теперь стороны приходят к выводу, что имеющиеся у них инструменты для диалога не так уж плохи. "Попытка в августе слушать только одну сторону сослужила плохую службу альянсу. В результате Евросоюз оказался великим миротворцем, а НАТО осталась в стороне от процесса", – считает Рогозин.
Поминая старое, стороны не забыли о насущных вопросах – в частности, транзита военных и гражданских грузов через территорию России в Афганистан, где НАТО сражается с талибами.
Сам российский дипломат по итогам двухчасовой дискуссии в отличие от своих горячих летних заявлений в интервью телеканалу "Вести-24" заявил, что в Москве на этом направлении сотрудничать хотят. Проигрыш в Афганистане обернется кризисом в самом альянсе, но и для России аукнется тем, что "экстремисты всех мастей" вернутся к власти в этой азиатской стране, дестабилизировав весь регион. "Мы объективно не заинтересованы в поражении НАТО в Афганистане", – заметил он. "Тема Афганистана всплывала часто", – признал Джеймс Аппатурай, официальный представитель НАТО.
ЛЕВ МАКЕДОНОВ
|