М.Яновская: "Таблиги Джамаат". Скрытая угроза мирной проповеди в ЦентрАзии 11:57 12.02.2009
"Таблиги Джамаат": Скрытая угроза мирной проповеди
3 февраля 2009 года Генеральная прокуратура Кыргызстана внесла исковое заявление в Первомайский районный суд Бишкека о признании международной религиозной организации "Таблиги Джамаат" террористической и экстремистской.
О "Таблиги Джамаат" известно немного, но большинство исследователей указывает на миролюбие и умеренность последователей этого движения. Так, Алекс Алексиев в статье "Таблиги Джамаат" - невидимый легион джихада говорит об общепринятом восприятии "таблигов": "Общество "Таблиги Джамаат" не выказывает никакого интереса к участию в политике, избегает открытого ее обсуждения и добилось того, что не вызывает настороженности правительств и воспринимается как чисто пиетистское объединение. В результате практически с самого начала своего существования "Таблиги Джамаат" приобрело образ движения, стремящегося, прежде всего, к укреплению веры, самосознания и духовному развитию личности, не вмешивающегося в политику и сферу светских отношений".
Член научного совета Московского Центра Карнеги, доктор исторических наук Алексей Малашенко также уверен, что "Таблиги Джамаат" не радикальны:
- "Таблиги Джамаат" не имеют отношения к терроризму. К ним, конечно, цепляются: "Таблиги" достаточно независимо себя держат, и деньги у них есть, - но это не "Аль-Каида", и как к террористам к ним довольно трудно придраться. Хотя спецслужбы их отслеживают, конечно, - считает Алексей Малашенко.
Движение "Таблиги Джамаат" (официальный веб-сайт – Dartabligh.org) было основано в 1927 году неподалеку от Дели богословом деобандского направления ислама Мауланой Ильясом. Деобандская исламская доктрина отличается радикализмом и нетерпимостью к другим формам вероисповедания, в том числе к шиизму, и основана на убеждении, что ислам должен вытеснить все другие религии.
Маулана Ильяс, надеясь оживить в людях мусульманское сознание, отправлял проповедовать ислам странствующих миссионеров – таблигов. Таблиги не имели духовного сана, часто сами было довольно необразованны, но, объединяясь в группы-"джамааты", они отправлялись в те районы, где исламу грозила, по их мнению, особая опасность, и начинали проповедовать "от двери к двери".
"Организуя этих довольно необразованных, но обладающих исключительным энтузиазмом мусульман, - пишет А.Алексиев, - Ильяс давал им выдержки из Корана, подчеркивавшие приоритет практики и добродетели над глубоким пониманием основ веры и нюансов исламских законов. Этот подход показал высокую эффективность, и к моменту смерти Ильяса в 1944 году "Таблиги Джамаат" распространилось по всей Индии".
"Таблиги Джамаат" и сегодня – организация проповедников ислама. Собираясь в группы человек по десять-двенадцать в азиатских странах и по три-пять – в других частях света, "таблиги" направляются в разные части мира, останавливаются в мечетях, проповедуя "от двери к двери". "В группах поддерживается жесткая дисциплина и строгое подчинение лидеру. Изначально миссионеры направлялись из Южной Азии и находились в странствии по четыре-пять месяцев, пользуясь приютом в мечетях, основываясь на традиции оказания гостеприимства находящимся в пути мусульманам. В Западной Европе и США члены "Таблиги Джамаат" останавливаются исключительно в спонсируемых саудовскими ваххабитами мечетях и исламских центрах, существующих на сегодняшний день почти во всех крупных западных городах. Заинтересованных местных мусульман и потенциальных неофитов приглашают на еженедельные семинары, обычно проводимые старшими проповедниками, а после прохождения необходимой подготовки их самих отправляют для осуществления "харуджа" (проповеди в пути – ред.). Члены "Таблиги Джамаат" подчиняют свою жизнь движению и становятся профессиональными миссионерами. От активистов "Таблиги Джамаат" требуется посвятить сорок дней в году, три дня в месяц, две вторые половины дня в неделю и два часа каждый день работе на организацию; кроме того, они обязаны жестко соблюдать правила ежедневных молитв", - пишет вышеупомянутый А.Алексиев.
Проповедь или вербовка?
Если "Таблиги Джамаат" - это мирные проповедники ислама, то почему генпрокуратура Киргизии просит признать их террористической организацией? В цитированной уже статье Алекс Алексиев недвусмысленно заявляет, приводя множество фактов и следственных данных, что "Таблиги Джамаат" действует, прямо или косвенно, как вербовщик для террористических организаций. Он говорит, что при расследовании многих террористических актов так или иначе "всплывали" связи террористов с "таблигами", или выяснялось, что террористы поддерживали идеи "таблигов", или хранили литературу проповедников. "Если об этом обществе ("Таблиги Джамаат" - ред.) что-либо известно в Соединенных Штатах, так это только из-за того, что во всех получивших известность случаях, когда американские граждане вступали или пытались вступить в группы активистов джихада на территории страны, они оказывались связанными с миссионерами "Таблиги Джамаат". Это движение стало движущей силой исламского радикализма и основным вербовщиком исполнителей экстремистских акций и террористических актов по всему миру. Документально подтверждены множество случаев, когда лица, принадлежащие к "Таблиги Джамаат", совершали террористические акты", - пишет А.Алексиев.
Исследователь предполагает, что "везде используется практически одна и та же методика вербовки молодежи. После присоединения к ячейке "Таблиги Джамаат" в местной мечети или исламском центре и исполнения нескольких проповеднических миссий в своей округе наиболее активных из новичков приглашают на четырехмесячную дополнительную подготовку в центре "Таблиги Джамаат" в окрестностях города Райвинда (Пакистан, штат Пенджаб). По прибытии в Пакистан они встречаются с представителями террористических групп, сотрудничающих с "Таблиги Джамаат", и получают предложение пройти военную тренировку. Большинство, очевидно, соглашаются".
Однако даже выход на "Таблиги Джамаат" после расследования многих терактов не дал поводов европейскому и американскому правосудию объявить эту организацию террористической. И тут возникает вопрос: может, в самих проповедях ислама "в редакции" "таблигов" есть нечто, вызывающее в людях желание идти дальше, в группировки, которые уже непосредственно взрывают и убивают? Есть в идеологии "Таблиги Джамаат" что-то, что допускает, а может, и подразумевает такой ход мыслей? Этот вопрос корреспондент "Ферганы.Ру" задал научному сотруднику Института стран Азии и Африки Московского государственного университета им. Ломоносова Петру Топычканову.
Петр Топычканов- Да, в идеологии "Таблиги Джамаат" есть то, что допускает уход в террористические организации, - это Джихад. Джихад является одной из основ этого движения. Но в классической идеологии говорится о внутреннем Большом джихаде, который не подразумевает насилия. Однако есть еще и Малый джихад, который уже это насилие может подразумевать. Нужно понимать, что многие, испытавшие влияние "Таблиги Джамаат", уходят потом "в свободное плавание" и вполне могут перейти от Большого джихада к Малому, понимая его и как террористическую деятельность, и как борьбу с европейскими ценностями, и так далее.
Большой джихад, который проповедуют "Таблиги Джамаат", предполагает исправление, улучшение человека. Так, мусульманин должен знать Коран, традиции, должен правильно вести себя: любить юных, уважать старых. Ведь "Таблиги Джамаат" начиналось с призыва основателя Мауланы Ильяса: "Мусульмане, будьте мусульманами!" И обыватели - не ортодоксы, не члены международных религиозных организаций - во время дружеских бесед с проповедниками "Таблиги Джамаат" постепенно вовлекаются в движение, становясь его активными членами. Человек начинает осознавать, что у него есть религиозный долг, обязательства перед мусульманской общиной. И такого человека уже могут использовать террористические организации. В "джамаате" может оказаться один, имеющий связи с террористами. Но другие члены группы могут и не знать о его "ориентации". Сейчас, когда спецслужбы стараются отслеживать все проявления экстремизма, афишировать свою принадлежность к террористической организации никто не станет, - это опасно.
"Фергана.Ру": - "Таблиги Джамаат" вмешиваются в политику? Или их задача – только проповедь?
П.Топычканов: - "Таблиги Джамаат", или "Исламская миссия" - это очень влиятельное направление политического ислама школы деобанди. В Индии есть два центра политического ислама: в Барелви и в Деобанде. Особенностью политического ислама, который зародился в Деобандском исламском университете, было то, что поначалу их устраивала демократическая и секулярная власть, которая бы не вмешивалась в жизнь мусульманской общины. Только в этом случае им будет позволено свободно проповедовать и распространять ислам, и таким образом Южную Азию можно будет мирным путем превратить в исламский регион. Просвещение является опорой этой системы, поэтому под контролем Деобанда так много школ, медресе и исламских университетов по всему миру. Талибы, например, тоже утверждают, что они – последователи деобанди, хотя старцы деобандского университета говорят, что они не признают воинственный ислам, что ислам – религия мира и любви.
"Таблиги Джамаат", или "Исламская миссия", - действует в Индии как миссионерская организация, а в Пакистане уже влилась в государственный аппарат. В 1980-е годы, когда шла война в Афганистане, пакистанский диктатор Зия уль-Хак разрешил деятельность "Таблиги Джамаат" в вооруженных силах, и в Пакистане создавалась сеть различных организаций, объявивших Малый джихад советским войскам. И теперь те офицеры, которые попали в те годы под влияние "Исламской миссии", "доросли" до чинов полковников, подполковников и бригадных генералов. Под давлением США пакистанские власти начинают сегодня "зачищать" ряды от сторонников "Таблиги Джамаат", но связи отставных военных с военными, действующими в вооруженных силах страны, остаются довольно сильными.
"Фергана.Ру": - Тогда что могут означать начавшиеся гонения на "Таблиги Джамаат" в Киргизии?
П.Топычканов: - Я не очень представляю, на основании каких доводов можно запретить эту организацию. Меня это удивляет. Даже в тех странах, где "Таблиги Джамаат" работают довольно активно и где члены этой организации могут быть, действительно, связаны с терроризмом: в Пакистане, и Индии, в Великобритании, - и там "Таблиги Джамаат" продолжает действовать, и авторитет этой организации признается обществом. А в Киргизии… Может, это связано с тем, что успех операции в Афганистане под вопросом, и все боятся: а вдруг США свернет там свою деятельность? Кризис, ситуация каждый день меняется… А ограничение американской операции в Афганистане очевидно поднимет авторитет талибских или джихадистских организаций. И может, киргизские власти работают "на опережение" и пытаются ограничить влияние исламских организаций. Тогда в этом есть логика и взгляд на перспективу. Рост авторитета исламистов не должен привести к появлению исламских государств в Центральной Азии.
"Фергана.Ру": - В "южной столице" Киргизии Оше довольно часто можно видеть членов "Таблиги Джамаат": группа из нескольких человек, в пакистанской одежде… Они могли приехать туда из Пакистана?
П.Топычканов: - Конечно. В Деобандийском университете учатся ребята из Средней Азии, они приезжают туда по каналам "Таблиги Джамаат", знакомятся там с единомышленниками из других стран… И потом они обязаны участвовать в этих поездках, в таблигах. Во время поездки человек полностью принадлежит организации, оставляет дома семью, если она есть… Но среди активистов "Таблиги Джамаат" много молодежи, и они, как правило, бессемейные. В Индии и Пакистане, например, мусульмане очень бедны, и у молодежи – ограниченные возможности получить образование или тем более работу: там часто, чтобы получить среднеоплачиваемую работу, нужно пройти конкурс в 600 человек на место. И для очень многих молодых людей участие в подобных проектах, миссиях, оказывается чуть ли не единственным способом проявить себя и обрести смысл жизни. И они самоотверженно занимаются этим, потому что участие в миссии дает возможность самореализации.
Кто, откуда, сколько…
Неизвестно, сколько человек причисляет себя к "Таблиги Джамаат". "Это довольно размытая организация, - говорит Петр Топычканов. – Группы, которые ездят и активно проповедуют, постоянно расширяются, появляются новые люди, которые начинают ассоциировать себя с "Таблиги Джамаат", и сказать, сколько человек поддерживают это движение, довольно сложно".
То, что численность "Таблиги Джамоат" трудно определить даже приблизительно, подтверждает и А.Алексиев: "У "Таблиги Джамаат" отсутствует четкая организационная структура, его представители избегают всяческих контактов с прессой - так же, как и сами они ничего не публикуют ни о сфере своей деятельности, ни о членстве или финансах организации. Ни точная численность организации, ни размеры финансирования неизвестны, хотя ясно, что они должны быть весьма значительны, учитывая, что в движении участвуют миллионы людей".
Иск Генпрокуратуры Киргизии о признании "Таблиги Джамаат" террористической и экстремистской организацией вскоре будет рассмотрен судом Бишкека. Вполне вероятно, что эту исламскую секту постигнет участь других радикальных организаций. А в Кыргызстане, напомним, уже признаны террористическими и экстремистскими и запрещены восемь организаций, среди которых - "Хизб-ут-Тахрир" и "Группа Джихад".
* * *
В следующей статье о "Таблиги Джамоат" развернуто и авторитетно расскажет еще один эксперт – доктор религиоведения, ведущий научный сотрудник Института востоковедения Академии наук Узбекистана Бахтияр Бабаджанов. Следите за нашими публикациями.
Мария Яновская
11.02.2009
|