КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 17.02.2009
22:49  Б.Джунушалиев: Что делать, и кто виноват в кыргызо-узбекском газовом споре?
21:41  Для защиты от агрессии со стороны восточных соседей... Как и кем была основана Акмолинская область Казахстана (история)
17:31  IWPR: Регионы Кыргызстана пытаются выжить без электричества
17:29  Радио Свобода: Деятельность салафитов в Центральной Азии
17:15  "Барлау" разогнана. В Казахстане cоздана служба внешней разведки "Сырбар", подчиненная лично Н.Назарбаеву
16:55  International Herald Tribune: Оказавшись в изоляции, Иран предлагает Европе свой газ
16:13  Правительство Кыргызстана озаботилось приватизацией геологических экспедиций

16:09  Р.Набиулин: Дипломатия эмоций или эмоциональная дипломатия. Лидеры ЦентрАзии разучились разговаривать доуг с другом
16:00  Newsweek: Закат могущества "нефтяных царей"
15:55  Роберт Дауни-младший и Риз Уизерспун снимутся у Бекмамбетова в "Накануне" ("The Days Before")
14:45  Д.Бисимбаева: Подсластили пилюли. Как сбить цены на лекарства и остановить аппетиты спекулянтов в Казахстане?
14:33  В.Козловский: Сны Обамы. Разрядка с Тегераном
13:36  "Авиабазы России и США из Киргизии должны быть убраны одновременно", - заявление Народного Революционного Движения Кыргызстана
13:04  А.Маматов: Судьба американской базы "Ганси" решится не ранее апреля
13:02  Ш.Аббасов: Сдвиг в позиции. Доверие Азербайджана к России тает день ото дня
12:59  ВВС: Москва и Тегеран обсудят поставки оружия. Больше всего Иран заинтересован в поставках систем С-300
12:52  ВВС: Москва и Тегеран обсудят поставки оружия. Больше всего Иран заинтересован в поставках систем С-300
11:56  Financial Times: Европейский Союз теряет каспийский газовый коридор
11:53  "Мегаполис": Сколько лиц у казахстанского Интернета
11:50  Летчик-космонавт Олег Кононенко награжден орденом Туркменистана "Звезда Президента"
11:47  М.Д.Хануз: Как поднять рейтинг. Результаты Казахстана в рейтинге Глобальной конкурентоспособности
11:30  Б.Бешимов: Внешний долг Кыргызстана – это большая криминальная история
10:32  Закрасим "белые пятна" розовым... Чем собрался заниматься новый казахстанский Институт истории государства
10:11  С.Горак: Идеология "Великого возрождения". Продолжение идеологической традиции Туркменистана. Ч. 1-я
10:08  IWPR: Таджикистан и Кыргызстан обеспокоены новой политикой Москвы в области энергетики
10:04  Ф.Толипов: Концепция коллективной безопасности в центральноазиатском контексте. Позитивная и негативная диверсификация
09:59  Узбекистан готов строить ГЭС в соседних странах
09:31  Ш.Азизов: Таджикистан - власти переложили кризис на плечи населения
09:03  М.Калашников: США и их конкуренты. Глобальный кризис и будущее американского доминирования
08:57  "ФИ": Китай скупает мир по дешевке. Деньги некуда девать
08:45  Анвар Сайденов назначен председателем правления казахстанского АО "БТА Банк"
08:42  Новый политический скандал в Таджикистане. Экс-МВД М.Салихов взят под домашний арест
08:32  А.Габуев: Иран пытается запустить к себе С-300. Россия не хочет поставлять зенитные комплексы из-за Барака Обамы
08:26  "ЭК": Увязшие в долларах. Казахстан ожидает неизбежное усиление инфляции
08:23  А.Моторина: Долевое безучастие. Что творится с недвижимостью в Казахстане
08:03  В Душанбе презентуют итоги регионального проекта "Борьба с пытками в Центральной Азии"
07:59  О.Реут: США на постсоветском пространстве. Базовая цена - не цена базы
07:53  Т.Садыков: Жиров и другие компоненты. Казахстанский бокс выбирает мозги
07:43  С.Мамедов: Баку раздает газовые обещания. Алиев обсудит в Афинах вопросы энергетического сотрудничества
07:40  Узбек-магнат Алишер Усманов увеличил свою долю в лондонском "Арсенале"
06:06  "НВ": Негласная блокировка LiveJournal и оппозиционных сайтов в Казахстане продолжается
00:50  "Times": Бесчинства полевых командиров в Афганистане связаны с поддержкой правительства
00:38  "НГ": Исламабад уступает территории талибам. Ядерное государство Южной Азии не справляется с угрозой терроризма
00:37  "Radio Praha": Кто даст газ для Nabucco? Проблема в том, что большинство среднеазиатского газа уже скупила Россия
Понедельник, 16.02.2009
23:45  Завал обеспечен. Замом в Федагентство России по СНГ назначен беспробудный ельцинист Е.Кожокин
22:34  Правительство Кыргызстана намерено создать Фонд науки
21:20  "Christian Science Monitor": Сотрудничество с НАТО по Афганистану в интересах самой России
20:24  Дважды президент. Э.Рахмон возглавил НОК Таджикистана
19:29  Российский аферист Столповских окончательно разорил Майлуу-Сууйский электроламповый завод в Киргизии
14:30  Г.Хидоятов: Гибель Энвер-паши. Ответ таджикским "экспертам" (страницы истории)
13:36  Д.Триллинг: Узбекистан, как альтернативная площадка для американской военной базы в ЦентрАзии
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Туркменистан   | 
С.Горак: Идеология "Великого возрождения". Продолжение идеологической традиции Туркменистана. Ч. 1-я
10:11 17.02.2009

По материалам круглого стола "Центральная Азия: контуры будущего" (7-ой Ежегодный Форум ЕСПИ, 6 февраля 2009 года, РГГУ, Москва)готовится издание сборника научных статей. На сайте ИАЦ мы публикуем часть материалов, которые войдут в сборник.

Идеология "Великого возрождения". Продолжение идеологической традиции Туркменистана.
Славомир Горак, Институт международных исследований Карлова университета (Прага), эксперт ЕСПИ. Доклад на Седьмой общей конференции ЕСПИ в РГГУ 06.02.09

Формирование идеализированного образа за пределами и внутри страны остается одной из характерных черт авторитарных режимов. В постсоветской Центральной Азии этот феномен дополняет предыдущую ленинско-марксистскую практику. Несмотря на то, что содержание идеологии приспосоабливается к новым условиям строительства нации и государства, ее форма остается в основном прежней - от советского режима. Создание идеологии здесь происходит под руководством бывших сотрудников КП, у которых нет оснований менять выученную форму.

Повидимому, самая причудливая идеология на постсоветском пространстве сложилась в Туркменистане во главе с его первым президентом Сапармуратом Ниязовым (Туркменбаши).[1] Культ личности президента Туркменбаши был во многом связан с его личным характером. В то же время, однако, идеология культа личности и создание образа президента и его эпоху заложили фундамент туркменской политической культуры,, уходить от которого было бы пагубно для любого политического лидера после Туркменбаши. После смерти Туркменбаши, таким образом, новый президент Гурбангули Бердымухаммедов не смог и даже, видимо, не был намерен выходить из заложенных рамок.

Бердымухаммедов, постепенно и аккуратно убирая идеологию предыдущего режима, насаждает собственный культ личности. Туркменистан, таким образом, можно считать образцом эволюционного перехода от одного лидера к другому, от одной идеологии к другой .[2] В настоящей статье углубленно анализируется этот переходный период смены идеологии. С учетем невозможности автора работать непосредственно в стране происходящих событий, данная работа занимается прежде всего внешнее проявления режима. Восприятие идеологических концепций в туркменском обществе, таким образом, анализируется только по материалам поступающим из Туркменистана.

Переходный этап. От вождя Туркменбаши к вождю Бердымухаммедову.
В области идеологии основным императивом для нового режима после смерти Ниязова стало вначале становление нового президента Гурбангули Бердымухаммедова в качестве туркмена № 1. Бердымухаммедов не мог с самого начала демонтировать культ личности Туркменбаши и сразу выстроить новый. Для туркменского общества и госудасртвенного аппарата, связанного за последние как минимум 15 лет жизни независимого Туркменистана с президентом Туркменбаши, такой шаг был бы слишком резким. Любая попытка либерализации могла бы привести к непредвиденным последствиям, к глубокой трансформации, которую определенная часть общества ожидала после ухода президента Ниязова.[3] Однако такая политика не входила в планы Бердымухаммедова. Поэтому, первичная ставка в идеологическом плане делалась на преемственность прежней идеологии, что должно было сохранить спокойствие. Переход от одной идеологии к другой проходил в строго определенной последовательности, контролированием которой занимались илеологи Туркменбаши.[4]

Ссылка на Туркменбаши осталась в туркменском календаре как День памяти первого президента Туркемнистана Сапармурата Туркменбаши.[5] Этот шаг вписывается в политику сохранения заслуг первого президенита в соответствии с традицией почитания предков.

В то же время, президент Бердымухаммедов должен был создать собственный образ так, чтобы отличиться от прежнего режима, одновременно сохраняя его основные, и выгодные новому президенту, черты. В этом же духе можно интерпретировать всю предвыборную кампанию, в ходе которой укрепился в обществе положительный образ "реформатора" обещающего кардинальные преобразования. Сформировался образ нового молодого президента, почитающего старших и предков, но, одновременно, избавляющего общество от самых странных введений своего предшественника. Эти обещания и даже их частичное выполнение (реформы образования, здравоохранения, восстановление пенсий, интернет или календарь) не могли угрожать системе авторитарной власти, наоборот укрепили позицию лидера-реформатора. Распространителям идеологии Бердымухаммедова, таким образом, был дан сигнал, каким образом должны создаваться основы новой идеологии.

Новая символика режима проявилась на инаугурации президента. В отличие от церемоний времени Туркменбаши, весь спектакль был сосредоточен не на личности нового президента, а прежде всего, на соблюдении туркменских традиций (древних и вымышленных) и, одновременно, политической культуры Туркменбаши. К традиционным или псевдотрадиционным принадлежала передача ковчана со стрелами (символ единства) и хлеба с солью (символ богатства и достатка) на белом ковре (символ счастливого пути).[6] Данная смесь "традиций" была в случае туркмен использована в первый раз в истории при возышении нового вождя. К постсоветским традициям при церемонии можно отнести присягу президента на Коран и Рухнаму, священную книгу первого президента. Упоминание имени предыдущего президента и ссылки на его заветы в инаугурационной речи президента также стали символическими для того поколения, которое выросло в духе идеологии башизма.[7]

С первых дней своей работы новый президент также оставил ежедневные ритуалы правления своего предшественника. На совещаниях с министрами правительства и другими туркменами президент Бердымухаммедов сидит в массивном кресле Туркменбаши, в то время как его подчиненные сидят в обычных креслах или отчитываются перед президентом стоя. Бердымухаммедов, таким образом, с одной стороны проявляет продолжение линии Туркменбаши и, одновременно, представляется как реальный и могущественный правитель - туркмен № 1.

Демонтаж культа личности Туркменбаши
Первый президент Туркменбаши обозначил три основных столпа туркменской идеологии - независимость, нейтралитет и Рухнаму, которые должны были привести туркменский народ к Золотому веку (Алтын асыр). [8] Ключевым аспектом воспитания нового поколения и одним из символов эпохи Туркменбаши стала священная книга Рухнама.

Факт, что президент Бердымухаммедов оставил Рухнаму как один из источников изучения истории и идеологии Туркменистана свидетельствует о глубоком внедрении идей этой книги в большую часть общества и "эффективности" идеологической пропаганды Туркменбаши. Как было уже сказано, Рухнама появилась на инаугурационной церемонии нового туркменского президента. Каждый год в сентябре (бывший месяц Рухнама) проходят конференции, выставки и другие мероприятия посвященные этому произведению и празднуется день Рухнамы.[9] Продолжающийся культ Рухнамы, однако, практически не затрагивает ее официального автора, а уделяет внимание самому тексту книги.

В 2008 г. произошла некая "дерухнамизация" в туркменской идеологии. Цитаты из Рухнамы уже не каждый день украшают газеты Туркменистана и из программы телевидения исчезли регулярные чтения священной книги. В школах сократились уроки по Рухнаме и изучение текста книги включено в программу нового предмета по обществознанию, где Рухнама изучается уже наряду с новыми произведениями президента Бердымухаммедова.[10] По некоторым сведениям, однако, инспекция по прежнему проверяет наличие атрибутов Рухнамы на вывесках в классах.[11] Далее открываются школы с именем Рухнама и организуются соревнования по чтению Рухнамы. Из культа Рухнамы остался и Монумент Рухнама в одноименном парке Ашгабата.

Из выше указанного вытекает, что Рухнама пустила корни глубоко в среди служителей ее культа, что невозможно этот феномен искоренить в течении нескольких лет. Не исключено, что культ Рухнамы остается в силе, но его содерджание уже будет продиктовано сюжетами новой эпохи. В любом случае процесс постепенной и почти незаметной "дерухнамизации" в сторону более динамичного идеологического содержания эпохи Бердымухаммедова можно рассматривать как один из немногих позитивных моментов эпохи Великого Возрождения. Замена культа Рухнамы, культом произведений Бердымухаммедова, однако, не внушает много надежд на снижение идеологизации туркменского общества.

Помимо Рухнамы, транформации которой стоит уделить исключительное внимание при изучении перехода идеологий, чрезвычайно важным является почти полное отступление от культа личности первого президента и его иногда абсурдных идеологических изобретений. К самым обсуждаемым в Туркменистане и за рубежом принадлежала тема смены идеологически окрашенных названий месяцев и дней, которые опять используются в соответствии с международными стандартами.[12]

Падение культа личности впервые проявилось на улицах городов и поселков, начиная с половины 2007, когда постепенно убирались портреты и статуи Туркменбаши и его семьи. Клятва Туркменистана - один из таких случаев трансформации старой идеологии под нового президента. Клятва сама осталась, а ее использование было даже кодифицированно.[13] Однако, имя первого президента было заменено словом "президент". Так как президентский пост сильно персонифицирован в туркменской политической культуре, на символическом уровне это изменение подчеркивает значение президента Бердымухаммедова за счет его предшественника.

Предполагается, что из центра Ашгабата на окраину будет перемещен один из архитектурных символов идеологии Туркменбаши - Арка Нейтралитета (сооружена в 1995-1998 гг.) с золотой статуей Туркменбаши вращающейся за солнцем.[14] В декабре 2008 Меджлис Туркменистана убрал имя Туркменбаши из национального гимна. Вместе с культом президента Туркменбаши уходят и многие атрибуты культа семьи Туркменбаши.[15]

Президент Бердымухаммедов в своих выступлениях уже редко упоминает имя первого президента. Говоря об эпохе Туркменбаши, президент Бердымухаммедов скорее использует выражения как "создание великой Независимости", "период становления независимости" и т. п.[16] Это указывает, каким образом в дальнейшем будет толковаться правление Туркменбаши. Сопоставляя достижения нового времени под руководством Бердымухаммедова, СМИ уже косвенно критикуют ситуацию до конца 2006 г.[17]

С телевизионных экранов также исчез золотой силует предыдущего президента. Примечателен факт, что это случилось на кануне дня рождения (50-летнего юбилея) нового президента. С этого времени, в главных новостях дня "Ватан" показываются исключительно кадры с новым президентом, например, его выступление перед Генеральной Ассамблеей ООН.

Несмотря на многие изменения и снижение значения первого президента, замена его культа новым (см. дальше), ряд названий и дальше ассоциируется с культом Туркменбаши. Местные топонимы по прежнему носят имена связанные с Туркменбаши и его культом (имя Сердар и др.).[18] Имена родителей Туркменбаши по прежнему связанны с Союзом женщин Туркменистана и Союзом ветеранов Туркменистана.

Примечателен также факт, что денежная реформа вводит в денежное обращение новые купюры уже без портрета Туркменбаши на каждой из них. Портрет первого президента будет символически на самой крупной купюре - 500 новых манат. Таким образом, остается почтение новому президенту, но пока можно предположить, что с этой купюрой туркмены не будут встречаться часто из-за высокого номинала (500 новых манат в феврале 2009 г. составляло примерно 170 долларов США).

Первый президент Туркменбаши остается авторитетом, которого пока нельзя полностью исключить из туркменской идеологии. Для нового поколения, которое выросло под идеологией башизма, Туркменбаши остается ключевой личностью, при которой была приобретена независимость Туркменистана. Это, видимо, понимает и Бердымухаммедов, который выделил Туркменбаши достойное место в истории, считая его "отцом основателем", "первым президентом" или "основателем современного Туркменистана". Несмотря на сохранение некоторых аспектов, связанных с предыдущим президентом, новая идеология связывается почти исключительно с президентом Бердымухаммедовым, что может в будущем полностю маргинализировать остатки башизма.

----------

[1] Эта статься, таким образом, продолжает исследования автора в этой сфере. Главные концепты идеологии Туркменбаши см. Горак, Славомир: Мифы Великого Туркменбаши. Вестник Евразии - Acta Eurasica, № 2, 2005, с. 105-133; его же: Портрет президента Туркменбаши как основа туркменского режима. Вестник Евразии - Acta Eurasica, № 3, 2007, с. 139-165.

[2] К вопросу о переходном периоде в Туркменистане см. Горак, Славомир: Туркменистан после Туркменбаши. К вопросу о трансформации режимов личной власти. Политэкс, № 3, 2007, с. 62-79.

[3] Vinatier, Laurent: Turkmenistan"s New Elite. Thomas Moore Institute - Multipol.org, Brussels - Paris, 2007.

[4] К этим лицам принадлежит особенно Виктор Храмов из Аппарата Президента и Мая Моллаева, заведующая архивным отделом при Кабинете министров Туркменистана и архивного фонда Президента Туркменистана. К важным продвигателям идеологи нового президента принадлежал и Онджук Мусаев, председатель единственной регистрированной Демократической Партии Туркменистана, который еще до своей отставки в июле 2008 г. успел предложить добавление титула "Великий" к имени Бердымухаммеда. См. Мусаев, Онджук: Политика нового национального возрождения. Нейтральный Туркменистан, 19 сентября 2007.

[5] Указ Президента Туркменистана "О дне памяти первого Президента Туркменистана Великого Сапармурата Туркменбаши. Нейтральный Туркменистан, 5 марта 2007.

[6] XIX Халк Маслахаты назван новый лидер страны, избранный народом. Нейтральный Туркменистан, 15 февраля 2007.

[7] Речь президента Г. М. Бердымухаммедова. Нейтральный Туркменистан. 15 февраля 2007.

[8] Туркменбаши, Сапармурат: Рухнама. Туркменская государственная издательская служба, Ашхабад, 2005, с. 246-250.

[9] Нейтральный Туркменистан 11-12 сентября 2008. См. также Священная Рухнама: неотьемлемая часть мирового духовного наследия. Нейтральный Туркменистан. 12 сентября 2007. Надо подчеркнуть, что научную конференцию "Экономика и духовное развитие - символи Великого Возрождения" организовало в 2008 г. движение Галкыныш, которое все меньше влияет на создание современных идеологических концепций в Туркменистане и ослабляет свою позицию в политической жизни страны. Впрочем, название конференции и темы выступлений были посвящены прежде всего темам новой идеологии презижента Бердымухаммедова. См. Духовный маяк Великого Возрождения, Нейтральный Туркменистан, 11 сентября 2008.

[10] Бердыева, Аиша: Непобедимая Рухнама, Немецкая волна, 6 сентября 2008; она же: В сфере образования не произошло изменений. Немецкая волна, 6 октября 2008, http://www.dw-world.de/dw/article/0,,3618902,00.html (11.11.2008).

[11] Овезова, Кумуш: Учителя и ученики. Хроника Туркменистана, 25 апреля 2008, http://www.chrono-tm.org/?0249044018000000000000011000000 (11.11.2008).

[12] Постановление Меджлиса Туркменистана "О национальном летосчислении в Туркменистане". Нейтральный Туркменистан, 26 мая 2008. Начиная с 1 июля 2008 в заглавии газеты Нейтральный Туркменистан были уже использованны "стандартные" названия дней и месяцев. Нейтральный Туркменистан, 2 июля 2008.

[13] Закон Туркменистана "О национальной клятве Туркменистана", 20 марта 2007. Данный закон впервые обозначил случаи применения национальной клятвы и даже становил меры наказания за ее злоупотребление.

[14] С разширенного заседания Кабинета министров Туркменистана. Нейтральный Туркменистан, 3 мая 2008.

[15] И Рухнаму и мму всех туркмен - на задворки истории. Хроника Туркменистана, 24 августа 2008, http://www.chrono-tm.org/?0251044330000000000000011000000 (11.11.2008).

[16] См. например реч президента к работе над новой конституцией. Дубнов, Аркадий: Туркменбаши дозволено не вспоминать. Время новостей, 26 мая 2008, www.vremya.ru/2008/90/5/204591.html (11.11.2008). См. также Нейтральный Туркменистан, 23 мая 2008.

[17] Дурдыева, Б.: Зримые плоды реформы. Нейтральный Туркменистан, 7 февраля 2008.

[18] Например город Керки, по прежнему официально называется Атамурат в честь официального отца Туркменбаши. Город Туркменбаши также носит свое имя и не заменен прежним название Красноводск.

16.02.2009

Источник - ИАЦ МГУ
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1234854660
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Совет по улучшению инвестиционного климата под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрел вопросы налоговой политики
- Нурлан Нигматулин: решены дискуссионные вопросы проекта Кодекса о здоровье
- Кадровые перестановки
- Казахстан предложил конкретные меры по упорядочению взаимной торговли в рамках ЕАЭС
- О дунганском этносе, кордайском конфликте и о том, как жить дальше
- Запрос депутатов Мажилиса о Программе управления Государственным фондом недр
- На 11% сокращен штат МВД – Тургумбаев
- Запрос депутатов Мажилиса о модернизации социальной работы
- В Вооруженных Силах принимаются решительные меры по активизации борьбы с коррупцией
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх