КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 03.03.2009
23:08  Рада выплюнула Огрызко. Уволен скандальный глава МИД Украины
21:52  Ответ Москвы на "Восточное партнерство": Россия закрывает последнее окно для NABUСCO
20:09  В Казахстане новые: 1-й вице-премьер (У.Шукеев), вице-премьер (С.Ахметов) и минтранс (А.Кусаинов)
19:21  М.Кенжисариев (замминобороны Киргизии): "Армии в юбках не будет..." (интервью)
18:03  Вымогал, шантажировал, отмывал... Экс-хоким Самаркандской области А.Бахромов осужден на 15 лет
16:35  Сборную Шри-Ланки по крикету обстреляли террористы в Пакистане. 6 игроков и тренер - ранены
16:32  "Newsweek": Внутренний кризис в Китае усиливается. Приближается экономический обвал

15:31  Марлен Ларюэль: Экономический кризис не ослабляет, а усиливает влияние Москвы в "ближнем зарубежье"
15:22  Р.Оруджев: Строительство железной дороги Иран-Азербайджан откладывается? Ясно видны политические мотивы
15:19  Х.Щербаков: Исламизация Таджикистана: прошлое, настоящее, будущее. Часть I
15:12  М.Купинов: Остров Даманский, залитый кровью. СССР дрался за каждую пядь своей земли
15:10  А.Аскаров: Бросок на Афганистан. Новые угрозы для Центральной Азии
15:00  А.Чарыяров: Шпионаж по-китайски. По сравнению с СССР у КНР есть одно немаловажное преимущество на этом поприще
14:44  Д.Косырев: Спасибо кризису. Он только ускоряет азиатскую интеграцию
14:16  Сегодня.Ру: Войска США "косят" мирных афганцев
13:08  Н.А.Кожанов: О планах иранского руководства по выходу на мировой газовый рынок
12:48  ТИПЧ: Сразу в 8 раз. Подорожали услуги туркменской таможни
12:02  "Эхо": Нефтяное лобби ратует за девальвацию азербайджанского маната
11:52  В.Скосырев: Для США главной войной становится афганская. В Кабуле и Вашингтоне подозревают пакистанскую военную разведку в пособничестве "Талибану"
11:38  Э. Рахмон: "Фикх Имама Абуханифы явился основой для улучшения цивилизации таджикского народа" (речь)
11:25  Рахмон вынул штепсель. Таджикистан обрубил вещание "Радио России"
11:12  К. Бердымухаммедов отменил "денежные подарки" туркменкам на 8 марта
10:45  "КП": Обама хочет обменять Иран на ПРО? Россия выступит единым с США фронтом
10:33  "ВН": Новые нерусские. Китай, Индия и Бразилия опережают Россию по числу компаний, претендующих на мировое лидерство
10:15  Д.Володин: Кому доверить главный фронт. США рассчитывают в Афганистане на его соседей
10:05  Начала работу Академия государственной службы при президенте Туркменистана
09:59  Казахстан открыл шлюзы Шардаринского водохранилища для сброса воды в Арнасайскую впадину Узбекистана
09:18  "Kazakhstan": Нефтяные хроники РК. Новый расклад
09:13  Н.Еримбетов: Самый натуральный сговор! Из Казахстана вымываются огромные деньги
08:45  А.Рыскулбеков освобожден от должности директора Агентства по делам госслужбы Киргизии
08:43  Кейт Уоттерс: Туркменистан представляет собой своеобразный "последний рубеж" для западных корпораций... (интервью)
08:25  М.Калашников: От Пакистана к АфПаку? Афганская "черная дыра" скоро значительно увеличится в размерах
08:15  RusEnergy: Судьба лакомого нефтяного актива "Мангистаумунайгаз" должна определиться до конца марта
08:11  Бой за 60 кг героина. Таджикские силовики попали в засаду на границе с Афганом, погибли 2 офицера
08:10  Генерал Б.Ертаев (Комитет начальников штабов ВС РК): "КазКомандира лишили такого действенного рычага - "губы"
08:07  Н.Гриб: "Газпром" сдает недра. Монополия вернула три лицензии Узбекистану
08:01  Узбек-магнат А.Усманов поменял управляющего своим мега-холдингом. "Металлоинвест" возглавил Андрей Варичев
07:59  "Къ": Индия взвалила на себя авианосец. Строительство первого корабля этого класса может затянуться
07:49  С пятницы... Узбекистан возобновил транзит электроэнергии из Туркмении в Таджикистан
01:56  В.Панфилова: В Душанбе включили свет. Таджикистан и Узбекистан решают вопросы без посредников
01:05  Н.Кузьмин: В поисках точки опоры. Процесс создания структуры кооперативной безопасности в Азии нуждается в чем-то большем, чем рост числа стран-участниц
00:58  "НГ": Total идет на Абшерон. Французы вкладывают инвестиции в энергетический сектор Азербайджана
00:50  "Newsweek": США должны лучше работать с Китаем. Чего не сделала Хиллари Клинтон в Азии?
00:13  А.Дурани: О переносе выборов Хамид Карзай договорился с полевыми командирами
Понедельник, 02.03.2009
21:32  Н.Анаркулов: Трудные времена для гражданского сектора Кыргызстана
20:37  М.Бондарь: Камбаратинские миражи. Под дудку Кремля Бакиев затеял масштабную авантюру
19:46  А.Айрапетян: Куда ведут реформы ОДКБ?
18:39  Офицеры-заговорщики расстреляли Президента Гвинеи-Бисау Жуана Бернарду Виейра на дворцовой лестнице
14:04  Н.Бадыкова: Предстоящие выборы в Иране – ожидание перемен
12:01  Нурани: "Помадная революция" против ядерных амбиций. Главные новости из Ирана еще впереди...
12:00  Т.Ансари: Китай. Проверка на прочность? В КНР не забыли события на площади Тяньаньмэнь
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Таджикистан   | 
Э. Рахмон: "Фикх Имама Абуханифы явился основой для улучшения цивилизации таджикского народа" (речь)
11:38 03.03.2009

Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона на Республиканской конференции, посвященной 1310-летию Великого Имама

Уважаемые участники конференции!

Дорогие присутствующие!

В первую очередь сердечно поздравляю всех вас с началом Года чествования великого сына таджикского народа и выдающейся личности исламского мира Абуханифы Нуъмона ибн Собита, предзнаменованием которого является сегодняшнее наше мероприятие. Эта конференция, которая продолжится и во всех областных центрах нашей страны, несомненно, даст хорошие научно-практические результаты, и я желаю вам успехов в этом направлении. После обретения государственной независимости связи таджикского народа с мировым сообществом и его международное сотрудничество с разными странами мира приобрели совершенно новое русло, широкое развитие получило изучение духовных ценностей и культурного наследия.

В этом плане, одной из актуальных проблем современного мира стал диалог цивилизаций, неуклонное развитие которого способствует примирению различных религий и верований, религиозному самопознанию народов, в том числе таджикского народа. История культуры таджиков, являющихся одним из древнейших народов Центральной Азии и наследниками древней и богатой цивилизации Восточного Ирана, берет свое начало из двух великих мировых цивилизаций - арийской и исламской. Земля наших предков еще с самого начала культуры управления государством была одним из центров духовности, реальным стержнем передовой культуры и жизнеутверждающих ценностей, в процессе восприятия добрых ценностей других мировых цивилизаций, в том числе исламской цивилизации, она подвергалась различным трансформациям.

То есть, религия священного ислама постепенно гармонизировалась с цивилизацией наших предков и затем значительно укрепила и расширила духовную, социальную и культурную систему жизнедеятельности наших предков. В этом процессе первым человеком, подвергшим рассмотрению вопрос о диалоге культур цивилизаций среди приверженцев ислама, был Великий Имам. Он основал учение о фикхе, которое облегчило устранение трений между цивилизациями в рамках шариата исламской цивилизации.

Именно толерантная сущность ханафийского учения в вопросе разнообразия культур и цивилизаций удержала многих народов в ореоле исламских ценностей и наряду с этим смогла расширить территорию влияния ислама. О жизни и наследии Великого Имама я подробно высказывался в своих недавно опубликованных статьях и выступлениях. Сегодня, пользуясь случаем, хочу выразить свое мнение о сущности идеи толерантности его религиозной школы и его учении о фикхе, а также о факторах распространения мыслей этой великой личности и в связи с этим о состоянии религии в Таджикистане.

Как свидетельствуют исторические источники, основатель ханафийского учения - Имам Абуханифа вначале встретился с противодействием некоторых улемов и правителей своего времени из-за своих новаторских и толерантных взглядов. Несмотря на это, его фикх развивался очень быстро и стал причиной распространения и влияния ислама в мире. Народы Хорасана и Маверауннахра, Индии и Турции проявляли особый интерес к учению Великого Имама, что свидетельствует о гармоничном сочетании его учения с нуждами населения этих стран.

Известно, что бытуют разные взгляды по поводу распространения ислама в этих странах, особенно на территории Маверауннахра, в этом вопросе имеют равные права на существование такие факторы, как насилие и принуждение, стимулирование, а также добровольное принятие ислама. Однако, ханафийское учение распространилось не путем принуждения и насилия, а добровольно, по причине полного своего соответствия с духовными потребностями и культурными традициями народов Центральной Азии. Поэтому, Год чествования Великого Имама имеет огромное историческое и религиозное значение не только для таджикского народа, но и для всех народов Центральной Азии.

Ханафийское учение, основными столпами которого признаны мир и спокойствие, безопасность общества, покой и благодушие народа, сыграло значительную роль в историческом процессе духовной жизнедеятельности народов Центральной Азии, в том числе таджиков, которые вот уже 13 веков пользуются бесценным сокровищем учения Великого Имама. Шариатская фетва (решение) Великого Имама относительно использования таджикского языка при намазе и молитве, а также перевода священного Корана на этот язык, его комментирования основательно укрепила роль и место нашего языка на территории халифата, открыла широкий путь для того, чтобы он стал вторым языком исламской цивилизации. То есть, заслуга Великого Имама огромна в сохранении таджикского языка, укреплении и расширении его сферы использования, ибо язык является одним из основных факторов формирования нации.

Если бы не было борьбы и стремлений этого мудрого сына таджикского народа, круг использования таджикского языка на начальном этапе распространения ислама мог бы намного сузиться. Более того, благодаря этой великой личности появилась правовая основа развития таджикского языка. Ибо, хотя таджики и другие персоязычные народы и приняли исламский шариат в качестве нормы своей жизнедеятельности, тем не менее они не утрачивали свои культурные особенности и родовые свойства.

По этой причине сладкозвучный таджикский язык стал официальным языком первого централизованного государства Таджикского народа - Саманидов и множества других последующих государств, на протяжении истории крепко сохранил свое значение и роль. Великий Имам прекрасно знал цивилизацию своих предков и давал дань уважения ее ценностям.Его интерес к движению шуубия, целью которого было возрождение и пропаганда ценностей и традиций государственности, политических свобод, укрепление роли и значимости неарабского населения в халифате, свидетельствует о тесной связи Великого Имама с цивилизацией и культурой Аджама.

Фикх Имама Абуханифы также явился надежной правовой и религиозной основой для совершенствования цивилизации таджикского народа, развития его всемирно известной культуры, науки и литературы в последующие века. Один из приоритетов ханафийского фикха заключается в том, что он в основном опирается на разумный метод. Обучение Великого Имама начиналось с науки калам, затем его знание, обретенное в области этой науки, во многом закрепило его мыслительную мощь и эрудицию.

По этой причине Имом Абуханифа всегда широко пользовался разумным методом и постепенно совершенствовал его. В науке калам он упорядочивал такие правила, на основе которых исламский фикх вошел в жизнедеятельность мусульман. Коран, сунна (традиция), иджма (собрание), кияс (силлогизм), истехсон (одобрение) и урф (обычай) составляют основу фикха Великого Имама. Иджма, являясь коллективным решением религиозных улемов в вопросах фикха и считаясь документом, составленным улемами, после Книги Всевышнего Аллаха и сунны добрейшего Пророка считается одной из основ фикха Великого Имама.

В исторических трудах Абуханифы приписывается следующее известное изречение: "Я руководствуюсь Книгой Аллаха, а когда (решение) не могу найти там, пользуюсь сунной Пророка Аллаха. И когда (решение) не могу найти ни в Книге Аллаха и ни в суннах Пророка Аллаха, пользуюсь высказываниями его (Пророка) сподвижников". То есть Великий Имам, следуя сподвижникам, пользовался их высказываниями. Абуханифа считал урф одной из основ фикха и когда не находил факта или основания в Книге, сунне, иджма, киясе и истехсоне, обращался к урфу и пользовался им.

Абуханифа и его сподвижники считали урф документом. Шариатским доводом Великого Имама для признания урфа было то, что Абдуллох ибн Масъуд рассказывал хадис следующего содержания: "То, что видится мусульманами добрым, оно является добрым и перед Аллахом". Очевидно, что Великий Имам в комментариях к фикху больше пользовался обычаями и традициями родины своих предков, нежели римскими законами, как утверждают некоторые востоковеды.

Ибо, как свидетельствуют исторические источники, в те времена возможности распространения и доступности трудов римских правоведов на территории халифата были весьма ограниченными. Поэтому в фикхе Великого Имама явно воплощено влияние правовой культуры его предков, которые имели древние управленческие и правовые традиции. Неотъемлемой частью фикха Великого Имама является раздел сделки, который связан со светскими и имущественными проблемами.

До него предписания, связанные со сделкой, находились на первобытном уровне. Имам Абуханифа является первым человеком в исламе, который подверг правила сделки классификации и предложил их правильное использование. Даже правовые нормы ислама, направленные на регулирование взаимоотношений немусульманского населения, Имам Абуханифа считал приемлемыми только тогда, если они способствовали терпимости и облегчению участия человека.

Например, он признавал свободу немусульманского населения в торговле наравне с мусульманами. Вышесказанное является ярким свидетельством того, что ханафийское учение, опираясь на идеи терпимости и учтивости, доступно и просто в практическом применении. В священном Коране говорится о том, что Аллах желает своим рабам облегчение, а не трудности.

Благочестивый Пророк также говорит, что я принес для вас легкий и мягкий шариат (свод норм мусульманского права). Как видим, ханафийский фикх вполне соответствует этим изречениям Аллаха и Пророка. Вполне ясно и неопровержимо, что если человек принял тавхид (единобожие) и нубувват (пророчество) и ранее был убежден в этом, то он, согласно предписанию священного Корана, является мусульманином.

На этом основании Имам Абуханифа не считает кофирами (неверующими) даже последователей других крайне радикальных религиозных течений. Однако, в эпоху Великого Имама некоторые верхогляды объявляли кофирами людей за малейшие ошибки. И впоследствии по причине появления различных групп и течений фетва куфр (объявление неверными) образовало целый поток.

Каждое течение или группа объявляло своего противника неверным. Но Абуханифа в ответ на эту интригу исламского мира во весь голос говорил: "Мы никого из людей киблы не считаем кофиром". То есть все приверженцы киблы являются правоверными.

К сожалению, и в дальнейшем это ценное высказывание Великого Имама не очень-то учитывалось, в противном случае мы бы не становились свидетелями того, как со стороны некоторых факехов объявлялись неверными также величайшие ученые и литераторы, как Шайхурраис Абуали ибн Сино, Худджатулхак Насер Хосрав, хаким Омар Хайям, шейх Мухиддин Араби, шейх Абдулкадир Гиляни, известные поэты Бадриддин Хилоли и Камолиддин Бинои и другие. Подобные поступки продолжаются и в наши дни, некоторые наши муллы-верхогляды в своих проповедях во весь голос объявляют неверными мусульман и даже друг друга, подобное деяние полностью противоречит учению Великого Имама. Пристальный взгляд на детали учения Абуханифы показывает, что оно обладает богатой научной и интеллектуальной кладезью, целостным видением мира и человека, может отвечать на многие основные и исторические требования нынешних и грядущих своих последователей.

Ибо истинные его ценности опираются на человеческое право, социальную справедливость, свободу мысли, призыв к компромиссу и учтивости, воздержанию от грубости, терпимости и т.д. На наш взгляд, секрет величия и того, что учение Великого Имама превратилось в одного из самых влиятельных учений священной религии ислама, кроется в следующих установках учения этого великого деятеля: толкование Корана и хадисов в соответствии со временем, историческими условиями и интересами масс; признание разума и интеллекта как основы решения новых социальных проблем; пристальное внимание на обычаи и традиции народа, в случае их непротиворечия предписаниям ислама, использование их в качестве источников фикха; оставлять открытыми двери своего учения для грядущих достижений и ценностей человечества.

Дорогие друзья!

Право на религиозные свободы является из числа великих и высших ценностей цивилизованного человеческого общества. В связи с этим, хочу еще раз подчеркнуть, что Конституция суверенного государства Таджикистан, обеспечивая и защищая религиозные права и свободы человека, гарантирует реализацию единой государственной политики в сфере свободы совести и религиозного убеждения. Сегодня на основании этих конституционных установок граждане нашей страны свободно и добровольно осуществляют свои убежденческие потребности.

Законодательство Республики Таджикистан относительно религии и религиозных организаций создало все условия и возможности для граждан, чтобы они могли пользоваться своими правами и свободами без всяких препятствий и трудностей. То есть в нашем сегодняшнем обществе по религиозным вопросам с точки зрения правовых основ и законодательства не существует какая-либо серьезная проблема. Одновременно с этим следует отметить, что в связи с требованиями времени явно чувствуется необходимость совершенствования государственной политики о религии и совести, принятия новых нормативных актов относительно этой жизненно важной сферы страны.

Почти 14 лет прошли со времени принятия Закона Республики Таджикистан "О религии и религиозных организациях". За этот период произошли коренные изменения во всех отраслях жизни страны, в том числе в духовной жизни общества, заметная эволюция проявилась и в нравственной среде. С учетом подобной необходимости, согласно постановлению Правительства Таджикистана соответствующие министерства и ведомства озадачены, чтобы до сентября 2009 года разработали Концепцию государственной политики о религии.

Правительство с привлечением широкого круга экспертов разработало и после долгих обсуждений, в том числе в Общественном совете, одобрило проект закона "О свободе совести и религиозных объединениях" и представило его для рассмотрения в Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли. В настоящее время по всей стране явно наблюдается оживление процессов религиозного самосознания, возрастание интересов как различных отечественных и зарубежных институтов и организаций, так и отдельных граждан страны, в целом всего общества к религиозным проблемам и религиозным убеждениям. В этом процессе дело дошло до того, что расширение религиозного сознания некоторых групп обрело неприемлемые для нашего общества черты, которые стали отрицательно влиять на процесс укрепления национального единства.

В таких условиях необходимо, чтобы всестороннее изучение религии, особенно учения Великого Имама и его философии стали предметом пристального внимания. Ученые и специалисты должны подвергать глубокому анализу различные аспекты этой проблемы. Наряду с этим, религиозные ценности в присущих нашей нации формах в тесной связи с национальной культурой должны рассматриваться как неотъемлемая ее часть, ибо однобокая оценка подобной деликатной проблемы может иметь неблагоприятные последствия.

Поэтому, при изучении и возрождении религиозных ценностей необходимо уделять пристальное внимание рациональному зерну учения Великого Имама. Человеческое общество постоянно развивается, меняется жизнь, эти процессы требуют постоянного совершенствования и адаптирования высших ценностей к сегодняшней жизни, ибо в последние годы некоторые исламоведческие центры Запада при рассмотрении прекрасного учения ислама и его ценностей в некоторых случаях уходят далеко от действительности.

Они представляют ислам иногда как сугубо политическое и даже разрушительное течение, а иногда в качестве схоластической духовной школы с обязательными невыносимыми обрядами. В этой связи я неоднократно высказывал свое мнение с высоких трибун авторитетных международных организаций и сейчас еще раз хочу подчеркнуть, что религия ислама по всей сути не имеет никаких недостатков и абсолютно беспочвенно представлять ее как источник ненависти. Ибо ислам, как высшая человеческая культура и великий исток нравственности осуждает ненависть и насилие во всех формах их проявления.

С целью осуществления объективного изучения и исследования, глубокого научного анализа истории священной религии ислам и ее значения в современном мире некоторое время назад в нашей стране был образован Исламоведческий центр при Президенте Республики Таджикистан. Определение места и роли исламской религии в современном мире, влияние исламского фактора на международные отношения, связи исламского наследия с национальной культурой и цивилизацией, научное и объективное исследование религиозных течений и их мировоззренческой роли в исламском обществе, диалога и взаимовлияния между религиями и цивилизациями в условиях глобализации - вот тот круг первостепенных задач, которые ставятся перед этим центром. Известно, что роль религии в жизни людей огромна, она имеет тесную связь с социальными институтами и структурами, а также с развитием культуры.

Особенно в таджикском обществе религия и религиозность людей имеет свою специфику и она считается одной из уязвимых форм общественного сознания. Если взглянуть на состояние религии и религиозности с точки зрения науки о религии, то оно сегодня находится, можно сказать, не на очень высоком уровне. Подобное состояние на руку некоторым отечественным и зарубежным политическим и религиозным кругам, ибо неосведомленность людей об основах священной религии ислам, о проблемах, связанных со своей религией и учениями великих религиозных личностей, в том числе Великого Имама, может подготовить благодатную почву для всякого рода крайней пропаганды, религиозного экстремизма и радикализма.

В этой связи хотел бы привлечь ваше внимание на еще один аспект жизни общества. С учетом волеизъявления народа мы избрали неприкосновенные конституционные основы - суверенитет, демократию, правовую и светскую государственность. Для своих внешних связей мы избрали политику открытых дверей.

Это позволило Таджикистану наладить политическое, экономическое и социально-культурное взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами мира. Однако, одновременно с возрастающим знакомством с культурой и цивилизацией других народов и наций мы чувствуем проникновение в нашу страну некоторых негативных и неприемлемых для общества элементов. В таких условиях необходимо наряду с расширением дружеских связей со всеми странами мира, принимать меры во имя сохранения избранного нами пути управления государством, защиты своего богатого языка и культуры, национального менталитета и интересов.

Одним из важных способов защиты национальных и государственных интересов от негативного влияния процессов глобализации и волн нежелательных течений является дальнейшее укрепление основ демократического, правового государства и гражданского общества через широкое использование наследия предков и национальных ценностей. В сегодняшних условиях государство не может быть безразличным относительно проблемы религиозного сознания своих граждан, которое имеет непосредственную связь с дальнейшим прогрессом общества. С этой точки зрения, в случае стремления некоторых нетрадиционных религиозных групп навязать обществу свои идеи, государство обязано во имя безопасности и спокойствия общества, а также для предотвращения подобных неприемлемых явлений принимать необходимые меры в рамках Конституции и действующего законодательства.

В этой связи, на настоящем этапе важным направлением деятельности соответствующих государственных органов является недопущение противозаконных действий в религиозном пространстве страны.

(Неполный текст...)

26.02.2009

Автор: перевод НИАТ "Ховар"

Источник - НИАТ "Ховар"
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1236069480
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 30 ноября 2021 года №699
- Решение проблем, сдерживающих развитие сельского хозяйства, предложили на парламентских слушаниях в Сенате
- Казахстан своевременно исполнит обязательства в рамках СОР26 – А. Мамин
- Нулевой рост на социально значимые продукты питания фиксируется в РК пятую неделю подряд
- "Не официальные, а исторически сложившиеся"
- Премьер-Министр РК Аскар Мамин провел встречу с иностранными инвесторами
- Асет Исекешев провел встречу с Советником Премьер-министра Пакистана по национальной безопасности
- Международная научно-практическая конференция "Қазақ-қырғыз – Алаштан"
- А. Смаилов принял участие во Втором Евразийском конгрессе
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх