UExpress: Проблема с Кыргызстаном. Бишкек дает новое измерение слову "серый"... 09:15 05.03.2009
Вашингтон. Если Вы никогда не слышали о Кыргызстане - центре наших самых последних проблем во внешней политике, не смущайтесь: большинство американцев принадлежит к этой категории.
Когда я посетила это место в 1992 году в результате забавного приключения по новым "странам" Центральной Азии, я обнаружила в основном забытую маленькую страну с населением в 4 миллиона кыргызских соплеменников, наряду с различными потомками немецких, польских и русских политических заключенных, высланных туда Москвой в качестве наказания в 1930-40 годы. Сама страна скрыта между величественными и покрытыми снегом горами Китая и простирающимися равнинами Казахстана.
Столица Бишкек дает новое измерение слову "серый". Обветшавшие деревянные здания, несколько правительственных "дворцов" советского стиля и тоскливые улицы – все серое, серое, серое – дали повод для поговорки среди дипломатов: "Это может быть и не конец света, но Вы можете увидеть его отсюда".
После обретения независимости в 1991 году в результате развала своих советских хозяев, Кыргызстан не попадал в новости – кроме одного удивительного исторического события: после 11 сентября 2001 года пришли американцы и установили важную авиабазу на севере в "Манасе" для того, чтобы снабжать и усиливать американскую/НАТОвскую войну в Афганистане.
В настоящее время, когда новый американский президент Обама вступает в свою должность и приступает к выполнению своих обещаний, сделанных во время предвыборной кампании о том, что войска будут выведены из Ирака, и 30 тыс. из них будут посланы в Афганистан, кыргызское правительство заявило, что оно закроет базу. Почему? Все объясняется вполне просто. Потому, что старый патрон/диктатор Москва объявила, что она предоставляет Кыргызстану 2,15 млрд. долларов в виде кредитов и 150 млн. долларов в виде российской помощи.
Для американцев может казаться странным, что такое маленькое, отдаленное место может создавать проблемы, но примерно 1000 американцев находится там и 15 тыс. человек ротируются в Афганистан и обратно через него ежемесячно, и без этой базы США должны будут искать другие места вхождения в бушевско-чейневско-рамсфельдовскую, глубоко измученную проблемами афганскую войну.
Даже по мере того, как мы и русские поиграли в старую "Большую Игру" в этих странах древнего Шелкового Пути, русские не могут сдержать себя в желании еще разок ткнуть в глаз Вашингтону. Почему бы, предлагают они, не послать войска и грузы через территорию России?
Ветеран и опытный корреспондент по внешней политике Арнод де Борчгрейв, редактор по общим вопросам газеты "Washington Times" и агентства "United Press International", писал о загадочных переговорах, по-видимому, между Россией и Западом, о том, чтобы доставлять грузы в Афганистан из портов в Германии по железной дороге через Польшу, Беларусь, Украину, Россию, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и затем грузовиками в Афганистан. Все это, само собой разумеется, является поразительной идеей!
Итак, каковы итоги:
Русские, совсем не неожиданно, совершают свой первый набег в ментальное воздушное пространство новой администрации. Кыргызский жест был сделан как раз перед ежегодной конференцией по безопасности в Мюнхене, где неслучайно вице-президент Джо Байден выступил с речью, тщательно смодулированной между жесткостью и (мы "подумаем" о ракетах в Польше, против которых так яростно выступают русские) и новой открытостью (Вашингтон "нажмет на кнопку перезагрузки" во взаимоотношениях с Москвой).
В то же время, через серию инициатив, направленных на уязвление самолюбия Вашингтона, русские допустили утечку в СМИ деталей новых военно-морской и авиационной баз, планируемых для создания на берегу Черного моря в сепаратистской грузинской области Абхазия, и подписали соглашение о воздушной обороне с Беларусью, по-видимому, готовя почву для противоракетной системы обороны, чтобы противодействовать планируемой Вашингтоном "антииранской" системе в Польше.
Большие проблемы во внешней политике часто возникают в маленьких местах (первая мировая война, помните, началась в Сараево). Поэтому большая проблема, которую Кыргызстан создает, заключается в том, что США обязаны теперь найти некоторые другие пути снабжения американских войск в Афганистане, и это происходит в тот момент, когда жизненно важная коммуникация НАТО из Карачи в Пакистане через Хайберский перевал и территорию южного Афганистана в Кабул и остающуюся часть страны была серьезно подорвана, если не уничтожена, нападениями "Талибана".
Каждый день поступают новые сообщения о том, что грузовики и контейнеры, предназначенные для НАТО и США, были уничтожены вдоль этих опасных дорог в результате нападений талибов, которые, как группировка антиамериканских и антииностранных радикальных исламистских организаций, в настоящее время не представляют собой в значительной степени одну когерентную организацию. Недавнее нападение возле Хайберского перевала на ключевой мост, который был разрушен, вынудил застыть с обеих сторон около 1,000 грузовиков на всем протяжении дороги вплоть до Карачи.
Гораздо больший вопрос во всем этом уравнении связан с будущим США и НАТО в Афганистане, и здесь картина предстает не в розовых тонах. ООН и другие ответственные группы сегодня утверждают, что от 70 до 73 % страны находятся под эффективным контролем "Талибана". Корреспонденты, с которыми я разговаривала, из тех, кто только что вернулся из Кабула, сообщают о том, что в настоящее время мало кто из представителей Запада выезжают за пределы города без сопровождения военного эскорта. Недовольство против правительства, поддерживаемого США, растет опасными темпами.
Поэтому дилемма, перед которой стоит президент Обама, даже когда его внимание сосредоточено исключительно на экономических катастрофах в США, заключается в следующем:
Он был одним из первых, кто выступил против войны в Ираке и, несмотря на вполне хороший результат этого конфликта, он был прав: конфликт чересчур дорого обошелся американцам во многих отношениях, и он сыграл основную роль в экономическом кризисе. Но даже несмотря на то, что Ирак добился успеха в проведении достаточно впечатляющих выборов, он все еще стоял перед лицом бушевско-чейневско-рамсфельдовской, второй "великой войны", и он утверждал, что он доведет ее до конца. Превратится ли он теперь в "Ирак" – бесконечную войну, которую не выиграть и которая высасывает наш человеческий потенциал и ресурсы, как он и многие из нас опасались с самого начала?
Все показатели являются невероятно негативными. Даже Ричард Холбрук, способный ключевой человек в администрации Обамы по Афганистану и Пакистану, был процитирован после конференции в Мюнхене как выразившийся следующим образом по Афганистану: "Я никогда не видел ничего хотя бы отдаленно напоминающее месиво, которое мы унаследовали. С моей точки зрения, нам будет гораздо тяжелее, чем в Ираке".
Джорджи Энн Гайер, писала отличающиеся комментарии по внешней политике из различных мест по всему миру на протяжении более чем 30 лет.
"UExpress", 3 марта 2009 года
(http://www.uexpress.com/georgieannegeyer)
Перевод –
|