И.Мирсайитов: Данные о числе сторонников "Хизб ут-Тахрира" в Кыргызстане завышены в несколько раз 00:47 12.03.2009
Икбалжан Мирсайитов: Данные о числе сторонников "Хизб ут-Тахрира" в Кыргызстане завышены в несколько раз
"Действующее в Кыргызстане отделение запрещенной религиозно-экстремистской партии "Хизб ут-Тахрир" в настоящее время насчитывает в своих рядах не более двух тысяч человек", - заявил ИА "24.kg" независимый эксперт Икбалжан Мирсайитов.
Таким образом, его данные сильно разнятся со сведениями официальных силовых структур, заявляющих, что активных сторонников этой незаконной организации в республике около 15 тысяч человек. Он поделился с редакцией ИА "24.kg" своими прогнозами и взглядами на религиозную ситуацию в стране и угрозы в этой сфере.
Оппозиция не будет опираться на помощь религиозных радикалов
"Еще осенью 2008 года я слышал о таком возможном повороте событий. На самом деле необходимо исходить из того, что данные религиозно-политические организации, наподобие "Хизб ут-Тахрира", не приемлют светские формы власти и методы, предлагаемые политическими оппонентами действующей власти. К тому же, по моему мнению, сильной и единой оппозиции в Кыргызстане нет. Есть лишь отдельные политики, не умеющие выработать единую позицию и программу", - отмечает Икбалжан Мирсайитов.
Поэтому, на его взгляд, различные религиозно-политические организации смогут лишь выслушать оппозиционеров, но выступить с ними вместе – вряд ли. "К тому же это противоречит их идеологии", - подчеркивает эксперт.
Нет так широки ряды религиозных радикалов
Сведения об их числе разнятся. "Однако могу сказать с уверенностью, что к 2000 году число активных членов "Хизб ут-Тахрира" составляло около пяти тысяч. Эти люди тогда больше действовали в южных регионах Кыргызстана. Это объясняется в первую очередь не этническим вопросом, а удобным географическим положением. В частности, близостью соседних государств. Это выгодная площадка для выпуска своих листовок с критикой официальных властей стран региона на трех языках – кыргызском, таджикском и узбекском", - отмечает Икбалжан Мирсайитов.
Наличие трилингвистических агиток к тому же приводило правоохранительные органы Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана к недоумению и взаимным обвинениям. "Дескать, это ваша территория, вот вы и разбирайтесь. Радикалы также использовали фактор отсутствия четкого разделения границ", - добавляет эксперт.
Следующим моментом, который они использовали, является наличие большого числа маргинальной молодежи, которая номинально относится к мусульманам, но ведет светский образ жизни. "Это являлось хорошим полем деятельности эмиссаров религиозных организаций. Официальные власти подвергали жесткой критике деятельность "Хизб ут-Тахрира" и подобных ему течений. А он использовал свой принцип активизироваться именно там, где его идеям противодействуют", - объясняет Икбалжан Мирсайитов.
Поэтому сейчас меры, принимаемые Духовным управлением мусульман КР, правоохранительными органами, приводят к уменьшению числа сторонников данной запрещенной религиозно-экстремистской организации.
"Однако в связи с появлением в Чуйской области авиабаз Североатлантического альянса (НАТО) в 2001 году, а затем - Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в городе Канте "Хизб ут-Тахрир" перенес активные действия в северные регионы республики", - отмечает Икбалжан Мирсайитов.
К тому же в 2007-2008 годах официальный Вашингтон подверг критике "Хизб ут-Тахрир", рассматривая его как угрозу своей деятельности. "Все это вкупе с деятельностью теологов и имамов приводит к уменьшению сторонников этой религиозно-экстремистской организации. И я считаю, что их общее число составляет сейчас в Кыргызстане не более двух тысяч человек", - заключает эксперт.
Лучше поздно, чем никогда
По словам Икбалжана Мирсайитова, правоохранительные органы потеряли контроль над ситуацией в Кыргызстане на заре деятельности "Хизб ут-Тахрира" - в конце 1990-х годов. "Более того, ряд правозащитных организаций выступали и до сих пор выступают в их поддержку и пытаются представить ее сторонников как "узников совести". На самом деле все несколько иначе. В Кыргызстане преобладающая часть населения – мусульмане, пусть и номинально. "Хизб ут-Тахрир" своими действиями вносит раскол в их среду. Если же принять во внимание, что штаб-квартира запрещенной партии находится в Лондоне, то я согласен с вашей версией, что это попытка внедрения контролируемого западными спецслужбами вируса в исламскую среду, как это было с учением Мухаммеда Аль-Ваххаба (основателя ваххабизма. – Прим. ИА "24.kg"), только в современных условиях. Цель этих действий заключается в том, чтобы мусульмане не представляли силу, которая может противодействовать Западу", - отмечает эксперт.
Уход американцев не снизит активности религиозных радикалов в регионе
Даже если военные американской авиабазы "Манас" покинут территорию республики 18 августа 2009 года, это мало отразится на деятельности "Хизб ут-Тахрира". "У него же программы и цели совсем другие. Во-первых, это культивация своих идей среди населения региона. Во-вторых, они стремятся изменить наше мировоззрение и политические цели. А США и их база были лишь формальным поводом для религиозных эмиссаров в решении активизировать свою деятельность на севере республики", - рассказывает Икбалжан Мирсайитов.
Он также сообщает, что "Хизб ут-Тахрир" активно преследуется в Саудовской Аравии, Пакистане, Турции, Иордании и других мусульманских странах. "У меня возникают большие сомнения в том, связано ли кыргызское отделение этой религиозной партии со своей штаб-квартирой. Радикальные действия (например, в Ноокате 2008 году) ее местных эмиссаров идут вразрез с идеями головного офиса в Лондоне и дают повод для подобного вывода. Образно говоря, вирус лондонской штаб-квартиры "Хизб ут-Тахрира" мутировал в Кыргызстане", - дополняет эксперт.
Хороший мулла паству не испортит
На сегодня в Духовном управлении мусульман Кыргызстана действуют несколько поколений. "Нынешнее, стоящее у руководства, воспитано еще в советское время. У него другие мировоззрение и методы работы. Ему на смену идет молодежь, обучавшаяся в мусульманских религиозных заведениях за рубежом. И, конечно, есть молодые люди, воспитанные старшим поколением. В итоге они борются между собой за влияние на верующих. Кое-кто из старших имамов принимает молодежь и ее взгляды, а кто-то – нет", - рассказывает Икбалжан Мирсайитов.
Другое дело, что нет новых подходов в проповедях и работе с населением. "И над этим необходимо работать", - отмечает эксперт.
11/03-2009 Жылдызбек ИБРАЛИЕВ
|