КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 14.03.2009
12:23  "Он... забавный, всегда улыбается и кормит меня". Американская массажистка рассказала о "дружбе" с Саакашвили
12:11  Дукен Масимханулы: Белые пятна. Китайцы о нас знают все, а мы о них?
11:59  11 НКО Киргизии выступили с обращением в поддержку Детского дома "Мээрим Булагы"
11:23  Э.Гасанов: Всенародный рефрендум в Азербайджане. Бездушная толпа лишь наблюдает, а не переживает...
10:33  КарЛАГ и Казахстан в судьбе обершарфюрера СС Р.Миша и японского самурая Ахико Тецуро (семейные истории)
09:48  Eurasianet: Трудовые мигранты возвращаются в Узбекистан и провоцируют рост социальных проблем
09:46  А.Абдурасулов: Киргизия. Пострадавшие все еще добиваются наказания для "врачей", заразивших детей ВИЧ

09:36  Австрийская полиция скрывает ход расследования в отношении экс-зятя Казахстана Рахата Алиева
09:33  Экономический совет СНГ обсуждает в Москве совместные антикризисные меры
09:30  Буря мглою небо кроет. В Восточно-Казахстанской области в снежном плену оказались почти 600 человек
09:02  Рик Розофф: "Восточное партнерство" - последний штурм постсоветского пространства. Часть II
09:01  И.Мурадян: "Большая игра" в Центральной Азии. Новый этап
08:59  "Guardian": Спад экспорта замедляет рост промышленности Китая
08:54  Е.Авдеева: А судьи кто, или Кто купил Верховный суд Киргизии?
08:53  Мохсен Маликиян: Роль Ирана в таджикском мире
08:48  Т.Гуломов: О заслугах восточно-иранских народов в распространение Ислама. Часть 1-я
07:28  20 лет в паутине. Всемирная сеть празднует юбилей
00:44  А.Куртов: Потеряет ли Россия туркменский газ?
00:34  Ричард Коэн: Утверждение обамовского реализма. Новый американский век
Пятница, 13.03.2009
22:53  Президент Медведев: год спустя (интервью Сергея Михеева Ботагоз Сейдахметовой)
19:50  Ю.Жихорь: Поворот нефтяных рек. Обратим мировой экономический кризис на благо Казахстана
17:06  Ректором Кыргызской медицинской академии назначен Аширали Зурдинов
16:17  Кироппозиционеры обвинили власти в "заказном политическом убийстве" Медета Садыркулова
14:40  П.Арабов: Китайское экономическое чудо с разоблачением
14:04  С.Кожемякин: Когда стареть опасно... Пенсионная реформа в Кыргызстане и ее последствия
13:36  Е.Авдеева: База "Ганси" уходит или возвращается?
13:22  И.Крамник: Россия и Китай - история оружейного контрафакта
13:11  П.Искендеров: "Южный поток" для всей Европы
13:09  Рик Розофф: "Восточное партнерство": последний штурм постсоветского пространства. Часть I
13:02  В.Скосырев: В Пакистане армия может снова взять власть. Сотни оппозиционеров брошены за решетку
12:58  А.Волосевич: "Хай Нозанин". Музыкальный феномен выживания бухарских евреев
12:52  Я.Науменко: На интернет и суда нет. Казнет входит в пору своего 15-летия
12:47  Антикризисный альянс. Шесть политпартий Казахстана подписали меморандум "об обеспечении социальной и политической стабильности"
12:44  С.Рахимбаев: Замкнутый круг афганского лабиринта
11:34  Узбекские ученые разработали прибор, позволяющий втрое увеличить скорость сварки металлов
11:29  Тело обожжено до неузнаваемости. В ДТП погиб экс-глава администрации президента Кыргызстана Медет Садыркулов?
11:26  К.Бакиев объявляет об "обновлении системы управления страной" (речь)
11:24  ТИПЧ: Туркменское ТВ преуспевает в навязывании единообразия не только в мыслях и взглядах, но и в одежде
11:11  Р.Султанов: В Ташкенте прошел театральный фестиваль, в поддержку ВИЧ-позитивных людей
10:40  Я.Заусаева: Иранский атомный гештальт. Ядерная программа стала визитной карточкой Тегерана на геополитической карте мира
10:38  C.Расов: Алтын, ЕНРЕ, ЕВРАЗ. Сначала тебя игнорируют, затем над тобой смеются...
10:20  "Le Grand Soir": Путин поставил на ноги большую и злую Россию-соперницу. За это его и ненавидит Запад
10:13  А.Дауталиева: Кыргызстан стягивается в Бишкек – последний оплот цивилизации
09:59  Идите на/в... Киргизская оппозиция отказалась от диалога с Властью
09:57  С.Правосудов: "Энергооружие". Энергетическое сотрудничество с постсоветскими странами зависит от их политической стабильности
09:50  Историк А.Амиржан-улы издал 2-томное исследование генеалогии казахского младшежузовского рода Таз
09:46  Обама отправил послом в Афган НАТОвского генерала Карла Эйкенберри
09:41  Г.Юлдашева: К новым интеграционным тенденциям в Центральной Азии
09:27  "Известия": База "Манас" - дорогие американцы, не надоели ли вам хозяева?
09:09  Д.Сатпаев: Эпоха транзитала. Площадка ЕврАзЭС была выбрана не случайно, поскольку...
09:05  Global Witness: Немецкий банк/Deutsche Bank причастен к ниязовскому террору в Туркменистане
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Таджикистан   | 
Т.Гуломов: О заслугах восточно-иранских народов в распространение Ислама. Часть 1-я
08:48 14.03.2009

О заслугах восточно-иранских народов в распространение Ислама (часть первая)

Принятие ислама завоеванными народами, в том числе странами с высокой древней культурой – Египтом и Ираном, влекло за собой резкое изменение исторически складывавшихся культурных традиций. Исламизация сильно трансформировала и унифицировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику и право на всей территории Халифата. Если в Египте, Месопотамии и Северной Африке это сопровождалось арабизацией, то в Иране, Хорасане, Мавереннахре и других странах распространение ислама не подвергло арабизации общественную жизнь. В Иране и Хорасане стал внедряется ислам, постепенно вытеснявший древние религиозные верования – зороастризм, буддизм, манихейство, а также доисламские обряды, ритуалы, мифологию, эпос, письменную литературу, изобразительное искусство и культовую архитектуру.
Общим для всех стран и народов, завоеванных арабами, было то, что все противоречащее догматам ислама, не вписывающее в его строгие предписания постепенно отходило на задний план, либо вовсе забывалась. Таким образом, впоследствии исламские нормы и традиции определили дальнейшее направление развития культуры исламизированных народов, в том числе народов Ирана, Хорасана и Мавераннахра.
В свою очередь народы Ирана и Хорасана оказали сильное влияние на развитие исламской науки и культуры. О вкладе иранцев в распространение ислама известный иранский ученый М.Мутаххари писал: "Можно посредством силы подчинить нацию, но невозможно силой создать скачок, движение, веру и любовь. Подвиги человечества полны любви и веры" . Другими словами, иранцы внесли свой достойный вклад в развитие исламской культуры и распространение ислама не из страха, не под давлением арабов, а осознанно, по своей воле и желанию.
Великий ученый средневекового Востока Ибн Халдун говорил о вкладе иранцев в развитии исламской культуры: "Большинство знаменосцев науки и культуры исламской уммы были иранцы, и в рациональных науках и в практических науках. Если даже некоторые ученые были арабами, они были воспитаны учеными из Аджама. Ни один народ так не усердствовал в овладении и развитии наук как аджамцы" .
Наряду с распространением ислама, одним из первых иранцы начали изучение Корана и призывали другие народы к его постижению и принятию ислама. Иранцы в деле распространения ислама, наряду с положениями Корана использовали изречения (хадисы) основателя ислама Пророка Мухаммада и сильнейшая школа изучения хадисов существовал в Хорасане и Мавераннахре.
Ибн Курбан утверждает: "тех, кто знали наизусть Коран, называли "курра"", они читали Божью Книгу и традиционную сунну Бога, находили в Коране и хадисах нормы шариата. Пророк говорил об этом: "Вам оставляю два повеления, придерживайтесь их, и никогда не заблудитесь, и эти два повеления состоят из (Божественного) Корана и моей Сунны" .
Иранцы также активно участвовали в распространении ислама вне пределов Ирана среди других народов. Иранцы еще при жизни Пророка широко расселялись среди арабов и других народов. Ярким примером преданности иранцев исламским ценностям является деятельность Салмана Фарси и Базана Ямани. Многие исследователи истории раннего ислама, в том числе Абдурахман Рафъат-паша убеждены, что среди последователей и приближенных Пророка было семь иранцев – Абдулла ибн Хуфоза Сахми, Барро ибн Малик Ансари, Абуубейд ибн Джаррах, Салман Фарси, Маджзаа ибн Саври Садуси, Ну´ман Мукаррини Муджаши и Фируз Дайлами .
Следуеть отметить, что каждый из приближенных к Пророку иранцев внесл огромный вклад в распространении ислама еще на заре его возникновения. Абдулле ибн Хузафа было поручено доставить иранскому шаху Хусраву Парвизу послание Пророка, впоследствии он и призвал иранцев принять ислам. Абуубайда Джаррах занимался миссионерской работой в Малой Азии. Нуман ибн Мукаррин был послан арабским полководцем Садом ибн Ваккас к последнему Сасанидскому шаху Йездигирду III. Он принимал активное участие в пропаганде ислама в различных районах Ирана. Фируз Дайлами принадлежит к числу тех приближенных, которые охраняли Его, именно он убил одного из врагов Пророка.
Важные сведения о личности первых иранцев, участвовавших в распространении ислама сообщает ибн Асир, автор "Та"рихи камил": "Пророк освободил из рабства пять мавали (иранцев), одним из которых был Шукран Хабаши, в действительности он был иранцем и его настоящее имя Салех ибн Адо. Вторым был Салман Фарси. Третьим была Сафина, бывшая рабыня умм Салама, которую освободил Пророк с условием, что она будет заботится о нем. Сообщается, что ее звали Мехрон или Рибах, и, что она происходила из Аджама. Четвертым был Ансах, из рода Сират. Он был дарбон (букв. "охранник"), с ведома которого люди входили к Пророку. Он участвовал во всех битвах, в том числе при Бадре и Ухуде. Следующим был Абузамира из рода Биштосп, освобожденный также Пророком" .
Таким образом, можно утверждать, что рядом с Пророком еще на заре возникновения ислама были иранцы, трое из которых входили в число самых приближенных к Пророку людей, оказывавших ему помощь в делах управления государством, участвовавших в самых первых сражениях мусульман, а также создававших и укреплявших Халифат.
Выше мы говорили о личности Салмана Фарси, его обращении к исламу. Ниже мы становимся на его вкладе в распространении ислама, его заслугах перед Пророком ислама.
По сведениям Мардуя и других источников, Салман Фарси принадлежал к числу тех, кто одним из первых принял ислам. Салман участвовал в двух первых сражениях мусульман против меккинцев – при Бадре и Ухуде.
Преданность Салмана в двух сражениях, его участие в других 29 сражениях рядом с Пророком позволил ему занять достойное место в рядах первых мусульман. После смерти Пророка Салман участвовал в распространении ислама в других областях Аравии, а в последние годы своей жизни Салман Фарси был назначен халифом Усманом наместником крупной области - Мадаина.
Между Пророком и Салманом Фарси существовали близкие дружественные отношения. Иранский исследователь Джа"фар Муртаза Омули отмечает, что однажды "Пророк правоверных установил дружественные отношения между Салманом Фарси и Абузароа" . После сражения Хандак Пророк восславлял мужество и смелость Салмана: "Салман наподобие бесконечной реки и неиссякаемого богатства. Салман мое доверенное лицо, мой повелитель, честный для меня человек. Своей мудростью он наставляет Посланника Бога и всех веровавших в них. Салман происходит из нашей семьи" .
После сражения Хандак Салман был одним из приближенных и советников Пророка, он давал полезные советы по вопросам распространения ислама среди неарабских народов, в том числе среди иранцев. Про Салман Фарси существует другое высказывание Пророка: "Салман мой, если кто обидет его, означает, что обидел меня, его притеснение означает мое притеснение. Не говорите Салман Фарси, говорите Салман Мухаммади" .
Салман Фарси был разработчиком плана покорения Сасанидского государства, этот план получил одобрение Пророка, и по его завещанию во время покорения Ирана почетный "Венец Кисра" был надет на голову Салмана Фарси.
Первыми пропагандистами ислама были "чтецы Корана". В истории ислама известны имена семи знаменных чтецов "курра"и сабъа" ("семь чтецов"), четыре из них были иранцами – Асим, Нафе", Ибн Касир, и Кисаи . Еще на заре ислама, когда он еще не получила распространение на всей территории Ирана, иранские ученые были в числе тех, кто первым начал изучение основ ислама.
Иранские чтецы Корана довели искусство чтение Корана до совершенства, один из иранских богословов Фарраи Нахви сумел подвести итоги теоретических, практических и научных основ чтения Священного Писания.
Самым известным кори ("чтецом Корана") был Асим, ученик Абдуррахмана Суллами, который в свою очередь был учеником халифа Али ибн Абиталиба. Асим жил в Куфе и умер в 750 году. Нафе" ибн Абирувайм был выходцем из Ирана, жил в Медине, в науке кира"ат был первым авторитетом Медины, и его школа чтения Корана была признана всеми. Наставником Нафе" был Язид ибн Ка"ко". Нафе" умер в 785 году. Ибн Касир также был большим авторитетом в кира"ате, имел свою школу, и умер в 739 году.
Хорасанскую школу чтецов Корана после Нофе"а и Ка"ко" продолжили ибн Рохуя Марвази и ибн Салам Хирави (770-837), имевшие огромное число последователей. По сведениям ибн Надима Салам Хирави был автором более 70 книг, посвященных различным направлениям исламских наук, в том числе тонкостям школы чтения Священной книги.
Наряду с развитием искусства чтения Корана, иранцы внесли свой достойный вклад в толкование Корана, положили начало известных школ тафсира в исламе. Противоречия в каноническом тексте Корана, увеличивающиеся запросы толкования положений Священной книги в рамках халифата требовали разнообразных разъяснений, дополнений и толкований. Все это привело к тому, что возникла необходимость в постоянном комментировании положений Священной книги, эта практика получила название тафсир (толкование, экзегетика).
С другой стороны, с первых дней распространения ислама среди неарабских народов, возникали проблемы с постижением Корана, который был ниспослан на арабском языке. В результате возникла также необходимость в написании комментарий и толкований Корана, первым это дело начали в Иране. В VIII веке, на заре ислама крупнейшими комментаторами Корана были Мукатил ибн Сайран, выходец из Хорасана и житель Дамаванда, Сулейман ибн Мехран А"маш, Исмаил ибн Абдуррахман, Рохуя Мервези и др .
Афганский исследователь Абдулхай Хабиби, автор фундаментальной работы "Афганистан после ислама" о первых комментаторах Корана писал: "Самый старый комментарий принадлежит Имаму Мухаммаду ибн Бакир, который записал комментарий со слов Джаруди Зияд ибн Мунзира, выходца из Хорасана. Исхак ибн Рохуя Марви также составил большой комментарий. Имам Ибрахим Хирави – крупнейший знаток хадисов и комментатор Корана, преподавал во многих медресе Хорасана, и был наставником Абдуллаха ибн Мубарака Марви и других известных знатоков хадисов. Многие известные комментаторы Корана были воспитанниками медресе именно этой земли" .
В развитии школы тафсира велики заслуги следующего поколения ученых и богословов Ирана, которые при толковании Корана использовали ссылки на аллегории, а ученые из Хорасана и Мавераннахра нередко ссылались в своих комментариях на данные многочисленных хадисов Сунны. К числу известных комментаторов Корана принадлежали Фарра" Яхя ибн Зияд Анта", Мухатил ибн Сулейман Балхи, Абулкасим ибн Умар Замахшари Хорезми, Абизайд Балхи, ибн Валид, Абу Али Фарси, Абулфарадж Нахрвани, Имам Фахри Рази и многие другие .
В первом веке возникновения и распространения ислама для развития мусульманского вероучения в праве возникли условия для появления особого направления науки - фикх (наука о праве). Опираясь на Коран и Сунну, как каноническую основу исламского права, богословы создали в рамках ортодоксального суннитского ислама четыре наиболее известные и сохранившие свое влияние и по ныне школы исламского права. Их основателями были известные законоведы – имамы, по их именам школы прав были названы – ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Из числа четырех основателей школы права два были арабами и два выходцами из Хорасана. Ахмад ибн Ханбал Шайбани Мерви (780-855) был выходцем из Мерва и Ну"ман ибн Сабит ибн Завти ал-Марзбан (699-767), (известный как Абуханифа или Имам А"зам) был родом из окрестностей Кабула.
Ханифизм, опираясь на Коран и Сунну, использует метод раъй (воля) и чаще прибегает к методу кияс (сравнение), который допускал индивидуальное толкование и решение спорных проблем методами аналогии, со ссылками на все те же аяты Корана и хадисы Сунны. Используя методы Абуханифы, и сегодня мусульмане, в любых условиях сравнивая с традиционными нормами шариата могут растолковать новые явления и события своей жизни.
Ну"ман ибн Завти родился в 699 году в Куфе, его отца привезли в качестве пленника в этот город из Хорасана, одни считают из Кабула, другие из Бамиана, Термеза или Нисы. Ну"ман с юношеских лет проявлял большой интерес к наукам, поэтому в возрасте 12-13 лет изучал фикх у известного законоведа Ша"би. В 15 лет он совершил хадж в священный город и имел возможность встретится с сахабами (сподвижниками Пророка) – Харисом ибн Джа"заз Зубайди и Анасом ибн Маликом, а также с близким родственником Пророка Зайдом ибн Али ибн Хусайн ибн Али – братом Мухаммада Бакира.
После долгих лет изысканий и изучения исламских наук он стал известен во всем мусульманском мире как Имам А"зам (Великий Имам). Он был основоположником известной школы фикха, опираясь на Коран, хадисы пророка и изречения ближайших сподвижников основателя ислама, он выработал целостную систему фикха. Абуханифа ни в одном вопросе без необходимости не обращался к методу кияса, и он в вопросах исполнения религиозных обрядов и религиозной жизни мусульман предложил от "60 до 80 тысяч решений" , на основе которых было возможно разрешение многих проблем жизни мусульман.
Абуханифа оставил потомкам свои многочисленные произведения, посвященные различным аспектам исламского законодательного права – "Ал-фикх-ал-акбар", "Ал-фикх-ал-абсат", "Ал-алим ва-л-мутаалим", "Рисала-е Абуханифа ба Усмон ал-Батти – имам Басри", "Ал-васият", "Ал-муснад ал-имам ал-А"зам", "Китобу-л-асрор". Ибн Надим считает Абуханифу автором "Китоб-ур-рад ало кадария"и пишет о его личности: "Он тот, кто собрал по крупинке науку всюду, и на суше, и в море, и на Востоке и на Западе" . А. Хабиби к его произведениям причисляет "Фикхи акбари дуввум", "Фикхи акбари саввум", "Васое", "Касидаи Нуъмония", "Мучодала ли ахади дахрийин", "Маърифат-ул-мазохиб", "Насоех", "Завобит-ус-салоса", "Рисолат-ул-фароиз", "Дуъо-ул-мои" и "Мунаббихот ало умури воджибот" .
Именно авторитет Ну"мана ибн Сабита, его признание со стороны последователей других религиозных школ и мазхабов, его школа заняла ключевые позиции в исламе. Последователи и ученики Абуханифы жили во многих городах Арабского халифата – Куфе, Басре, Ахвазе, Багдаде, Ширазе, Хорасане, Мавераннахре, Синде, Индии, Кашгаре и многих других.
Ханифизм стал наиболее предпочитаемой системой исламского права, и до сегодняшнего дня к его приверженцам относятся большинство суннитов-мусульман в Турции, Афганистане, Египте, Пакистане, Индии, Средней Азии и некоторых других странах.

03.03.2009
Тоджиддин Гуломов

Источник - Время Востока
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1237009680


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх