Сауле Шаймерденова (религиовед): "В казахстанских школах должно преподаваться религиоведение" 08:17 19.03.2009
К месту и не к мессе
Поток иностранных миссионеров-духовидцев устремился в нашу страну сразу после обретения Казахстаном независимости. В тяжелые времена становления суверенного государства адепты экзотических культов пытались учить нас, как жить. Чем увереннее в себе становилась нация, тем слабее были голоса лжепророков. Вернутся ли они теперь, во время нового кризиса? И если вернутся, то изменится ли их тактика? Об этом корреспондент "ЭК" беседует с ведущим научным сотрудником Международного центра культур и религий Министерства юстиции РК Сауле ШАЙМЕРДЕНОВОЙ.
- Насколько верно утверждение, что деструктивные культы активизируются именно в периоды социальных и экономических потрясений? - Действительно, это так. В ситуации всеобщей неустойчивости люди хотят получить некую духовную опору. Кроме того, в современном обществе и без глобального кризиса распространен "вирус одиночества". Ему подвержены и тинейждеры, и несчастливые супружеские пары, а также матери-одиночки, пожилые люди и даже успешные сотрудники крупных корпораций. Секта дает человеку ощущение общности с чем-то большим и важным. Всякого рода психологические факторы улавливаются руководителями сект очень тонко. Но, в принципе, в Казахстане нам особо не стоит бояться притока деструктивных культов. Уже два года, как при Министерстве юстиции действует Комитет по делам религии - ситуация контролируется им в полной мере. Все религиозные общины в обязательном порядке проходят регистрацию. Бесконтрольного, хаотического вторжения сект не будет. - А каковы вообще критерии, согласно которым религиозное течение признается деструктивным? - Деструктивной считается разновидность религиозных организаций, чья культовая практика признается авторитарной. А это констатируется при нанесении вреда психическому, душевному и физическому здоровью последователей данной религии и при нарушении их гарантированных прав и свобод. Помимо этого, деструктивными признаются группы экономических субъектов, объединенных культовой идеологией. Вообще же незаконное воздействие на сознание людей - программирование, "реформация" мышления, зомбирование, да и вообще сознательное насильственное управление психикой и поведением человека - это характерные черты деструктивных культов. - Но ведь в той или иной степени это применимо к любой религии. Объединяющая идеология, воздействие на сознание, управление поведением: Про какую угодно конфессию можно это сказать. Где границы? - Границы заключаются в принципе ненасильственности. Все нормальные религии оставляют человеку выбор, они основаны на добровольном принятии их идей. Культы же, как правило, не просто воздействуют на сознание людей, а еще и с целью какой-то коммерческой выгоды. При этом используются психологические приемы, благодаря которым жертва не дает осмысленного согласия - у нее просто модифицируется сознание. - Вы уже упомянули про то, что секты привлекают одиноких людей своеобразным суррогатом семьи. Но какова все-таки основная их "целевая аудитория", на ком они концентрируются в первую очередь? - Сейчас молодежь становится очень религиозной. Обратите внимание: по большим праздникам 90 процентов посетителей в мечети или в православном храме - это молодые люди! Но ведь это общая тенденция и применительно к сектам. Молодые люди, у которых еще нет своей твердой жизненной позиции и четких целей, нуждаются в духовной поддержке. Они чувствуют необходимость приобщения к чему-то великому. Помимо этого, культы с готовностью принимают людей, обделенных вниманием. Происходит такой "артобстрел любовью". Нового человека с самого начала одобряют, интересуются его делами, настроением. Он купается в участии. У таких людей, как правило, нет цели - поэтому в секте им эти цели в конце концов предлагают. А с другой стороны (и это удивительно!), часто сектантами становятся люди успешные, упорные в достижении намеченного. Про таких говорят: фанатично увлечен. Приведу пример: очень известный столичный спортсмен, обладатель званий, которые, кроме него, имеют лишь несколько человек в Казахстане, стал кришнаитом. Меня это очень взволновало, я никак не могла понять: ну почему он-то? Он ведь очень занятой человек, у него своя школа, четкая жизненная позиция, есть цель, вниманием тоже не обделен... В этой чрезмерной увлеченности одним делом и есть причина. Человек устремлен лишь в одну сторону, его обзор сужен до одного градуса. А со всех других сторон он абсолютно открыт. Фанатичный человек, чем бы он ни был увлечен, может быть развернут умелым манипулятором в нужную сторону - и его фанатичность будет служить чужой цели, а он этого даже не заметит. - В этой связи, наверное, типична история Тома Круза, с которым те же саентологи носятся, словно с индульгенцией для всех своих дел: - Совершенно верно. Хотя в случае с саентологией все несколько более радикально. Согласно учению Хаббарда, вообще право на жизнь имеют лишь выдающиеся люди. А все остальные - балласт. Том Круз тут демонстрируется в качестве примера того, как религия помогла парню стать голливудской звездой. Я повторю, что у всех деструктивных культов присутствует коммерческая подоплека. Сейчас религия вовсе сближается, если можно так выразиться, с экономикой. И наоборот. Вы заметили, что в магазинах стало много халалных продуктов? Буквально за два последних года в Астане открылось несколько халалных кафе. - Разве это не говорит о том, что большое количество людей возвращается в ислам после эпохи, когда религиозность не приветствовалась? Что же в этом плохого? - Да, но на этой же волне возникают секты исламистского толка. И они экономически активны. Так что такая тенденция тоже настораживает. Кстати, различным религиозным организациям принадлежит довольно много марок продуктов. Или же секты участвуют в той или иной компании в качестве акционеров. Но что характерно: когда идет разговор о сектах, тема их деятельности в экономической среде практически никогда не затрагивается. Это не считается проблемой! Многие фирмы совместно противостоят рэкету, объединения предпринимателей следят за законностью конкурентной борьбы. Почему бы не вывести на этот же уровень контроль за участием деструктивных групп в бизнесе? Мне кажется, корень этого вопроса в элементарной религиозной безграмотности. - В России сейчас идет бурное обсуждение введения в школах предмета "основы православной культуры". На ваш взгляд, нужна ли подобная дисциплина в казахстанских школах? - Мой учитель - академик РАН Арнольд Исаевич Арнольдов - говорит, что себя мы уже потеряли, и инъекцию культуры нужно делать нашим детям. Если мы не объясним им, что есть что, то вместо нас это сделают другие. Я считаю, что такой предмет нужно вводить обязательно. Но ведь есть разные подходы к изучению религии. Есть подход теологический, богословский. Основы православия - как раз такой пример. Но есть еще подход религиоведческий, при котором отслеживаются взаимоотношения религии и общества. Именно принципы этого сосуществования обязательно нужно понимать. Поэтому в школах должно преподаваться религиоведение, в рамках которого можно разъяснить основы мировых религий и особенности деструктивных культов. Чтобы молодежь отличала одно от другого. Пока что это пущено на самотек. - А с чем это связано? Допустим, в супертолерантной Дании основы христианства - обязательный предмет в школах, и никто там не комплексует по поводу того, что это средневековье и мракобесие. Почему мы стесняемся преподавать детям религиозную культуру? - Да как раз потому, что у нас нет сейчас этой самой религиозной культуры. И нет традиции ее разъяснения. Общество просто не информировано. В духовной сфере социума у нас до сих пор царит вакуум. А вакуум всегда чем-то заполняется.
№ 292 (16678) от 19.03.2009 Владислав ШПАКОВ, Астана
|