Eurasianet: Китай оказывает скрытое влияние на Бишкек? Последние события вокруг авиабазы "Манас" выдвинули... 08:26 20.03.2009
КЫРГЫЗСТАН: КИТАЙ ОКАЗЫВАЕТ СКРЫТОЕ ВЛИЯНИЕ НА БИШКЕК?
Последние события вокруг авиабазы "Манас" выдвинули на передний план вопрос о роли США и России в Кыргызстане. Но, по мнению многих жителей страны, из всех внешних держав наибольшее влияние на эту центральноазиатскую страну оказывает Китай. Дело дошло до того, что вопрос о китайской иммиграции в Кыргызстане начинает приобретать острый политический характер.
Недавно депутат кыргызского парламента озвучил настроения, которые бытуют среди многих жителей страны и которые они держали при себе: "Приток мигрантов из Китая нужно сократить, – сказал депутат от правящей партии "Ак-Жол" Бейшенбек Абдырасаков. – Существует угроза, что через 15 лет страна будет наводнена китайцами".
В нынешние сложные экономические времена китайские торговцы и рабочие, число которых, по некоторым оценкам, достигает от десяти до ста тысяч человек, совершенно не нужны в Кыргызстане. Все чаще можно услышать сетования на китайскую "ползучую миграцию", в то время как сами жители Кыргызстана вынуждены направляться на заработки в Россию. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"]. Официальные лица, такие как депутат Абдырасаков, отмечают факт нарастания недовольства в обществе.
По словам оппозиционного депутата Бакыта Бешимова, точные статистические данные о количестве китайских граждан на территории Кыргызстана отсутствуют. "Официальные структуры утверждают, что китайцев в Кыргызстане живет и работает немного, – говорит он. – На самом же деле ситуация совсем иная, и все по причине коррупции и низкого профессионализма государственных органов".
Согласно новому отчету, опубликованному Французским институтом международных отношений (известным по своему сокращению – ИФРИ), в период между 2004 и 2006 годами объем двусторонней торговли между Китаем и Кыргызстаном вырос почти в три раза – с 602 млн. долларов до 1,64 млрд. долларов. Экспорт китайских товаров составил в 2006 году минимум 94 процента всего объема приграничной торговли.
"Воздействие этой колоссальной торговли на кыргызскую экономику носит как позитивный, так и негативный характер. Она создает рабочие места, а люди получают доступ к дешевой продукции хорошего качества. Однако местная продукция оказывается неспособной конкурировать с этими товарами", – говорится в отчете.
Проникновение китайской экономики на территорию Кыргызстана началось всерьез после вступления Бишкека во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 1998 году. Вскоре после этого в это центральноазиатское государство хлынул поток произведенных в Китае товаров. Значительная их часть отправлялась затем в соседние страны. Вместе с товарами в Кыргызстан прибыли десятки тысяч китайских торговцев, желавших завязать новые коммерческие связи.
Сегодня китайские торговцы практически оккупировали большинство базаров на всей территории страны, особенно большой Карасуйский базар, что в 18 км. от города Ош и всего в 275 км от китайской границы и Иркештамского переходного пункта. Китай финансирует множество инфраструктурных проектов в Кыргызстане, призванных содействовать развитию торговли, включая строительство дороги, соединяющей Иркештамский пункт и базар в Карасу.
По словам депутата Бешимова, руководство страны не отдавало себе отчет, во что ввязывается, когда в 1998 году страна вступала в ВТО: "Десять лет в ВТО показали, что Кыргызстан вступил в эту организацию плохо подготовленным, вследствие чего сегодня не в состоянии наилучшим образом воспользоваться преимуществами своего членства в ней".
В городе Ош на юге страны везде видны вывески на китайском языке. К услугам посетителей нового отеля "Пекин" сразу несколько местных китайских ресторанов с китайскими поварами и китайской кухней. Представители же паспортного управления г. Ош, ведающего вопросами регистрации иностранных граждан, затрудняются сказать, сколько китайских граждан живет и работает в их области.
"Наши данные о количестве китайских граждан, проживающих в области, не соответствуют реальным цифрам, – сказал EurasiaNet один чиновник на условиях анонимности. – В частности, мы не знаем, у скольких китайских граждан истекла виза, но они не покинули пределы Кыргызстана, а сколько вернулись обратно в Китай".
В отчете ИФРИ отмечается, что китайские товары наносят ущерб местной промышленности. Так, например, в строительном секторе усугубляет проблемы тот факт, что "китайские компании приводят свою рабочую силу, создавая мало рабочих мест и не передавая никаких технологий", – говорится в документе.
Многие кыргызские торговцы раздосадованы тем обстоятельством, что на своих собственных рынках им приходится продавать товары по сниженным ценам. "У меня был хороший бизнес, пока в Карасу не пришли они [китайцы]. Они могут позволить продавать свои товары по более низким ценам, так что мы вынуждены снижать свои, чтобы составить им конкуренцию, из-за чего выживать становится все труднее", – говорит торговец электроникой из города Ош Азам Курбанов.
Некоторые же потребители приветствуют приток более дешевых китайских товаров. По словам ошской покупательницы Гульчехры Икрамовой, ей нравится, что из-за китайских торговцев упали цены. "Мне все равно, у кого покупать", – говорит она.
А вот среди тех, кого потеснили китайские торговцы, нарастают националистические настроения. "Сначала они начали присылать свои товары, затем стали приезжать сами и уже женятся на наших местных женщинах, – говорит ошский торговец Курбанов. – Их дети уже не будут кыргызами, они будут китайцами, поскольку у них отцы из Китая".
Хотя китайские инвестиции вроде бы не сопровождаются какими-либо условиями, растущая зависимость Кыргызстана от своего огромного соседа может дать Китаю рычаг воздействия на кыргызскую политическую систему, отмечают авторы французского отчета. Порой похоже, что Китай "играет роль покровителя для кыргызских политиков", полагают они. Подобная зависимость "не отвечает интересам центральноазиатских стран, поскольку отдаляет их от процесса политической модернизации", – подчеркивается в отчете.
Умид Эркинов является псевдонимом кыргызского журналиста.
18.III.2009
|