С.Малеев: Крах антиказахской идеи. О подготовке проказахского переворота в стане оппозиции 08:50 26.03.2009
Как говорится, с нами не соскучишься. Жизнь "бьет ключом". Причем часто не того, кого следовало бы. Но начнем с главного – весеннего праздника Наурыз. В газете "Заман – Казахстан" от 19 марта 2009 года опубликована статья, заголовком которой послужило высказывание Мухтара Омархановича Ауэзова: "Наурыз у тюрков самый почитаемый и самый великий праздник".
В материале говорится: "Этот праздник стал доброй традицией у казахов, отмечавших таким образом перекочевку с зимних стойбищ на летнее джайляу. Причем у кочевников считалось обязательным в этот день отведать свежего кумыса. О чем пишет в ХVI столетии известный казахский историк Мырза Муххамед Хайдар Дулати. "Не раз я слышал от отца, – говорит он, – что ранней весной в Кул Тобе, известной местности Моголистана, появился первый кумыс, и по древнему обычаю моголов в тот день устроили пир". В дни Наурыза забывались старые обиды, мирились между собой даже самые непримиримые неприятели, и уж совсем немыслимым делом считалось затевать в эти дни скандалы и ссоры. Хотя нам, "продвинутым" людям XXI века, вероятно, старые добрые обычаи наших предков не указ. И вот что по этому поводу пишет газета "Жас Казак" в первополосной статье "Особый Наурыз… раздора": "По сообщению СМИ, в этот день ряд предпринимателей и дольщиков намерены выйти на площадь Алматы, чтобы объявить голодовку. Разумеется, мы не против того, чтобы люди выражали свой протест. Как не против их намерения быть услышанными властью. Но почему именно на Наурыз? Ведь никому и в голову не придет выйти на демонстрацию протеста в 12 часов ночи 31 декабря на христианский Новый год? Когда весь мир празднует. А Великий праздник казахов, видно, кто-то в оппозиции считает, портить можно". (Прим. ред. "Литер": 31 декабря – праздник, отмечаемый в странах бывшего Советского Союза. Понятия "христианский Новый год" не существует). И далее газета задается вопросом, дескать, какой идиот до этого додумался, говоря о том, что подобного рода непродуманные акции подрывают авторитет оппозиции в глазах народа. Причем данное высказывание для на с интересно тем, что критика оппозиции исходит на этот раз не абы от кого, а от одного из самых ярких оппозиционных вестников, каковым по факту является издание "Жас Казак". Что, впрочем, имеет свою расшифровку. А мы идем дальше. В "Жас Казак уны" опубликована статья Еркинбека Серикбая с критикой в адрес руководителя Национального фонда по изучению казахского языка при президенте Республики Казахстан Берика Абдыгалиева за его позицию, занятую в национальном вопросе. Автор пишет: "По Берику Абдыгалиеву получается, что если идея казахстанской нации получит поддержку в среде казахов, это станет первым шагом на пути к казахизации нашего общества. Но что же тогда выходит? Следует ли понимать, что вся казахская интеллигенция, выступающая сегодня с критикой этой инициативы властей, выступает против собственных интересов?" И далее идет разговор о том, что пока все наше общество не будет в совершенстве знать казахский язык, казахскую историю, обычаи и традиции нашего народа, все эти рассуждения на тему казахстанской нации будут не только преждевременными, но и объективно играющими против интересов казахов. Словом, если верить автору, Берика Абдыгалиева, похоже, кто-то во власти всерьез подставляет. В то время как сегодня, во время кризиса, отнюдь не место и не время для обсуждения таких идей, не пользующихся успехом в среде казахской интеллигенции. Ни к чему лишний раз раздражать людей без повода. А мне от себя остается лишь добавить, что в данном вопросе только мы одни стремимся бежать впереди паровоза. При всем моем искреннем уважении к Берику Абдыгалиеву замечу, что ни у кого из наших соседей не услышишь, чтобы провозглашались идеи башкортостанской нации, калмыкостанской или кыргызстанской. Поэтому, полагаю, и нам не следует пытаться форсировать процесс создания единой нации. Дабы дров не наломать. Пусть все идет своим чередом.
И вместо заключения
Так почему все-таки оппозиционная газета "Жас Казак" позволяет себе столь открытые наезды в адрес оппозиции? Начну с небольшой истории. 20 марта этого года исполнился ровно год со дня появления на нашем казахстанском медиапространстве электронного сайта известной радиостанции "Азаттык" ("Свобода"). Было очень много приглашенных гостей. Выступали Булат Абилов, Серикболсын Абдильдин, Мэлс Елеусизов, Азимбай Гали. И вот слово для приветствия предоставили оппозиционеру Амиржану Косанову, который вдруг, выбрав глазами из многочисленной толпы меня, начал с жаром обосновывать сомнительный тезис, согласно которому подлинный патриот – это не тот, кто любит свой народ, а тот, кто вскрывает его недостатки. И хотя подобные умозаключения господина Косанова легко опровергаются, но я делать это не собираюсь. По той простой причине, что данный господин мне абсолютно не интересен. И рассказал я об этом лишь потому, что этот его личный выпад в отношении меня оказался прелюдией к совершенно другому, куда более серьезному разговору, состоявшемуся в этот день у меня с представителями новой, молодой волны оппозиционеров. По их словам, созданная в свое время партия РНПК, во главе которой стояли Кажегельдин и Косанов, изначально замышлялась как антиказахский проект, направленный по целому ряду пунктов против интересов казахов. И хотя сегодня эта партия не существует, но, тем не менее, вся антиказахская тусовка, входившая в нее, до сих пор пребывает во здравии и продолжает оказывать влияние на принятие оппозицией тех или иных непродуманных решений. Как это мы видим в случае с попыткой проведения оппозицией акции протеста в светлый народный праздник Наурыз. Когда непонятно, чего здесь больше – элементарного недомыслия или злого умысла, направленного на стравливание этносов Казахстана.
Серик Малеев, Алматы
|