Мегаполис: Нефть и "пена" казахстанской экономики 17:30 31.03.2009
Нефть и "пена"
Без малого год прошел с того дня, как Агентство по защите конкуренции (АЗК) выявило факты, свидетельствующие о ценовом сговоре на рынке ГСМ. Тогда все материалы по 66 компаниям антимонопольщики передали в финансовую полицию – прав провести полномасштабное расследование у них не было и нет до сих пор. Однако ряд фирм, как следует из ответа на запрос редакции "Мегаполиса", был привлечен к административной ответственности, а с нарушителей взыскали монопольный доход в бюджет государства. Однако цены на бензин если и стали ниже – с учетом того, что цена барреля нефти упала втрое – то не намного. А что дальше? Возможен ли вновь сговор и несусветные цены на ГСМ в результате действий многочисленных посредников, которые "накручивают" их?
Вот что сообщил нам заместитель председателя АЗК г-н Кожахметов:
"Отдельные субъекты рынка, которые, по мнению антимонопольного органа, осуществили антиконкурентные согласованные действия, смогли избежать ответственности в связи с несовершенством антимонопольного законодательства. В новом законе о конкуренции, который вступил в силу с 1 января этого года, эти недостатки устранены. Так было разделено понятие "антиконкурентных согласованных действий" и "антиконкурентных соглашений". Отличие антиконкурентных соглашений от согласованных действий заключается в преднамеренной договоренности субъектов рынка, выраженной в письменной форме, совершить антиконкурентные соглашения. Например, соглашение о реализации продукции по единым ценам либо в рамках согласованной территории. Понятно, что в современном мире никто не фиксирует подобные действия на бумаге, поэтому такие факты почти не доказуемы.
Под согласованными же действиями понимаются параллельные действия субъектов рынка, сознательно копирующие поведение друг друга с целью получения дополнительных сверхдоходов в результате ограничения конкуренции. При этом подобные действии признаются согласованными независимо от наличия письменного соглашения. Данное новшество закона позволяет теперь выявлять и пресекать антиконкурентные согласованные действия.
Действующим законодательством посредническая деятельность не является нарушением. При соответствии определенным требованиям куплей-продажей может заниматься любой субъект рынка. Но непродуктивные посреднические структуры в конечном итоге влияют на рост цен. Для упорядочения деятельности посреднических структур сейчас вносятся соответствующие изменения в Закон "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов" в части исключения посреднических структур на рынке реализации нефтепродуктов. Это позволит эффективно вести работу с неправомерными действиями посредников, упорядочить их деятельность…
В свою очередь, агентство направило свои предложения по увеличению размеров экспортных таможенных пошлин на ГСМ. Вместе с этим окончательное решение об изменении таможенных пошлин на ГСМ и нефть принимается правительством с учетом мнения заинтересованных государственных органов, в первую очередь министерств индустрии и торговли, а также энергетики и минеральных ресурсов…
Согласно данным МЭМР, республика импортирует высокооктановый бензин (31 процент от общего количества), нефть для ее последующей переработки на павлодарском заводе (50 процентов), который технологически настроен на сорт нефти, добываемой в Российской Федерации.
В связи с этим до модернизации отечественных НПЗ импорт в РК неизбежен. Однако правительство одобрило концепцию по модернизации НПЗ до 2014 года, согласно которой зависимость по импорту нефтепродуктов будет снята в среднесрочный период"…
Мы знаем, сколько нефти добывают наши и не наши компании в Казахстане. Мы знаем, сколько стоит переработка тонны нефти и сколько бензина, солярки и других ГСМ производят отечественные НПЗ. Мы знаем, какое количество акций в них принадлежит государству. Но до сих пор никто не может сказать, сколько посредников стоит между переработчиками и заправками, а также какова реальная отпускная цена бензина? В прошлом году глава АЗК Мажит Есенбаев обмолвился, что из ворот завода 93-й бензин выходит с ценой порядка 30-35 тенге за литр. В баки он попадает со стоимостью 72-74 тенге.
В чей карман падает эта разница – финпол до сих пор выяснить не может. Или боится выяснять? Впрочем, и правительство благосклонно закрывает на это глаза, значит, тоже не рискует трогать этих "священных коров" за вымя?
Кстати, давнишнее предложение о торговле ГСМ через товарно-сырьевую биржу – чтобы исключить посредников – также стыдливо замалчивается в коридорах власти на левом берегу. Как будто их обитатели сами имеют отношение к нефтяной марже…
№ 11 (423) от 30.03.2009
|