КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 04.04.2009
22:11  Карзай приказал пересмотреть закон, разрешающий изнасилования в афганских семьях
21:04  Вопрос решен. Новым генеральным секретарем НАТО станет датчанин Андерс Фог Расмуссен
20:08  Исламабад. Террористы атаковали полицейский участок - около десяти погибших
13:42  Ю.Жихорь: Чуйская проблема Казахстана. Войска против бизнеса
12:33  А.Сотниченко: Турция сегодня - секуляризм, национализм, иламский фактор
11:59  Киргизия и Украина вошли в список "самых политически нестабильных стран мира" от EIU
11:51  В Узбекистане запущен Датацентр по предоставлению IT-услуг

11:48  Узбекистан снова сократил поставки природного газа Таджикистану
11:46  "НП": "Школа демократии" мимо кассы. Опубликован список самых злостных неплательщиков налогов Алматы
11:39  В.Сотников: Большая дипломатическая победа России. К итогам Гаагской международной конференции по Афганистану 2009
11:36  А.Гронский: Русская имперская культура как интегративная реальность
11:21  "РБК": Дружба век спустя. Обама предложил Турции приоткрыть границу с Арменией
11:18  Арабица против кириллицы. Таджикские филологи размышляют о смене письменности
10:47  Строительство железнодорожной магистрали Узбекистан-Китай обойдется в $2 млрд. Первоначально было - $1,35 млрд
10:46  Стамбул. Узбекистан получил награду признания за вклад в дело сохранения водных объектов
09:30  А.Кутуева: Школьная жизнь по понятиям. Кыргызстанские подростки сбиваются в банды
09:24  Создан "штаб" по обеспечению выборов президента Кыргызстана
09:20  Россия готовит "Голубой поток-2". Турция подтвердила свою заинтересованность
09:14  Eurasianet: Ханы, стоящие у руля в Центральной Азии, больше не дрогнут?
09:13  Аунохита Моджумдар: Афгано-пакистанская стратегия Обамы и реакция на нее в Афганистане
09:10  Директором Госинспекции по энергетике и газу при Минпромэнерго Кыргызстана назначен Талай Еликбаев
09:09  "Christian Science Monitor": Афганская проблема как фактор сближения позиций США и Ирана
01:18  "МК": Первый пуск северокорейской баллистической ракеты "Ынха-2" вполне может попасть в... Россию
00:42  "New York Times": Долларовая ловушка Китая
00:30  А.Бекирова: Сокровище нации. Молодой Казахстан остро нуждается в молодых учителях
00:22  Бой на дороге к храму Преах Вихеар. На границе Таиланда и Камбоджи начались боевые действия
00:04  Россия переманивает мозги из стран СНГ. Квалифицированных мигрантов привлекут гражданством
Пятница, 03.04.2009
23:38  Обратно в СССР. Рунет откроет доступ в мир советского телевидения и радио
20:32  Турецкоподданый Джем Аидемир купил за $61 тыс три грузинских военных катера, утопленных Россией во время последней войны
18:25  Блиц-визит. Казахстанский премьер К.Масимов зачем-то на пару часов слетал в Ташкент
18:22  Расчет окончен. В Кыргызстане завершилась национальная перепись населения
17:28  Фуэте мимо урны. Балерину Волочкову не зарегистрировали кандидаткой в мэры Сочи
16:53  Не договорились? У израильской фирмы "Солтам" сорвался контракт на $100 млн с Казахстаном
16:26  А.Токмаков: Водный потенциал Киргизии может быть подорван
15:31  Анкара встала на пути датского премьера к "трону" НАТО
15:28  Китай согласился "разморозить" военное сотрудничество с США
15:24  Таджикистан отключил российский телеканал "РТР-Планета"
15:22  "Я беременна". Жена Президента Ющенко до "суеты" разыграла супруга
14:16  Иранская звезда взошла на 21-м арабском саммите в Дохе
14:04  Жэньминь жибао: "Новый рейс" китайско-американских отношений
13:40  Данияр Ашимбаев: "Разгруппировка элиты Казахстана. В результате процессов "номенклатурно-оф­фшорной приватизации" возник..." (интервью)
12:50  Казань официально стала третьей столицей России
12:36  Премьер Малайзии А.Бадави погорел на коррупции. Новым премьером будет, почти наверняка, Наджиб Разак
12:03  В Казахстане новые глава Верхсуда (М.Алимбеков) и генпрокурор (К.Мами)
11:45  Японцы выпустили самый экономичный массовый автомобиль в мире - Prius (фото)
11:06  Победой над Узбекистаном 2:0 Австралия обеспечила себе попадание на футбольный ЧМ-2010
11:02  Т.Атаев: Нефть, И.Сталин и "армянский", "курдский" факторы в мировой геополитике
10:44  Э.Аман: Растениеводство по-туркменски. "Либо берете землю и выращиваете на ней что прикажут, либо..."
10:40  М.Бабаев: Туркменистан усиливает борьбу с наркоторговцами - идут аресты, строятся тюрьмы...
10:28  "База". Российский тележурналист А.Мамонтов снял фильм, посвященный тайным операциям США в Кыргызстане
10:21  На участие в супер-ралли "Шелковый путь" (РФ-Казахстан-Туркмения) заявились команды из 31 страны
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
А.Гронский: Русская имперская культура как интегративная реальность
11:36 04.04.2009

Современные интеллектуалы любят мыслить глобальными конструкциями, если не цивилизациями, то империями. При этом мышление в категориях империи становится модным среди представителей не только тех стран, которые претендуют на имперскость своей территорией или военной мощью, но и тех, которые появились благодаря упадку и крушению имперских государственных образований. Например, некоторые стараются увидеть империю в современной Украине [8], даже белорусы пытаются доказать, что Полоцкое княжество имело черты империи [1, с. 4].

Империя в России и среди ее ближайших соседей мыслилась и мыслится как некая идея, культура, дух, ощущение. Наверное, именно поэтому идея империи на этих землях никогда не умирала. Понимание империи в культурно-духовных категориях делает ее обусловленной свыше, поэтому постоянно возрождаемой. Других пониманий империи в России практически не существовало. Например, из государственных деятелей дореволюционной России империю в чисто экономических категориях представлял, пожалуй, только граф С.Ю.Витте [10].

Империя была и остается актуальной для многих потому, что это не только огромное государство, но и своеобразная форма великой культуры. Все, кто жил в Российской империи или СССР, до сих пор погружены в пласт имперской культуры, порой даже не замечая этого [9]. Поскольку "имперские традиции и культура могут распространяться очень далеко от места происхождения, сохраняя при этом всю силу своего влияния" [7, с. 332], имперской культуре подражают соседи. Империя, пусть и не в государственной форме, продолжается за пределами своей официальной территории. То есть империя-культура несет в себе некий общечеловеческий мессианский импульс, который распространяется по имперской периферии и выходит за имперские границы [3, с. 38].

Империя – "это культура в пассионарной (в том числе и агрессивной) стадии своего развития" [3, с. 32]. Пассионарность империи-культуры, распространяясь сначала на собственную периферию, а потом и за свои пределы, структурирует соседние культуры по своему образу, но не всегда унифицирует их. Здесь в качестве примера можно привести создание алфавитов бесписьменных народов России, которые базировались на кириллице, но для передачи звуков, отсутствующих в русском языке, разработчики использовали "модернизированные" кириллические знаки. Проявление имперской культуры среди соседей интегрирует регион в нечто единое целое. Таким, например, было огромное пространство православного (византийского) мира.

Империи не погибают полностью. После своей смерти они дают импульс имперскому строительству или своим осколкам, или странам, не включенным в границы империи, но попавшим под обаяние имперской культуры. В этом случае очень уместно вспомнить теорию "Москва – Третий Рим". Если в случае со "Вторым Римом" им стала часть "перворимской" империи, то "Третий Рим" появился на территории культурного влияния "Второго Рима". Таким образом, можно предположить, что интегративность имперской культуры существует не потому, что эта культура навязывается, а потому, что она, отвечая на некоторые пока непонятные для периферии вопросы, тем самым структурирует пространство вокруг себя, описывая его в имперских категориях.

Соседи империи также начинают рассматривать некоторые явления через призму категорий, предложенных империей. В конце концов, имперская терминология или принимается без критики, или подвергается жесткому остракизму, который исходит из бытования "национальной" культуры страны-соседки. Однако в этом случае критике подвергаются имперские категории восприятия реальности, т.е. имперская культура не умирает, она становится объектом нападок и тем самым сохраняет свое существование в среде отрицающих ее. Например, все заявления некоторых белорусских деятелей о "колониальном мышлении" тех, кто не признает некоторых национальных белорусских мифов, являются мышлением в категориях империи. Ведь колониальное мышление есть порождение империи, но и "национальное" мышление является также переживанием отрицания ценности империи. Оно появилось именно в имперской культуре как элемент дисбаланса. В этом отношении такое мышление, отрицающее имперское наследие и построенную на нем культуру, можно признать переживанием комплекса неполноценности. Да и делают такую культуру в основном культурные аутсайдеры империи-культуры, т.е. лица, которые в силу каких-то проблем не смогли найти себе место в имперской культуре [2, с. 45-50].

Пожалуй, еще одним моментом интегративности имперской, в том числе и русской культуры, является "тоска по империи". Империи-культуры остаются жить даже после своего исчезновения. Правда, в новой реальности новые интеллектуалы пытаются трансформировать их внешние признаки, чтобы новые культурные реальности оказались внешне не похожи на имперские. Элита молодых национальных, как их называют, государств не имеет опыта существования в неимперском пространстве, поэтому вынуждена повторять некоторые шаблоны имперского существования.

"Тоска по империи" наблюдалась и наблюдается как в бывших имперских центрах, так и на независимых перифериях. Сначала и те и другие отрицают наследие империи, что вполне логично, – ведь механизм дал сбой и перестал существовать, поэтому от него нужно дистанцироваться, чтобы активность новых элит не ассоциировалась с неудачей или даже катастрофой. Однако позже призрак империи все равно возникает. Это происходит или по причине усиления бывших осколков, которые становятся достаточно влиятельными политическими образованиями, или из-за неудачных проектов конструирования государства, при котором силу набирают соседи, использующие идеологию той империи, в которой все вместе когда-то жили. В этом случае "тоска по империи" государств-неудачников оборачивается поисками своего личного "золотого века", своей личной "империи", которую кто-то когда-то разрушил.

В первом случае, когда периферия усиливается и перенимает (а в некоторых случаях просто продолжает развивать) идеологию бывшего центра, происходит экспансия бывшей периферии под централизаторскими лозунгами. Например, Великое Княжество Литовское в первой половине XIV в. "собирало" русские земли, т.е. древнерусская периферия и территории за ее пределами, до которых доходила русская культура, под лозунгами "сбора русских земель" пытались возвратить регион в границы, в которых действовал определенный культурный стереотип. Литовская Русь имела на собирание земель и моральное право: мать городов русских – Киев попал в сферу литовского влияния и в границы ее территории. Однако это моральное право постепенно было утеряно и по причине переезда русского митрополита на Северо-Восток русской ойкумены, и по причине начала окатоличивания Литовской Руси. Тогда эстафету имперской активности Литовской Руси перехватила другая бывшая периферия – Русь Московская. Лозунг, использующийся Московской Русью, был тот же: "собирание русских земель". Проигравшая этот спор Литовская Русь снова стала периферией, только уже другой культуры – польской, католической.

Московская Русь представляла собой иной вариант развития империи, базирующийся не на территории (Киев находится у нас), а на духовности (православный митрополит находится у нас). Москва, как и Литва, интегрировала территории, не пытаясь, однако, их унифицировать. Только для Литовского Княжества такая политика себя не оправдала, а для Московского – пришлась в самый раз. Имперское строительство стало наиболее адекватным оформлением становления большого государства, распространения культуры имперского образца. Убеждение в мессианской роли России, вполне возможно, является тем необходимым элементом единства "русской цивилизации" (это словосочетание взято в кавычки, чтобы показать, что смысл понятия выходит за рамки этнического). Мессианство стало своеобразной сверхценностью, а "именно сверхценность обеспечивает единство культуры… цивилизации и ее постоянную воспроизводимость" [4]. Всякая сверхценность должна иметь в своей основе нечто религиозное, то, что является не результатом логического "анатомирования" идеи, после которого исчезает все сакральное, а способом переживания себя в идее и идеи в себе.

Современные российские политики, внешне декларируя свою приверженность западной модели развития тем не менее понимают "имперские корни" России. Например, В.В. Путин на одной из встреч с политологами заявил: "Мне бы очень хотелось, чтобы был такой объем прибывающих иммигрантов, при котором они могли бы ассимилироваться в России" [Цит. по: 6]. То есть Путин предложил иммигрантам принять, причем принять не поверхностно, некую сверхценность, которую он явно не описал. Это могли быть и культура, и ментальность, и идеология. Принятие империи проявляется на символическом уровне. Например, замена знамен воинских частей на новые образцы, которые являются подражанием военной символике Российской империи, – один из многих примеров.

Таким образом, "поиск новой имперской формы – не продукт "комплекса великодержавия", а настойчивое требование русской культуры на достойное место в мировом ансамбле культур…" [5].

_________________
1. 100 пытанняў і адказаў з гісторыі Беларусі / Уклад. І. Саверчанка, Зм. Санько. – Мінск: Звязда, 1993. – 80 с.

2. Акудовіч В. Код адсутнасці. Асновы беларускай ментальнасці / В. Акудовіч. – Мінск: Выд. І.П. Логвінаў, 2007. – 216 с.

3. Булдаков В.П. Quo vadis? Кризисы России: пути переосмысления / В.П. Булдаков. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – 204 с.

4. Володихин Д. Империя, нация, этнос. Апология имперского национализма / Д. Володихин // АПН [Электронный ресурс] – 2007 – Режим доступа: http://www.apn.ru/publications/article19513.htm – Дата доступа: 2.04.2008.

5. Имперское наследие // Русский архипелаг. Сетевой проект "русского мира" [Электронный ресурс] – 2005 – Режим доступа: http://www.archipelag.ru/geopolitics/nasledie/ – Дата доступа: 6.04.2008.

6. Казаков А. Путин об Империи: опыт расшифровки // Кремль.org: политическая экспертная сеть [Электронный ресурс] – 2005 – Режим доступа: http://www.kreml.org/opinions/129437282 – Дата доступа: 6.04.2008.

7. Ливен Д. Российская империя и ее враги с XVI века до наших дней / Пер. с англ. А. Козлика, А. Платонова. – М.: Европа, 2007. – 688 с.

8. Окара А. В поисках имперской перспективы // Русский архипелаг. Сетевой проект "русского мира" [Электронный ресурс] – 2001 – Режим доступа: http://www.archipelag.ru/geopolitics/nasledie/cosmopolis/36/ – Дата доступа: 6.04.2008.

9. Проблемы империи в вузовском и школьном курсах истории и историографии. Круглый стол // Ab imperio [Электронный ресурс]. – 2002 – № 3. – Режим доступа: http://abimperio.net/cgi-bin/aishow.pl?state=showa&idart=121&idlang=2&Code=8ug7wHmH7HmlHklUwClU1QsZI – Дата доступа: 3.04.2008.

10. Схиммельпеннинк ван дер Ойе Д. Идеологии империи в России имперского периода / Д. Схиммельпеннинк // Ab imperio [Электронный ресурс]. – 2001 – № 1-2. – Дата доступа: http://abimperio.net/scgi-bin/aishow.pl?state=showa&idart=448&page=2&idlang=2&Code=8ug7wHmH7HmlHklUwClU1QsZI – Дата доступа: 3.04.2008.

02.04.2009
Александр ГРОНСКИЙ (Беларусь)

Источник - Фонд стратегической культуры
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1238830560
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Елбасы принял президента АОО "Назарбаев Университет" Шигео Катсу
- Сенаторы в первом чтении одобрили законопроект по усилению социальной защиты граждан
- Нурлан Нигматулин принял Генерального секретаря ТюркПА
- Выступление Спикера Сената Маулена Ашимбаева на Евразийском Медиа Форуме
- А. Мамин проинспектировал инфраструктурное развитие г. Алматы
- Министра Цоя не взяли бы в стахановцы
- В Мажилисе презентован законопроект, направленный на обеспечение равного доступа предпринимателей к мерам господдержки
- Кадровые перестановки
- Крымбек Кушербаев провел очередное заседание Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх