КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 18.04.2009
14:18  Что доставать из широких штанин? 1 июля перестанет действовать упрощенный порядок получения гражданства РФ
13:56  Жители таджикского Чкаловска возмущены варварской вырубкой деревьев (обращение)
13:51  Е.Балгимбаев: Казахстан должен занять в водном вопросе более четкую позицию
13:44  Ученые наконец-то высчитали точную длину Великой китайской стены - 8851,8 км
13:38  А.Шакур: Центральная Азия - новые веяния. Российское влияние к востоку от Каспия вновь начинает слабеть
13:35  Т.Ансари: Таиланд - от "беспорядков" - к террору?
13:33  Т.Атаев: Ислам и аскетизм в современных условиях

13:21  Раввин Экштейн: "Большинство жертвователей на содержание евреев СНГ сами евреями не являются"
13:17  Секретариат президента Кыргызстана дал ответ на требования "потерявшей доверие" оппозиции
12:47  "МК": Араб божий. Почему ключ от храма Гроба Господня христиане доверили мусульманину
12:41  "Telegraph": Китайская экономика идет на поправку
10:05  Неил Макфарлейн: Отдаление Узбекистана от ОДКБ – жест против регионального лидерства России
10:01  З.Абденова: Юани и Авось. Китай бросает вызов доллару
10:00  Ю.Жихорь: Зэка РК. В Астане все чаще появляются слухи о грядущей ротации правительства
09:56  Поставили власть на место. Рейтинг влиятельности государственных деятелей Казахстана, март 2009 года
09:55  Д.Кусаинов: Великий поход. Казахстан укрепляет сотрудничество с Китаем
09:53  "НВ": Узбекистан и ОДКБ - сложный брак
09:52  Йорг Хетч: Узбекистан и в период кризиса остается привлекательной страной для немецких инвестиций
09:48  А.Богданов: Перекошенные паралели. Куда могут завести споры о воде?
09:40  Д.Маматканов (академик): Водно-энергетические проблемы ЦентрАзии. Необходимо перейти от политики обвинений к...
09:32  Есть подозрение на... Генпрокуратура РК проводит проверку "Казатомпрома"
01:32  "Караван": Первый академик. Того, что сделал для Казахстана Каныш Сатпаев, хватило бы на сотни академиков, вместе взятых
01:28  Ж.Канафина: А в книге – фига? В Казахстане школьные учебники могут вызвать массовую неуспеваемость
00:48  В.Портников: Средняя Азия-Запад. Российская энергетическая дипломатия "поперхнулась" Туркменией
00:29  О.Четверикова: Кризис как способ построения мирового тоталитарного государства. Ч. 2-я
00:13  С.Расов: Последовательный Ислам Каримов
00:05  Внешний долг Кыргызстана превысил 2,2 миллиарда долларов и составляет 45% к ВВП
Пятница, 17.04.2009
23:01  За последние десять лет российское гражданство получили 200 тыс. кыргызстанцев
22:47  "СП": Предательство напрягло Кремль. Туркмения сдала с потрохами русский газ Германии
21:44  Брат экс-главы МВД Таджикистана Т.Салихов обвиняется в убийстве
20:42  Среди кашмирских сепаратистов произошел раскол из-за выборов в парламент Индии
12:56  "Курсив": Россия подзаправила Казахстан дешевым бензином
12:53  Попадут ли интернет-пользователи Казахстана под колпак?
12:36  "Project Syndicate": Бремя Китая. У китайцев в запасе есть еще один козырь...
12:28  Новый российский кинофильм "Тайна Чингисхана" доказывает, что якуты тоже потомки монгольского вождя
12:03  В Таиланде совершено покушение на лидера "революции". Лимптонгкул ранен пулей в плечо
12:02  Н.Бордюжа: Узбекистан не намерен выходить из состава ОДКБ
11:58  А.Асроров: Узбекистан - что делать в кризис?
11:15  И.Зонн: Голубое озеро, которое осталось от прежнего Арала, надо обязательно сохранить
11:10  "РГ": Глаз да газ. Владимир Путин поручил упрочить газовые отношения со среднеазиатскими странами
11:06  Закрытый вояж. 15-й визит Президента Н.Назарбаева в Китай проходит в конспирации
10:58  "Къ": Туркмения нашла замену "Газпрому". Поставками газа из страны в Европу займется RWE
10:51  А.Азиз: Вне игры. Намерена оставить Турцию StatoilHydro с точки зрения транспортировки газа из Азербайджана в Европу
10:38  С.А.Халекяр: Лицедеи и конференции для бедного афганского народа
10:20  Посол В.Дорохин: В мае будет достигнута договоренность о продаже азербайджанского газа России
10:16  В Душанбе пройдет малый Курултай казахов стран Центральной Азии, Ирана и Афганистана
10:06  О.Четверикова: Кризис как способ построения мирового тоталитарного государства. Ч. 1-я
09:27  В.Михайлов: Безъядерная зона в Евразии. Вот только останется ли она таковой в будущем?
09:23  А.Серенко: Афганские элиты увлечены антипакистанской риторикой и грандиозными политическими проектами
09:13  Т.Расул-заде: Таджикистан. Дети-инвалиды никому не нужны, кроме своих родителей
09:07  И.Абдуразаков: Киргизских коррупционеров надо, как Муссолини, вешать вверх ногами!
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Т.Атаев: Ислам и аскетизм в современных условиях
13:33 18.04.2009

Ислам и аскетизм в свете да’авата в современных условиях
Коран свидетельствует: "Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих" (Корова: 143). Здесь речь идет о среднем пути, отвергающим крайности в вере. Следовательно, в жизни человека предусматривается баланс как в самом поклонении, так и в связке религия - мирская жизнь.

Безусловно, в данном случае речь не идет о послаблениях в вопросах акыды, т. к. соблюдение вероустава - обязанность мусульманина. Но главнейшим аспектом просматривается исполнение предписанного не для усложнения жизни верующего: "Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения... Не возлагает на человека сверх его возможностей" ("Корова": 185, 286). Именно здесь заложено движение вперед в Исламе. Путь к разумно-чувственному ощущению (восприятию) грандиозности акта Творца.

Посему религиозная мораль не являться аскетичной по сути, т. к. мотивом аскетизма является чуть ли не полное отречение от предоставляемых Аллахом мирских благ, включая подавление чувственных желаний, даже предусмотренных. Не случайно, Всевышний не призывает полностью отгородиться от мирского: "Мы отправили Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), и даровали ему Инджил (Евангелие). В сердца тех, которые последовали за ним, Мы вселили сострадание и милосердие, а монашество они выдумали сами. Мы не предписывали им этого" ("Железо": 27).

Это четко соответствует призыву Аллаха к своим созданиям жить в унисон с предоставленной Им всей палитрой жизненных красок (в рамках коранических откровений). В условиях всего многообразия созданного Всевышним мироздания это должно стать основным стержнем творческого развития личности. А уже отсюда - возможность удовлетворения естественных потребностей верующего (биологическое), вкупе с его приближением к познанию мира (социально-культурное). Это позволяет рассуждать и о своем месте в мире.

Тем самым, Аллах предоставляет человеку возможность жить полноценной жизнью (в рамках коранических откровений). Хадисы же о зухде (аскетизм), согласно мнению авторитетных богословов, подразумевают, прежде всего, аскетизм духовный, т. е. не физическое отстранение от дозволенных благ, а непривязанность, независимость, свобода сердца от всего того, что не есть стремление ко Всевышнему.

Возможно, кто-то может усмотреть "нелогичность" такого подхода. Подразумевая, что, наряду с разрешенным Кораном, в Книге имеются немало запретов. Но величие Слов Аллаха в том и состоит, что практически все излагаемые Им запрещения направлены во благо человека, семьи, общества: "Скажи: "Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей" ("Преграды": 33).

Другое дело, для приближения (по возможности) к пониманию сказанного Господом, осознанию направленности (причин) разрешенного и запрещаемого Кораном, важен разум. Ведь если прочувствование (духовный ракурс) позволяет слышать сердцем, разум способствует как бы стыковке "внутреннего" с "практическим" (жизненный опыт, изучение наук).

Коран ведь определяет, что дарованные Всевышним Пророку Мухаммаду (мир ему) знамения – "для людей размышляющих... обладающих знанием... слышащих... разумеющих" ("Pумы": 21-24).

Таким образом, давший жизнь своим созданиям Господь призывает жить цельной жизнью во имя Аллаха, во имя самого человека - наилучшего из Его творений. Опять-таки в рамках предписанного, т. е с учетом той самой середины: "О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных. Скажи: "Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?" Скажи: "В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них" ("Преграды": 31-32).

Но этот призыв отнюдь не оставляет лазейки для вседозволенности. Вполне очевидно, что никто не может позволить себе нарушать конкретные запреты на съестное и спиртное.

Границы запрещенного

Однако параллельно в миру мусульман одним из обсуждаемых вопросов остается разрешенность просмотра телевизионных передач.

Действительно, получающий развитие на наших глазах культурно-идеологический беспредел (не будем говорить о низкопробности) ряда программ вызывает резко негативную реакцию любого здравомыслящего человека. И родитель просто-напросто беспокоится за психику (наклонности, интересы) детей, могущих вдруг самостоятельно переключиться с детского канала на взрослый.

Вот и возникает вполне резонный вопрос - следует ли запрещать просмотры телеканалов, т. к. пропагандируемая безнравственность реально противоречит религиозным канонам?

Как представляется, в этом направлении также вполне возможно соблюдение баланса. Конечно, можно предусмотреть некий "внутрисемейный" запрет на какие-то передачи, но, согласимся, что это не панацея. Окружающая нас действительность настолько вбирает людей в орбиту аморального (нерелигиозного) образа мышления и жизни, что оградиться от прикрас вне стен дома также проблематично.

Вот тут и проявляется возможность воздействия на своих близких личным примером верующего. Т. е. на поверку выходит важнейшей элемент сегодняшней жизни - воспитание. Здесь же обучение и личные качества. Потому что вера, помноженная на знания, убежденность в правоте Слов Аллаха могут явиться нитью, сопровождающей по жизни ищущих: "Те, которым даровано знание, видят, что ниспосланное тебе от твоего Господа есть истина, которая ведет к пути Могущественного, Достохвального" ("Caбa": 6).

"Видят", - говорит Аллах. Значит, убеждаются, но... вследствие вдумчивости, интереса, желания развития. Вот это и нужно пытаться развивать, по мере возможного, в своем окружении посредством четко определенных действий.

Как это ни парадоксально звучит, но в данном случае вполне возможно использование тех же звуко-отображающих СМИ. Пусть выборочно. Пусть под первоначальным контролем. Но приобщая к культуре, научным знаниям.

Если грамотно подходить к просмотру телеканалов, вполне можно попытаться увидеть важное и нужное. А отсюда - расширение кругозора: "О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга" ("Комнаты": 13).

Опять-таки речь о той же срединности. Т. е., ограждая личность от проникновения внутрь определенного негатива, целесообразно не лишать искусственным путем (себя и потомство) путей к познанию мира. Тем более, что существует путь "перехода в наступление" на этой стезе.

Так, один из идеологов создания нового международного исламского телеканала ("высокотехнологичного, стильного, разностороннего, но сохраняющего неповторимые культурные и религиозные особенности") египетский драматург и телепродюсер Ахмад Абу-Хайба говорит: "Исламские медиа сегодня такие убогие, такие старомодные. Я хочу поспособствовать формированию нового телевидения для мусульман и не только".

Посему можно лишь приветствовать реализацию каналом "Ислам.Ру" проекта создания (в рамках Европейской Исламской Медиа Сети - EMIN) интернет-телевидения. Это является нагляднейшим примером прекрасного использования мусульманами современных "установок" для продвижения своего взгляда на вещи.

Но тут (в рамках рассматриваемой темы) проявляется другая важнейшая проблема: как относиться к увеселительным мероприятиям? Да, можно согласиться, что в мире Ислама выделяются празднества Ураза-байрам и Курбан-байрам, а отмечание дней рождений или каких-то иных увеселительных мероприятий не предусматривается (не поощряется).

А если использовать определенные даты (не обязательно дни рождения) с точки зрения применения к себе призыва Всевышнего "не излишествовать" ("не переусердствовать")? Когда сомневающиеся, ищущие, неуверенные будут находиться вместе с верующими? Ведь беседы, анализ происходящих в мире событий, обсуждение книг, "модных" тем и т. д. вполне позволяют доводить основы веры для молодых, демонстрировать преимущества праведного перед греховным.

Другое дело, что на поверхности оказывается один из злободневнейших вопросов современности. А именно, насколько правильно мусульманам участвовать в мероприятиях (корпоративных встречах "за столом", свадьбах и т. д.), проводящимися не по исламским канонам?

Признаем, что в условиях теснейших межличностных, межгосударственных и т. д. связей, необходимых контактов политико-экономическо-культурного уровня между людьми полностью отгородиться от того, что нам не нравится (чего мы не принимаем) просто-напросто не получается. Даже при всем желании. К тому же масса мусульман на сегодня трудится в неисламских коллективах. Но и в качестве молчаливых статистов (безучастно) наблюдать за происходящим не получается.

Следовательно, такого рода встречи можно пытаться использовать все с тем же смыслом доведения до собирающихся преимуществ Ислама. Как путем бесед, так и личным примером.

Совместные мероприятия с немусульманами и возможность да’авата (исламского призыва)

Коран гласит: "Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками" ("Испытуемая": 8 - 9).

Несколько в другой ипостаси Откровением конкретизируется: фиксируя что "они знают о мирской жизни только явное и беспечны к Последней жизни" ("Pумы": 7), Аллах призывает: "Отвернись же от того, кто отвернулся от Нашего Напоминания и не пожелал ничего, кроме мирской жизни. Таков предел их познаний" ("Звезда": 29-30).

Т. е. речь вновь о крайностях, в последнем примере - крайностях неверия. Но в данном случае Всевышний провел явный водораздел между верующими и неверующими.

Тонкость тут в том, что вследствие приведенного выше призыва отвернуться от сторонников исключительно "мирской жизни", вполне реально возникновение убеждения в неправомерности даже минимального общения чуть ли не с любым немусульманом в "неисламских" условиях. Но ведь не возбраняется осмыслить следующий аят с точки зрения "срединности" и всей логики Корана: "Быть может, решит Господь установить дружбу между вами и теми, с кем враждуете вы. Ведь Всемогущий Он, Прощающий, Всемилосердный" ("Испытуемая": 7). Да и элементарно, каким образом и в какой среде вести да’ават, если изначально полностью отказаться от мирской жизни, следовательно, и от контактов с любым немусульманином?

Мало этого, Аллах раскрывает: "Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом" ("Паук": 46). Значит, осуществление оного возможно в той среде, где мусульманин может оказаться волею Аллаха. И не нужно откланяться от беседы, пытаясь довести Истину до собеседника.

Тем более Аллах Всезнающ, и за разрешенностью дискуссий определяет: "Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо". Однако, даже в данном случае Господь не призывает к каким-то конкретным "физическим" действиям: "Скажите: "Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог – один, и мы покоряемся только Ему" ("Паук": 46).

Таким образом, вышеизложенное вполне может быть применено к да’авату в преломление к сегодняшним условиям. Следовательно, некое мероприятие (служебное поприще; с родственниками; полуофициального уровня...) мусульманин может использовать с пользой для Ислама.

Вместе с тем, с этой точки зрения можно оценивать и концертную деятельность. В условиях же обсуждаемой тематики можно лишь отметить наличие различных форм преподнесения Истины. Как отметил принявший в 1978 г. Ислам известный британский рок-музыкант Кэт Стивенс (Юсуф Ислам), "лучший способ установить контакт с молодежью - общаться с ней на ее языке". У каждого - свой путь к Истине. А вот какой, в какое время, в каких условиях - ведомо лишь Аллаху.

Так все же - аскетизм? Или? Заключение

Без сомнений, направляемый мировым глобал-бомондом на планетарное население объем внешних прикрас не может приветствоваться ни одним верующим, будь то истинный мусульманин, христианин или иудей. Поэтому ничего удивительного нет в том, что немало практикующих приверженцев Ислама пытаются как-то осязаемо отодвинуться от ТВ, различного рода общественных мероприятий, вплоть до отказа от поездок в качестве туриста в западные страны.

Да, нам всем надлежит отказаться даже от греховных помыслов. Признаемся, что не всегда легко устоять перед соблазнами: "Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами" ("Семейство Имрана": 14).

Но ведь из Корана известно, что дьявол пытается отвратить (сбить) человека с пути к Истине, используя для этого всяческие ухищрения. Следовательно, внешне искусственные красоты (прелести) являются проявлением сатанинской "руки". Согласно же Корану, дьявол никогда не сможет восторжествовать над Богом, и Аллах напоминает: "Намаз оберегает от мерзости и предосудительного" ("Паук": 45).

Так что постараемся соблюдать сказанное Всевышним: "Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Ибрахима (Авраама). Он (Аллах) нарек вас мусульманами до этого и здесь (в Коране), чтобы Посланник был свидетелем о вас, а вы были свидетелями о людях. Совершайте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за Аллаха. Он - ваш Покровитель. Как же прекрасен этот Покровитель! Как же прекрасен этот Помощник!" ("Xaдж": 78). ИншаАллах!

А что касается внешних прикрас, то "таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения" ("Семейство Имрана": 14)

Теймур Атаев, политолог (Азербайджан)

Источник - islam.ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1240047180


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх