Кошки "скребутся". В Казахстане неуклонно сокращается численность снежного барса 11:47 20.04.2009
Кошки "скребутся"
В Казахстане неуклонно сокращается численность снежного барса – животного, которое стало символом нашего государства. Однако, несмотря на столь почетный статус, за жизнь этого краснокнижного животного сегодня борется лишь группа любителей. Справка "Мегаполиса" Снежный барс (ирбис) занесен в международную Красную книгу. На территории Алтай-Саянского экорегиона, включающего Туву, по оценке WWF, осталось не более 150 особей ирбиса. Шкура животного считается символом достатка и власти, цена на нее достигает 4000 долларов. Незаконный промысел осуществляется на Алтае, в Монголии, Туве. Наказание за убийство редкого хищника в разных странах варьируется от штрафа в $17 долларов до 10 лет лишения свободы.
Впрочем, любителями супружескую пару Логиновых, проживающих в Усть-Каменогорске, назвать трудно. Точнее было бы – ученые-биологи, посвятившие свою жизнь сохранению этого удивительного, очень редкого и чрезвычайно красивого животного.
– Его неправильно называть просто барсом, – с увлечением начинает рассказывать Олег Логинов. – Помните у Лермонтова "Как барс в пустыне зол и дик…" – это про среднеазиатского леопарда, его на Руси издревле называли барсом. У леопарда много подвидов, у снежного барса подвидов нет. Его правильнее было бы называть ирбис, казахи его еще называют барыс, киргизы – илбин. Когда-то давно все они, даже лев, относились к роду кошек. Но снежный барс – кошка необычная. Еще необычнее оттого, что обитает высоко в горах. Видимо, когда-то предки одни были у всех кошек, потом из-за горной изоляции он стал таким. Снежный барс – животное особенное, у многих народов он традиционно символ силы, благородства. В Казахстане – государственный символ. Но мало кто знает, что причастен к этому Олег Логинов. В 1993 году с Ириной они жили в Иссыке, под Алма-Атой, тогда там проводились знаменитые раскопки Золотого человека. Именно Олег, кстати, и заметил, что на бляшках доспехов как раз и изображен крылатый барс.
– Академик Акишев участвовал в раскопках, он попросил меня нарисовать барса, по фотографиям я выполнил рисунки, – вспоминает Олег. – Сказал еще тогда: почему бы образ барса не использовать в создании символики молодого государства? Акишев тогда еще отметил, что у казахов барс был священным животным – символом богатства, мужества, власти. Мальчиком давали имя Бейбарс – настоящий барс.
Олег и Ирина Логиновы первыми в нашей стране создали клуб "Ирбис", открыли сайт, начали целенаправленно работать со СМИ, общественными организациями. Пытались всем и до каждого в отдельности донести свою боль и тревогу по поводу истребления снежного барса. Начало этой работе было положено еще в 1993 году после трагического случая, произошедшего в новогоднюю ночь в Алма-Атинском зоопарке, где в то время Олег и Ирина работали. Всеобщими любимцами зоопарка были два его питомца – снежные барсы Альчик и Доллар. В ту ночь на животных было совершено покушение. Кто-то прикрепил к палке шприц и по очереди уколол их. Альчика парализовало сразу, его вытащили из клетки и сняли с него шкуру. С живого. Доллару пришлось мучиться долго – в течение девяти месяцев он сильно болел, только потом умер. Страшная и жестокая смерть.
– Шокированы и потрясены тогда были все, – с дрожью в голосе говорит Ирина. – Полиция так и не нашла ни заказчиков, ни исполнителей этого преступления. Понятно же, что охотились за красивой шкурой животного, но так все это… Наверняка причастны были к этому варварству сотрудники зоопарка. И как можно разводить барса там, где его не только не охраняют, но и убивают? Мы ушли из зоопарка. Тогда у нас с Олегом и возникла идея создать клуб любителей снежного барса.
Логиновы, ссылаясь на опыт соседей-россиян, рассказывают о том, что на Дальнем Востоке работа по сохранению и разведению местного тигра и умарского леопарда идет успешно. Всего десять лет назад численность особей того и другого животного не превышала 250 и 20 особей соответственно. Сейчас она увеличилась в десять раз! Главное, что можно сделать сегодня для сохранения снежного барса – ужесточить меры борьбы с браконьерами. Тем более что шкура этого смелого, грациозного, величественного животного по-прежнему очень дорогой и престижный подарок, а для охотника добыть шкуру царя зверей с красивым, пушистым, длинным хвостом – повод для гордости. Хотя, говорят ученые, добыть животное несложно: сам он не нападает на человека, не агрессивен и не коварен, ходит по одним и тем же тропам. Достаточно поставить капкан, а там даже стрелять не надо – браконьеры используют дубину. Бьют животное по голове и снимают шкуру. В ледники высокогорий, где ирбис водится, сможет подняться не каждый подготовленный человек. Орудуют там в основном местные жители – охотники и пастухи. Они-то и были главными поставщиками шкур животных. Пик этого варварства пришелся на 90-е годы. Но, говорят специалисты, и несколько десятков лет назад Советский Союз был признанным главным поставщиком снежного барса для зоопарков по всему миру.
– Легенды ходили об известном в те годы барсолове из Киргизии Василии Смолине, – рассказывает Олег Логинов. – Смолина не остановило даже то, что в ДТП он ногу потерял – так с культяшкой по горам и ходил. Однажды по барсиной тропе он повел американских исследователей, так те, взяв специальное снаряжение, и до перевала добраться не смогли. Один из них все меня пытал потом: "Как твой Смолин на костыле ходит здесь?". Я ему тогда отвечал: "Куда ты – житель своего вонючего Нью-Йорка, питающийся своими энергетическими батончиками, против охотника-браконьера Смолина? Он в горах родился, как выпьет самогончику, салом закусит, и ему – море по колено, горы – по пояс!"
У профессионального фотографа Олега Логинова даже фотография по этому случаю сохранилась. Не удержался ученый и сделал еще один красноречивый снимок – аншлаг в одном из охраняемых природных заказников изрешечен пулями, как сито. Словно стреляли по нему из автоматов…
Причастны Логиновы еще, как минимум, к одному знаковому моменту – последней книге Чингиза Айтматова "Когда падают горы". В 2000 году известный киргизский писатель обращался к Олегу за помощью – просил ученого рассказать о жизни, повадках, манере снежного барса.
– Захожу в кабинет писателя, а там на полу шкура барса лежит – вот-те на! – подумал еще. – Айтматов заметил это, сказал, что это подарок. Мы с ним тогда часа три проговорили. В основном говорил я, он все на диктофон записывал. Слушать он умеет – долго и внимательно. И человек он замечательный – простой и без снобизма. Идея у него интересная была: человек-барс-горы. О том, что даже в высокогорье добралась эта мерзкая цивилизация с этими деньгами.
Тогда Чингизу Айтматову в память о встрече Олег подарил свою картину. На ней семья снежных барсов: самец лежит, самка тревожно оглядывается вокруг, двое барсят играют здесь же. Идиллия… № 14 (426) от 20.04.2009 Юлия ЧЕРНЯВСКАЯ, Усть-Каменогорск
|