О.Фаличев: Угроза с востока. Справится ли ШОС с терроризмом? 00:10 22.04.2009
УГРОЗА С ВОСТОКА
ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ НЕОБХОДИМ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ДИАЛОГ
В Москве в Президент-отеле 15 апреля состоялась научно-практическая конференция по крайне актуальной и востребованной сегодня теме: "Деятельность Шанхайской организации сотрудничества по противодействию новым вызовам и угрозам в сфере обеспечения региональной безопасности". Кроме России в ее работе приняли участие представители десяти стран ближнего и дальнего зарубежья: Афганистана, Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Монголии, Пакистана, Таджикистана, Узбекистана. Открыл конференцию и вел ее первое пленарное заседание директор Института Дальнего Востока Российской академии наук, академик РАН М. Титаренко. А тон работе конференции задали выступления секретаря Совета безопасности Российской Федерации Николая Патрушева (на снимке) и заместителя министра иностранных дел РФ Алексея Бородавкина.
Был рассмотрен целый круг самых разных вопросов, связанных с современными вызовами и угрозами. В том числе проблемы минимизации последствий мирового финансово-экономического кризиса для государств – членов ШОС, противодействия наркоугрозе с афганского направления, сотрудничества по вопросам национальной безопасности с региональными организациями (ОДКБ), ряд других. Но одним из важнейших, на наш взгляд, стал вопрос активизации борьбы с международным терроризмом.
ЧУМА ХХI ВЕКА
Секретарь Совета безопасности Российской Федерации Николай Патрушев выразил удовлетворенность тем, что предложение по проведению данной конференции нашло понимание и поддержку в различных государствах. Организуя эту конференцию в рамках российского председательства, его ведомство исходило из того, что тесное взаимодействие экспертного политического и научного сообщества представляет собой важный, но пока еще недостаточно используемый ресурс путей укрепления региональной безопасности и обсуждения перспектив развития сообщества. Переход же к новому многополярному мироустройству выдвигает широкий спектр задач, требующих безотлагательного решения. Речь – о выработке стратегии противодействия современным угрозам и вызовам, создании соответствующей правовой базы. И в первую очередь это относится к проблеме борьбы с международным терроризмом.
Об этом свидетельствуют террористические акты в Мумбайе в ноябре 2008 года, активизация террористической деятельности в Афганистане, Пакистане, других странах. Как отметил Н. Патрушев, необходимо сосредоточить все усилия на пресечении финансирования террористической деятельности, распространения его идеологии.
Конечно, на пространствах государств – членов ШОС существуют и другие актуальные проблемы, заслуживающие пристального внимания: энергетические, транспортные. Поэтому ведется большая работа по укреплению стабильности в этих регионах мира.
Сегодня важно стремиться к налаживанию конструктивного диалога между государствами и их народами в духе толерантности, уважения интересов людей. Нельзя навязывать целым государствам свою позицию, руководствоваться старыми методами неоколониалистской политики, как это было еще совсем недавно в эпоху однополярного мира.
Сегодня создана и функционирует региональная антитеррористическая структура (РАС). Ее основными задачами являются разработка методик и рекомендаций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, формирование базы данных на подобные организации и их членов, содействие в проведении антитеррористических и других подобных учений, участие в подготовке новых международных правовых документов и программ.
Как отметил Н. Патрушев, наша общая задача – укреплять безопасность в Центрально-Азиатском регионе, уделяя соответствующее внимание каждой стране. Но есть государства, которые требуют, образно говоря, особой заботы, особого подхода. Например, помощи в становлении общественно-политической системы, в улучшении экономической ситуации, противодействии терроризму. И вполне естественно, что РАС, объединяющая практически всех соседей Афганистана, не могла остаться в стороне от процессов по урегулированию ситуации в этой стране. Так, в рамках контактной группы ШОС по Афганистану рассматриваются задачи борьбы с общими угрозами, в том числе по периметру афганской границы. Состоялась специальная конференция по этому вопросу. Отмечена необходимость более активного использования регионального фактора в афганском урегулировании. "Убежден, – подчеркнул в заключение Николай Патрушев, – немалый вклад в это внесет и сегодняшняя конференция".
УРАВНЕНИЕ СО МНОГИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ
Система международных отношений переживает сейчас серьезную трансформацию. Мировое сообщество вступило в новую фазу развития, которую можно было бы охарактеризовать как уравнение со многими неизвестными. Окончание холодной войны вместо долгожданной стабильности и предсказуемости привело к опасной разбалансировке международных отношений. Поэтому задача сегодня – восстановить мировое развитие, опираясь на международное право, многостороннее сотрудничество.
"При этом надо отдавать себе отчет в том, что многосторонность не панацея, – отметил в выступлении заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Алексей Бородавкин. – Необходима сложная, кропотливая работа, учитывающая злободневность проблем мирового развития и то, что все это в полной мере относится к региону ШОС и прилегающему к нему пространству. Не будет преувеличением сказать, что многие угрозы и вызовы проявляются здесь с особой остротой".
Не обошла стороной государства ШОС и ухудшающаяся мировая финансово-экономическая конъюнктура, что привело к сокращению потребительского спроса и валового внутреннего продукта. Во многих странах ШОС будет наблюдаться снижение ВВП. Это потребует не только принятия действенных мер на национальном уровне, но и еще более тесного сотрудничества между странами ШОС. Россия как энергетическая держава готова предложить свою помощь.
Есть и примеры динамичного развития стран ШОС. Китай сделал за последние 20 лет настоящий экономический рывок. Сейчас, скажем, в той же КНР принята амбициозная программа соединить дорогами с твердым покрытием все населенные пункты страны. Но в рамках ШОС пока нет совместной антикризисной программы. И над этим предстоит работать.
ШОС открыта для сотрудничества с другими странами. А. Бородавкин подчеркнул, что наш регион – не великая шахматная доска, на которой некоторые честолюбивые шахматисты разыгрывают различные кризисные сценарии. "Я бы сравнил его, – отметил он, – с великой чертежной доской, где максимально эффективно используются потенциалы стран – членов ШОС". Это сотрудничество во многом обусловлено трансграничным характером вызовов, с которыми мы сталкиваемся. Имеются в виду прежде всего угрозы терроризма, наркотрафика, организованной преступности. На данном направлении, например, практически нет ни одного государства, силового ведомства, которые не включились бы в работу по противодействию данным угрозам.
Но угрозы, увы, сохраняются и зачастую исходят с территории Афганистана. Не зря 27 марта была созвана конференция по Афганистану. Она носила весьма представительный характер. Ее главный итог – консенсус, достигнутый между самыми разными государствами. А также принятая Декларация о партнерстве, противодействии терроризму, наркотрафику и борьбе с организованной преступностью.
На московской встрече ШОС заявила о себе как организация, которая способна объединить усилия США и Ирана, ОДКБ и НАТО в противодействии терроризму. Но есть еще проблема обеспечения информационной безопасности. В соответствии с решениями бишкекского саммита 2007 года организована группа экспертов, которая работает над созданием межправительственного соглашения по этой проблеме. 15 июня состоится саммит в Екатеринбурге, на котором будут приняты новые документы и решения по обеспечению безопасности стран – членов ШОС.
ЦЕЛИ ТЕРРОРИСТОВ
Резкое сокращение рынка сопровождается ростом преступности, катализирует нелегальное перемещение миграционных потоков, контрабанду. Как отметил в докладе руководитель Службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ России генерал-полковник Алексей Седов, глобальный экономический кризис может стать катализатором протестных выступлений в ряде стран. Характерный пример – недавние события в некоторых европейских странах, в Прибалтике.
Характерной особенностью современного терроризма можно назвать методы использования и продвижения информации до своих сообщников через Интернет. На сайтах предлагаются способы изготовления и закладки взрывных устройств, методика конспирации и тому подобное. Все это – попытки нового управления международными ячейками организованной преступности и террористической сети, которая разбросала свою паутину по всему миру.
Другая особенность в том, что, по мнению некоторых аналитиков, для "Аль-Каиды" сохранение и вызревание ее идеологии сегодня гораздо важнее, чем даже сохранение ее активов и самих боевиков. Нельзя исключать в ближайшей перспективе и кибератак международных террористов на государственные каналы, которые управляют объектами "кризисной инфраструктуры".
По словам генерал-полковника А. Седова, "Талибан" и другие террористические движения, действующие с территории Афганистана, представляют главную угрозу безопасности России. В 2008 году в Российской Федерации были ликвидированы несколько ячеек террористической организации "Хизб-ут-Тахрир аль Ислами". На данный момент в РФ признаны террористическими, следовательно незаконными, 18 подобных организаций.
Все более настойчивыми становятся и попытки террористов проникнуть в лаборатории и цехи по изготовлению компонентов ядерного оружия, что говорит об их стремлении применить самый страшный вид ОМП для запугивания, шантажа целых государств. По-прежнему их наиболее вероятными целями будут оставаться военные и гражданские объекты, включая маршруты поставок углеводородного сырья.
Террористические акты последнего времени говорят о том, что от подобного, к сожалению, не застраховано ни одно государство мира, каким бы сильным оно ни было. А значит, в одиночку справиться с этой чумой невозможно. Об этом говорит и ситуация в Центральной Азии, где нарастает террористическая угроза. Более того, силы, выступающие под флагом "Аль-Каиды", претендуют на роль координаторов современного терроризма. В ближайший период прогнозируется усиление координации действий глобальной и региональной террористических сетей Европы, Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии, Африки, ставящих целью создание так называемого всемирного халифата и отделение части территории России.
Сегодня афгано-пакистанский регион – основной инкубатор террористических сил. И все же особую жестокость проявляют члены террористической организации "Хизб-ут-Тахрир аль Ислами". Это наиболее крупная и агрессивная организация. Ее идеологические установки предусматривают смещение законных правительств государств Центральной Азии и государств с преимущественно исламским населением путем вооруженного мятежа. Увы, замечены они и в России. Только в 2008 году на ее территории выявлено несколько ячеек этой организации.
Мировой опыт показывает, что эти организации оперативно адаптируют свою деятельность под новые современные требования и вызовы, меняют тактику, используют в своих интересах социальные проблемы людей. Поэтому задача государственных органов – работать на упреждение таких шагов, выявлять их на более ранней стадии. Правовое обеспечение для этого в России создано. Выработана конкретная процедура признания подобных организаций террористическими. Налажена координация деятельности правоохранительных органов и антитеррористических подразделений России, Европы, США, других стран. А проведение регулярных совещаний по координации деятельности спецслужб, органов безопасности получило одобрение антитеррористического комитета СБ ООН. В июне 2009 года будет проведено уже восьмое подобное совещание в Иркутске.
Нормативные документы стран – членов ШОС также позволяют осуществлять оперативные меры по противодействию терроризму. Среди основных актов – Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года, соглашения о проведении совместных антитеррористических учений, целый ряд других документов. Сегодня закончена разработка проекта Конвенции ШОС по борьбе с терроризмом. Идет работа над созданием глобальной антитеррористической стратегии.
И все же задачи борьбы с терроризмом не должны оставаться прерогативой лишь спецслужб и силовых ведомств. Государствам необходимо проводить такую политику по отношению к террористам, в которой будет заинтересовано и вовлечено в нее все население. Необходим в конечном итоге межцивилизационный диалог.
Олег ФАЛИЧЕВ №15 (281)
22 - 28 апреля 2009 года
|