В.Касымова: Центральная Азия - гордиев узел водных проблем 21:09 22.04.2009
Центральная Азия: гордиев узел водных проблем
Валентина Касымова, доктор экономических наук, профессор Кыргызско-Российского Славянского университета, национальный эксперт международных проектов специально для ИА "24.kg".
В последнее время в Центральной Азии развернулась настоящая кампания против строительства новых ГЭС в Кыргызстане и Таджикистане. Роль основного запевалы играет Узбекистан, который пытается всеми силами склонить на свою сторону Туркменистан и Казахстан. Недавно к процессу подключились и представители Евросоюза, отразившие в своих заявлениях близкую к мнению официального Ташкента позицию. Узел водных противоречий в регионе затягивается. Найдут ли страны компромисс?
Водный блок против энергетического
Сейчас заговорили о том, что Ташкент пытается создать так называемый "водный блок" стран (Узбекистан, Казахстан, Туркменистан), расположенных в нижнем бассейне впадающих в Аральское море рек. В противовес ему создается "энергетический блок" стран (Кыргызстан, Таджикистан), которые находятся в верхнем течении этих рек. Сток ледников, питающих реки, составляет около 150 миллиардов кубометров.
При этом именно последние два государства столкнулись с энергетическим кризисом. Именно после того как Кыргызстан и Таджикистан пережили две тяжелые зимы с веерными отключениями электричества, активизировались проекты по строительству новых энергетических мощностей. Речь о Камбаратинских ГЭС в Кыргызстане и Рогунской – в Таджикистане.
В результате маловодья и нехватки воды в Токтогульском водохранилище экспорт электроэнергии из КР в 2008 году сократился почти в 4 раза. То есть бюджет страны недополучил средства от непроданных свыше 1,5 миллиарда киловатт-часов электроэнергии. Веерные отключения и лимитированное энергопотребление, по данным Минэкономразвития КР, обернулись убытками в размере 2 процентов от ВВП за 2008 год. А кто подсчитает социальный ущерб, жертвы при остановке лифтов, перерывы с энергоснабжением крупных предприятий, в результате которых тысячи людей остались без работы?
Думаю, что аналогичные проблемы испытывает и Таджикистан, который имеет алюминиевое производство, относившееся ранее (в советский период) к "нулевой" категории, то есть к предприятиям, которые нельзя отключать от электроэнергии. В случае такового они должны переходить на независимые источники энергоснабжения.
Всего этого можно было избежать, если бы:
- соблюдался четкий режим работы ГЭС и ТЭС в Объединенной энергетической системе Центральной Азии, технологическое обеспечение которой возложено на Объединенный диспетчерский центр (ОДЦ "Энергия"), находящийся в Ташкенте;
- Узбекистан и Казахстан 10 лет тому назад дали бы свое согласие на создание Международного водно-энергетического консорциума (МВЭК) с учетом сооружения Камбаратинских ГЭС в рамках ЦАЭС или позднее - Евразийского международного водно-энергетического консорциума в рамках ЕврАзЭС;
- узбекская сторона согласилась бы в рамках ЕврАзЭС на подписание проектов следующих документов: Концепции эффективного использования водно-энергетических ресурсов Центральной Азии, Дорожной карты и нового Соглашения об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна рек Нарын и Сырдарья.
Бумаги есть, а толку нету
Проект Концепции эффективного использования водно-энергетических ресурсов ЦА разработан в соответствии с решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 16 августа 2006 года. В нем нашла свое отражение совокупность согласованных взглядов и подходов к совместному освоению гидроэнергопотенциала и эффективному использованию водно-энергетических ресурсов рек Нарын и Сырдарья с учетом интересов всех государств. Документ определяет благоприятные экономические и правовые условия для хозяйствующих субъектов республик. Концепция является основой для разработки межгосударственного соглашения для эффективного использования водно-энергетических ресурсов (ВЭР) региона.
Документом предусматривается разработка и реализация согласованных мероприятий в области рационального, эффективного освоения и использования ВЭР региона. А также обеспечение оптимального соотношения ирригационного и энергетического режима работы каскадов ГЭС и водохранилищ с учетом годовых и многолетних циклов колебаний водного стока и балансов водных и энергетических ресурсов и др.
В Дорожной карте с учетом международного водного права определены принципы и требования к механизмам взаимодействия стран ЕврАзЭС в водно-энергетическом регулировании в ЦА. Они предусматривают систему мер экономического, технического, институционального и политического характера. Документ представляет собой план поэтапного создания рыночных условий в процессе интеграции секторов водного хозяйства и энергетики и содержит 3 этапа. Каждый этап соответствует более высокому уровню интеграции в сфере совместного использования и освоения водно-энергетических ресурсов трансграничных рек. При разработке Дорожной карты учтены Региональная стратегия рационального и эффективного использования водных и энергетических ресурсов ЦА (Программа СПЕКА, 2003 год), концепции создания Международного водно-энергетического консорциума и Общего электроэнергетического рынка стран СНГ.
Для развития рынка энергоресурсов в разработанном проекте многостороннего межправительственного Соглашения по Нарын-Сырдарьинскому бассейну закреплено прямое признание обязательств Узбекистана и Казахстана по оплате услуг по ежегодному и многолетнему накоплению воды, которые Кыргызстан предоставляет им за счет значительных потерь для своей экономики. Соглашение также предусматривает более эффективный механизм разрешения споров и разногласий с применением процедур международного арбитража.
Данные документы проходили неоднократное обсуждение на встречах групп высокого уровня, однако из-за разногласий в процессе переговоров не приняты до сих пор.
Переговорный процесс по водно-энергетическим проблемам в его нынешнем состоянии трудно назвать успешным для Кыргызстана. Это и понятно: каждая страна отстаивает собственные интересы. В этой связи любопытна недавно опубликованная информация о решении президента Туркменистана развивать энергетическую дипломатию.
В этом плане можно вспомнить идею создания в Центральной Азии Международной водно-энергетической академии (МВЭА) для решения водно-энергетических проблем с приглашением международных профессоров и консультантов. Затянувшееся решение вопроса по МВЭА также обусловлено несогласием государств "водного блока".
Не нас надо пугать экспертизой
Заявления руководства двух соседних государств о необходимости международной экспертизы ООН сооружения Камбаратинской ГЭС-1, думаю, преждевременны, так как еще нет самого ТЭО, которое разрабатывает крупная государственная энергетическая компания Франции "Электрисите де Франс". После завершения ее работы и представления проекта в правительство КР он будет рассмотрен Государственной экспертизой Госагентства по охране природы и лесному хозяйству КР.
Под руководством данного ведомства разработано и представлено в правительство "Второе национальное сообщение по изменению климата в КР" согласно Рамочной конвенции ООН по изменению климата, которую ратифицировал Жогорку Кенеш КР. Согласно документу, пик водности рек приходится на период 2025-2030 годов, далее прогнозируется спад до критического уровня к концу столетия, что поставит под сомнение развитие как больших, так и малых ГЭС. Процессы глобального потепления климата уже сейчас оказывают влияние на циклы маловодности и многоводности рек, формирующихся на ледниках Кыргызстана и Таджикистана.
Основными источниками загрязнения атмосферы (75 процентов), обуславливающими потепление климата из-за парникового эффекта, являются выбросы газов электростанциями, использующими уголь, мазут и природный газ, а также автотранспорт. Наибольшие выбросы наблюдаются в Казахстане и Узбекистане, где много подобных ТЭС, что, в свою очередь, требует проведения международной экспертизы. Загрязняющие вещества переносятся ветрами на дальние расстояния и оседают на ледниках, влияя на сокращение их площадей и, соответственно, на их водность в перспективе.
О влиянии водохранилищ на Арал
Водохранилища влияют не сами по себе, сказывается неэкономное, расточительное использование водных ресурсов во всех государствах ЦА, особенно в странах нижнего течения рек. Так как они расширили площади орошаемых земель после сооружения Токтогульского водохранилища, которое на протяжении многих десятилетий исправно работало в ирригационном режиме, четко соблюдая графики попусков воды в вегетацию и сохраняя ее в зимний период. В результате в Узбекистане и Казахстане освоены большие площади новых орошаемых земель под посевы водоемких культур – хлопчатника и риса. Из-за устаревших технологий полива и нерационального использования воды для орошения поступление воды в бассейн Аральского моря сократилось с 60 в 1960-е годы до 5-9 кубических километров в 1990-е годы. Это в результате и привело к экологической катастрофе в бассейне Аральского моря.
Создание Камбаратинского водохранилища сезонного регулирования и работа ГЭС в энергетическом режиме позволят экономить воду в Токтогулке в зимнее время, тем самым способствуя ее накоплению. В частности, эксперт Базарбай Мамбетов отметил, что проекты по сооружению Камбаратинских ГЭС разрабатывались во времена Советского Союза в Среднеазиатском отделении Гидропроекта, находящемся в городе Ташкенте, с конца 1970-х вплоть до 1987 года. Данные проекты обсуждались на всех уровнях, начиная с научно-исследовательских водных, энергетических и экономических институтов и заканчивая госпланами союзных республик и Госпланом СССР. По решению последнего сооружение Камбаратинских ГЭС вошло в перспективные планы развития и размещения производительных сил СССР и Киргизской ССР на период 1990-2005 годов. Полный ввод станций в действие был намечен на 2005 год.
Учитывая огромную роль Токтогульского гидроузла в регулировании водных ресурсов и обеспечении попусков воды в летний период, а также большие затраты на его содержание, можно признать необоснованным и не способствующим процессам интеграции и налаживанию межгосударственных энергетических связей, созданию цивилизованных рынков энергоресурсов установление Узбекистаном цены на природный газ в размере $240 за 1000 кубов для Кыргызстана.
Используя опыт совместного использования Кыргызстаном и Казахстаном водохранилищ в бассейнах рек Чу и Талас, необходимо и по бассейну рек Нарын и Сырдарья прийти к соглашению по распределению затрат за содержание Токтогульского водохранилища и оплате услуг по подаче воды. А для решения экологической проблемы Аральского моря необходимо проводить жесткую водосберегающую политику всем странам Центральной Азии.
22/04-2009
|