РС: Турецкие учебные заведения в ЦентрАзии вызывают подозрения... 12:07 27.04.2009
Радио "Свобода": Сильнейшие зарубежные школы Центральной Азии вызывают у лидеров региона неоднозначное отношение Турецкие школы подвергаются внимательному изучению в Центральной Азии
Саиджон - 15-летний студент таджикско-турецкой школы интерната Хаджи Кемал - счастлив быть среди немногих привилегированных, кто посещает школу, которая считается одной из самых лучших школ в Таджкистане.
Саиджон разговаривает на четырех языках, и одержал победу на двух международных образовательных конкурсах. В условиях, когда о поездке за границу большинство учащихся в Таджикистане могут только мечтать, школа Саиджона открывает мир своим студентам.
"Я ездил во многие страны для участия в образовательных олимпиадах", - говорит Саиджон. "Я ездил в Казахстан, Монголию и Вьетнам. Нам дают возможность увидеть мир, расширить наши знания, и представлять Таджикистан на международной арене".
Школа-интернат "Хаджи Кемал" очень популярна среди детей из таджикской элиты и зажиточных семей. Занятия проходят на четырех языках – английском, турецком, русском и таджикском. В отличие от многих обычных школ в стране, "Хаджи Кемал" оборудована современными обучающими средствами. Она полностью отремонтирована, двухэтажное здание с огороженным внутренним двором выделяется среди других построек в этом районе.
Терпимость и диалог
Первые так называемые турецкие школы в Центральной Азии были основаны в середине 1990 гг. Турецкие образовательные учреждения здесь – так же, как и в странах от России до Северной Америки – были основаны движением Гюлена, во главе с турецким ученым и автором Фетхуллой Гюленом. Гюлен – суннитский мусульманин, который отстаивает идеи терпимости и диалога среди различных религий.
Больше 65 турецких образовательных учреждений когда-то функционировали в одном только Узбекистане. Около 25 турецких школ, в числе которых интернаты и два университета, есть в соседнем Кыргызстане. В Таджикистане имеется 6 таких учреждений.
Во всей Центральной Азии турецкие школы известны своими строгими образовательными методами и дисциплиной, а также высоко ценятся студентами и их родителями. В большинстве национальных и региональных образовательных конкурсов победа достается студентам турецких лицеев. Легко сдавая тесты по английскому, многие выпускники выигрывают стипендии в западных университетах. Родители делают все возможное, чтобы зачислить своих детей в турецкие школы, надеясь, что такое образование будет гарантировать для них светлое будущее.
Скрытая повестка дня?
Все же турецкие образовательные учреждения подвергаются внимательному изучению в Центральной Азии. Правительства, как и многие ученые и журналисты, подозревают, что школы преследует не только цель обучения.
В Туркменистане чиновники из сферы образования распорядились, чтобы турецкие лицеи убрали из своих учебных планов историю религии.
Только в единственной персо-язычной стране региона – Таджикистане - правительство, так же как и академики, остерегаются возможного распространения пантюркистских идей. Они опасаются, что эти школы пропагандируют турецкое влияния и турецкий язык в их стране.
Однако именно Узбекистан занял наиболее жесткую позицию по отношению к турецким школам. В 1999 году Ташкент закрыл турецкие лицеи после того, как отношения с Анкарой испортились.
В этом году авторитарное правительство Узбекистана во главе с президентом Исламом Каримовым пошло дальше, арестовав восемь журналистов, которые были выпускниками турецких школ. Журналисты были признаны виновными в организации незаконной религиозной группы и вовлечении в экстремистскую организацию.
Согласно сообщениям узбекских государственных СМИ, заключенные являлись членами запрещенной религиозной группировки "Нурчилар" и получили тюремные заключения от 6,5 лет. Они отрицали данные обвинения.
Государственные СМИ утверждают, что последователи "Нурчилар" начали свою деятельность в Узбекистане в начале 1990 гг., с целью подорвать светскую систему страны.
Ислам в политической жизни
Узбекские чиновники выражали подозрения о том, что выпускники турецких школ в правительственных учреждениях и других ключевых ведомствах используют свои позиции для того, что ослабить светское правительство. Они обвиняют выпускников турецких школ в пропаганде агрессивной формы ислама и даже роли ислама в политической жизни.
Есть некая доля иронии в том, что эти обвинения направлены на школы, вдохновленные учениями Фетхуллы Гюлена. Гюлен, хотя и спорно, в общем-то считается умеренным исламским мыслителем, который осуждает экстремизм и терроризм и пропагандирует терпимость и гармонию в обществе. Он является автором более 60 книг на самые различные темы, включая суфизм, социальные и образовательные вопросы, искусство, науку и спорт.
68-летний ученый призывает мусульман изучать и религию, и современную науку, включая теорию эволюции Дарвина.
Однажды он был последователем Саида Нурси до того, как он вышел из рядов этого течения турецкого ученого, которое многие рассматривают в качестве основы "Нурчилар".
Однако академик Ильхом Мерожов настаивает, что не существует такой группировки или исламской идеологии под названием "Нурчилар".
По словам Мерожова, в Узбекистане есть те, кто является последователями Нурси - турецкого религиозного мыслителя, который пропагандировал объединение научного и религиозного образования, поддерживал участие Турции в западных организациях и пытался объединить мусульман и христиан в борьбе против коммунизма.
Мерожов, чьи переводы работ Нурси помешали ему вернуться в свой родной Узбекистан, сказал, что хотя среди последователей Нурси и Гюлена есть и выпускники турецких лицеев, они не обязательно связаны с турецкими школами.
"Заявления узбекских властей не имеют никакого смысла", - говорит он. "Более того, работы Гюлена и Нурси пропагандируют полную противоположность религиозного экстремизма".
"В 14 томах работы Саида Нурси нет ни одной страницы, в которой упоминается экстремизм. Аналогично, работы Гюлена не имеют ничего общего с экстремизмом. Ничего. Их работы о науке и религии. Они призывают к изучению науки и ислама, поскольку ислам говорит, что человек, который понимает науку, может лучше понять ислам. Оба ученых выступают за диалог – они поддерживают мирное сосуществование".
Гюлен, который ныне проживает в США, осуждает терроризм и настаивает на том, что между терроризмом и исламом нет связи. В Турции он был обвинен в попытке свергнуть светскую систему для того, чтобы заменить ее исламским государством. Тем не менее, в 2006 году турецкий суд оправдал его.
Движение Гюлена настаивает, что оно не имеет политической повестки дня. И турецкие школы в последнее время принимают меры для того, чтобы доказать это.
"Подозрительное содержание"
Сделав беспрецедентный шаг в начале этого года, турецкие лицеи в Таджикистане пригласили местных журналистов для изучения учебных планов, чтобы убедиться в том, что они не содержат "подозрительного" и "опасного" контента.
В Туркменистане турецкие школы приняли требование правительства убрать все предметы, связанные с религией из обучающих программ.
Что касается Узбекистана, маловероятно, что турецкие школы возобновят свое обучение в ближайшем будущем.
Многие узбекские эксперты предполагают, что турецкие школы и так называемые последователи "Нурчилар" стали жертвой паранойи узбекского правительства в отношении инакомыслии и оппозиции.
Узбекский политолог Ташпулат Юлдашев сказал радио "Свобода", что "Нурчилар" является "лишь новым врагом, выдуманным правительством для оправдания своей репрессивной политики".
"Из-за своей боязни Ислам Каримов борется против ваххабитов, "Хизб-ут-Тахрира" и "Акрамия". Все они подавлены, и теперь Каримов должен найти нового врага", - говорит Юлдашев. "Это демонстрирует, что проблемы существуют внутри страны и Каримов чувствует неуверенность. Для того, чтобы держать людей в постоянном страхе и отвести в сторону мысли о социальных и экономических трудностях, он всегда нуждается в новом враге".
Саиджон из школы-интерната "Хаджи Кемал" в Душанбе надеется поехать за границу и изучать физику. "Я хочу поехать или в Прагу или в Сеул. Я будут учиться там, и вернусь служить своей стране", - говорит он.
Фарангис Наджибулла
Радио "Свобода", 26 апреля 2009 года
Перевод – "Zpress.kg"
|