"Christian Science Monitor": У "Талибана" есть чему поучиться 10:10 30.04.2009
Чему Афганистан может научиться у "Талибана"?
Они, несомненно, зашли слишком далеко для того, чтобы покончить с коррупцией, но часть тактики сработала.
Кабул, Афганистан. Коррупцию в Афганистане называют "бакшиш". Это слово буквально означает "поступаться чем-либо", как в пожертвовании для нуждающихся. Но на самом деле это относится к любому виду денег, товару или обслуживанию, предоставленным вне закона в обмен на желательный результат.
Бакшиш представляет собой нечто большее, чем взяточничество: он является экономической основой большинства официальных министерств и многих фирм в Афганистане. Рядовые афганцы знают, что они должны заплатить его, чтобы получить самое насущное в сфере социального обеспечения, например электричество или воду для орошения зерновых культур. И, что важнее всего для американских налогоплательщиков - иностранные агентства признают, что в Афганистане любая конструктивная работа может быть сделана только через бакшиш.
"Дело не в том, чтобы существует коррупция в системе", заметил один официальный представитель Государственного департамента США. "Дело в том, сама система является коррупцией".
В связи с невозможностью полагаться на прозрачную судебную власть или другие правительственные учреждения, рядовые афганцы больше всего страдают от этой системы. Они должны заплатить правительственным официальным лицам за услуги, которые они должны получить бесплатно или за фиксированную цену. Все деньги на программы помощи, которые США выделяют этой стране, будут мало что значить, если Афганистан не устранит назначения на должности по знакомству, кумовство и системы бакшиша, которые они поддерживают, наряду с сохранением идеалов традиционной афганской культуры.
Недостаточно сказать, что они пошли по неправильному пути, в то время как "Талибан" доказал, что коррупция могла бы быть обуздана. По мере того, как США и другие помогают Афганистану, они должны учиться у "Талибана" и привлечь Коран, исламское право и афганские ценности, чтобы помочь стране уйти от разлагающей системы бакшиша.
Директор неправительственной организации (НПО) недавно признался, что группы, находящиеся в Афганистане, обычно планируют 7-10 процентов в своем ежегодном бюджете для выплаты взяток чиновникам, с которыми они ведут дело – или через расходы, которые, как они ожидают, должны быть "раздуты" с помощью незаконных средств. (В сообщениях о бюджете эти средства часто называют "вознаграждениями за содействие" или "маркетинговыми расходами").
Приведем несколько примеров. Несколько бывших командиров муджахеддинов получили бакшиш в размере нескольких миллионов долларов наличными, чтобы они не нападали на войска Соединенных Штатов в ключевых регионах. Американские вооруженные силы дают "Виагру" в обмен на разведывательную информацию.
От покупки земли, возобновления виз и до освобождения от налогов, юридический процесс практически невозможно осуществлять без помощи тех самых, удобных для использования бумажек с портретами Бенджамина Франклина. Закрытие глаз на что-то представляет собой важный источник дохода.
Может ли увеличение зарплаты правительственных служащих снизить спрос на такие взятки? Вполне. Но долгосрочное решение должно иметь дело с двумя основными проблемами: во-первых, это отсутствие прозрачности в работе правительства, и во-вторых, отсутствие сдержек и противовесов в верховенстве закона. Оба усложняются племенной системой Афганистана, и тем, что отношения, которые мы можем назвать как "назначения на должности по знакомству" или "кумовство", для афганцев могут считаться в качестве "благородных".
Только бакшиш обеспечивает благосостояние многих людей, кроме тех, кто требуют оплату. Этими отдаленными бенефициариями часто являются близкие друзья и члены семьи. С такого рода сетями, поддерживающими их, официальные лица с большей вероятностью будут требовать бакшиш, и с меньшей вероятностью подвергаться наказанию за свои поступки.
Тем временем, администрация Карзая просит международные организации и иностранные вооруженные силы обеспечить социальные службы, которые должны предлагаться ею самой. Афганское правительство представляет собой нечто большее, чем нестабильный образ, поддерживаемый вооруженными силами США, Американским агентством по международному развитию (USAID) и международными партнерами. Оно имеет офисы и министерства, должности, титулы и ведомости на получение заработной платы – все это выглядит хорошо на бумаге, для фабрикации демократии. Но у его чиновников нет желания реально осуществлять все это.
Без системного регулирования все это останется без изменения. Безусловно, реализация таких перемен будет деликатным вопросом. Но есть уроки, которые следует усвоить у "Талибана". Под его жестким правлением правительственная коррупция и преступления были фактически устранены. Правда, за все это пришлось дорого заплатить, не в последнюю очередь за счет прав человека и прав женщин в особенности.
Но политика проявления нулевой терпимости у "Талибана" работала. Улицы были в безопасности и регулярно убирались. Полицейские были жесткими, но честными. Двери в афганские дома и автомобили оставались незапертыми, поскольку не было страха перед воровством. Многие полевые командиры прекратили вести боевые действия. "Талибан" поддерживал сеть людей по мобилизации сообщества, которые использовали строки из Корана, чтобы подвергать позору фермеров за производство мака, одновременно вводя альтернативные культуры.
И вновь "Талибан" зашел слишком далеко. Но Америка может сделать выводы из того, что сработало, и избежать того, что не сработало. Америка может помочь афганскому правительству провести в жизнь правило нулевой терпимости в отношении бакшиша среди официальных лиц в исполнительной и судебной ветвях власти. Президент Хамид Карзай и его кумовья могут быть заменены. Для поддержки судебной власти могут быть созданы прогрессивные школы исламского права.
Можно прекратить предоставлять международное финансирование коррумпированным министерствам и направлять в качестве поощрения в те из них, которые имеют послужные списки, отличающиеся в пользу целостности. Международные НПО и подрядчики USAID могут быть отданы под суд за выплату взяток. Местные командиры, которые требуют взяток от международных сил, могут подвергаться позору с привлечением местных исламских лидеров, а там, где это необходимо, подвергаться позору публично по афганскому радио и телевидению.
В племенных культурах эффект публичного позора дает результаты. В современных культурах эффект достигается за счет образования. "Талибан" использовал одно, но без другого. Америка должна использовать оба подхода.
(Это эссе написано американцем, работающим в сфере программ помощи и проживающим в Афганистане и Пакистане с 2005 года. Он пожелал остаться анонимным в силу опасности угроз).
"Christian Science Monitor", 29 апреля 2009 года
|