Капитал.kz: Есть резервы. Казахстан планирует увеличить экспорт оружия 08:23 01.05.2009
Экспорт оружия из РК
АО "Национальная компания "Казахстан инжиниринг", объединяющее под своим началом предприятия оборонной промышленности, рассчитывает довести долю экспортных поставок продукции уже в этом году до 30%.
С таким заявлением выступил Аюхан Ногаев, председатель правления АО "НК "Казахстан инжиниринг". Он не уточнил, какая доля от озвученных 30% будущего экспорта придется собственно на продукцию военного назначения. По его данным, в 2006 и 2007 годах доля экспорта в объеме продукции, произведенной предприятиями, входящими в состав нацкомпании, составляла 13–15%, а в 2008 году – 20%. Г-н Ногаев констатировал стабильный рост продаж. "И в январе–марте текущего года, несмотря на кризисные явления в мировой экономике, мы можем отметить стопроцентное выполнение наших показателей", – подчеркнул он.
Глава нацкомпании заявил, что "Казахстан инжиниринг" презентовала правительству страны программу развития военного кораблестроения. По словам г-на Ногаева, знаковым в этом отношении стал прошлогодний спуск на воду корабля пограничной службы "Барс", созданного уральским заводом "Зенит". Кроме того, по мнению Аюхана Ногаева, "Казахстан инжиниринг" может гордиться еще одним судостроительным проектом – высокоскоростным пассажирским судном "Шагала" отечественного предприятия "Гидроприбор". Судно предназначено для перевозки людей, работающих вахтовым методом. Как пояснил Ногаев, его выпуск приобретает особую актуальность в связи с активизацией работ по освоению казахстанского сектора Каспийского моря.
"С учетом необходимости дальнейшего решения стратегических вопросов по охране морских границ, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций на море мы намерены инициировать через фонд "Самрук-Казына" утверждение правительством Программы военного кораблестроения на 2010-2015 годы", – пояснил он. Помимо достаточно общих данных, руководитель нацкомпании не озвучил ни одной конкретной цифры. Цена того же "Барса", объем налоговых поступлений предприятий, прибыль от экспорта и его динамика, прогнозные показатели и расшифровка по статьям экспорта – все осталось за кадром.
Неясность формулировок в публичных отчетах руководства национальной компании легко объяснима. Советский Союз оставил в наследство независимому Казахстану около 50 предприятий "оборонки", подчинявшихся самым различным министерствам, и это помимо КБ, НИИ и производств, подчинявшихся непосредственно министерству среднего машиностроения – центральному органу СССР по управлению атомной отраслью. Вместе с минсредмашевскими, по разным оценкам, на нашей территории располагалось порядка 80 различных оборонных предприятий. В ведении же "Казахстан инжиниринг" находится чуть более 20 предприятий, то есть менее трети работавших некогда.
В эксклюзивном комментарии "Капитал.kz" Павел Беклемишев, генеральный директор АО СП "Белкамит" (некогда оборонного предприятия, подвергшегося конверсионным веяниям и выигравшего от этого), заявил прямо: "С моей точки зрения, государство – это плохой хозяйственник. Это общепринятое мнение, и отсюда исходят все проблемы".
Вот показательный пример: из состава "Казахстан инжиниринг" вышел завод "Металлист". До выхода он находился в крайне тяжелом положении. Здесь происходили забастовки, была задержка заработной платы, был и случай самосожжения. Хотя завод производил качественное стрелковое оружие. А когда предприятие стало полностью частным, его руководство сумело наладить производство и сделать его рентабельным. "Я считаю, что они уже чего-то на сегодняшний день добились", – заметил г-н Беклемишев.
"Тот же "Зенит" или Петропавловский завод тяжелого машиностроения (ПЗТМ), вне всякого сомнения, предприятия с мощным потенциалом, но они не дотягивают до гибкости и, как следствие, прибыльности частного ведения бизнеса. И, на мой взгляд, они не дотягивают именно потому, что находятся в государственном управлении, со всеми вытекающими последствиями, – продолжает Павел Беклемишев. У них из года в год повторяется одна и та же картинка с поздним формированием государственного оборонного заказа. В силу их принадлежности к нацкомпании и вопросы финансирования, и вопросы закупок у них решаются очень сложно".
С другой стороны, эксперт не отрицает и некоторые позитивные моменты, которые приносит таким компаниям государственная опека. В частности, господдержка и госзаказ. "В конечном счете, все зависит от личности, – считает глава бывшего предприятия ВПК. – А, как я вижу, эти личности меняются в "Казахстан инжиниринг" достаточно часто, Один человек, другой, затем исполняющий обязанности, и так далее…".
"Что касается создания собственного ВПК, то, видимо, здесь речь не идет о полноценном экспорте собственного оружия, так как по качеству и объемам поставок мы вряд ли сможем перебить Россию или Китай, – считает Досым Сатпаев, политолог, директор Группы оценки рисков. – К тому же, для обеспечения собственной армии Казахстан будет получать в основном оружие из России по льготным ценам, которые были согласованы в рамках ОДКБ". Еще в 2005 году представители нескольких министерств, а также национальной компании "Казахстан инжиниринг" информировали премьер-министра о положении дел в оборонной сфере, и высказали ряд предложений, связанных с определением методик совершения сделок по продаже невостребованной военной техники, которая складировалась на территории Казахстана со времен СССР. То есть речь шла об увеличении экспорта оружия в другие страны, но из советских запасов! Кстати, в течение долгого времени Казахстан экспортировал военную технику и оружие в 10-15 стран мира, большей частью через "Росвооружение". При этом посредником по некоторым казахстанским сделкам мог выступать и украинский "Укрспецэкспорт".
С другой стороны, рапорт главы "Казахстан инжиниринг" Аюхана Ногаева о, пусть пока небольших, но уже реальных успехах в судостроительной отрасли, а также информация о перспективных разработках отечественными предприятиями "оборонки" оборудования для гражданских нужд – нефтегазовой, железнодорожной отраслей, позволяют говорить о некоторых позитивных сдвигах.
Эти слова Ногаева подтверждает и г-н Беклемишев, который считает, что, к примеру, "судостроительное направление имеет право на жизнь". Более того, есть возможности строительства как военных кораблей, так и судов для обслуживания нефтяников. Кроме того, даже россияне признали, что производимые ПЗТМ буровые установки лучше российских образцов. Но тут еще тот факт, что любая госструктура всегда более коррумпирована, чем частная", – уточняет бизнесмен.
Касательно объемов продукции военного назначения в общем, запланированном экспортном объеме предприятия "Казахстан инжиниринг", Павел Беклемишев считает, что это "какой-то жалкий мизер". "Я бы отпустил в рынок эти предприятия, – говорит г-н Беклемишев. – Крупным дал бы возможность сегментироваться, и если они хотят и могут, то размещал бы на них оборонный госзаказ. Это было бы лучшим выходом в сложившейся обстановке".
№16 (203), 30.04.2009 Марат Усманов
|