Казахстанский режиссер Амир Каракулов снимет фильм про любовь и интернет - "Настоящая любовь.kz" 19:52 01.05.2009
Амир вашему дому
Сценарий будущего фильма Амира Каракулова о людях, попавших в сети Мировой паутины, понравился Ренату Давлетьярову. А Давлетьяров - продюсер авторитетный, учитывая, что на его счету такие успешные коммерческие проекты, как "Любовь-морковь", "От 180 и выше" и многие другие. Сначала планировалось, что фильм будет сниматься в России, однако сценарий был адаптирован именно под казахстанские реалии. И в конечном итоге детище Каракулова "Любовь.ru" превратилось в "Настоящую любовь.kz".
По словам Амира Каракулова, его наставник Сергей Соловьев обладает особым даром. И заключается он в умении находить талантливых учеников, которые впоследствии сойдутся в честном творческом поединке. Благодаря этой способности Сергея Александровича сформировалась целая плеяда талантливых режиссеров, вошедших в историю как "новая волна". Именно с подачи таких ее представителей, как Серик Апрымов, Ермек Шинарбаев и, конечно же, Амир Каракулов о Казахстане заговорили как о стране, создающей философское кино, заставляющее размышлять о смысле жизни и вечных человеческих ценностях. Фильмы этих мастеров экрана стали участвовать в международных кинофестивалях. В частности, огромный интерес мировых кинокритиков вызвала "Разлучница" Амира Каракулова, сюжет которой был навеян одноименным произведением Борхеса. Сейчас же режиссер Каракулов, известный своими арт-хаусными работами, взялся за чисто коммерческий проект. - Амир, мы знакомы с вашими знаменитыми любовными драмами "Разлучница" и "Голубиный звонарь". Ваш новый фильм будет снят в этом же жанре? - Похоже, да. Но, скорее, жанр моего будущего фильма - мелодрама. Мы хотим создать такую картину, которую было бы интересно смотреть рядовому зрителю, то есть мальчишкам и девчонкам 16-18 лет. Мы долго обсуждали, какая именно тема заинтересует молодое поколение, и поняли, что это Интернет. Если говорить о работе в общих чертах, то фильм о том, как он вошел в нашу жизнь. А Мировая паутина - это уникальная территория, которая еще до конца не понятна. Интернет уже вытесняет письма, телефоны. Конечно, много можно говорить о Мировой паутине, вопрос в том, что ее обитатели становятся другими. В Сети люди позиционируют себя такими, какими они хотели бы быть. К примеру, толстый человек может стать стройным и красивым, пожилой представляться мальчиком. В Интернете ты не привязан к телу и материальным ценностям, и не важно есть ли у тебя квартира или автомобиль, главное, что имеются фантазия и желание общаться. Ежедневно миллионы людей пропадают в социальных сетях: в "Контакте" и "Одноклассниках". И фильм, по сути, о тех, кто половину жизни проводит в реальном мире, а другую - в виртуальном. Там царят любовь, ссоры, интриги, романы. Что делать, если ты влюбился в Интернете в человека и не можешь без него жить? А вдруг это сосед, живущий неподалеку, или старенькая бабушка? Об этом и повествует наша будущая картина. - Да, сценарий, надо сказать, интересный, учитывая, что в последнее время многие отечественные режиссеры отмечают, что у нас в Казахстане сценарный голод. А мастера экрана только и зацикливаются на исторических темах: - Сценарный голод наблюдается во всем мире. Например, в Америке пишутся тысячи сценариев, а хороших фильмов выходит около десяти. Именно они отмечаются "Оскаром", призом Каннского кинофестиваля. Трудно написать хороший сценарий, как и хороший роман. - Уже известно, кто исполнит главную роль в картине "Настоящая любовь.kz"? - Сейчас прорабатывается сценарий, ведутся переговоры с актерами, но ни с кем не заключены контракты. Мы еще не приступили к планированию, но активно ищем место для съемок. Пока, конечно, остается неизвестным, кто примет участие в картине. Сначала мы должны защитить проект перед руководством, которое вынесет окончательное решение. Если они поверят в наш фильм и посчитают, что он станет успешным, то дадут деньги. При другом повороте событий могут просто заставить доработать сценарий. Раньше делалось так - сразу выделялись деньги на реализацию проекта, а потом все только удивлялись: куда делись миллионы, потраченные на тот или иной фильм? Сейчас сначала происходит знакомство с картиной, прежде чем она появится на больших экранах. И это мировая практика. Многие считают, что лучше узнать все о фильме, чем потом причитать о потраченных зря миллионах. - Слышала, что с вашим сценарием уже успел ознакомиться сам Ренат Давлетьяров? - Да, мы показывали его и Давлетьярову. Но вопрос не в этом, а в том, что мы писали сценарий для России, теперь погружаем его в Казахстан. Если бы мы создавали его для Нью-Йорка, то тоже бы переделывали. Первоначально проект назывался: "Любовь. ru". Мне кажется, все, что происходит в нашей стране сейчас, уникально. Ведь кино поддерживается даже в период кризиса. В этот сложный период мы будем снимать коммерческое кино, и оно должно принести деньги государству. Обычно на фильмы даются деньги - мол, снимайте, самовыражайтесь, а что будет дальше - неизвестно. Я считаю, что мы должны понравиться людям, вернуть деньги государству, чтобы на следующий год запустить еще один сценарий. - Вы думаете, что "Настоящая любовь.kz" вызовет такой же резонанс, как и "Разлучница"? - "Разлучница" - это фильм, рассчитанный на подготовленную публику. Если проводить аналогии, то можно сказать, что это навороченный торт в японском стиле с вишенкой наверху. А "Настоящая любовь.kz" - это, скорее, гамбургер. Мы мечтаем создать продукт, который понравится прежде всего простым людям. Но обязательно хотим добавить в него пикантности, изысканности. Это будет чисто зрительское кино. Хочется, чтобы люди смотрели его, понимали, радовались и особо не задумывались о смысле. Что из этого получится, я не знаю. Но мы будем стараться. Раньше я думал так: авторское кино - это, как хорошая литература. Но с возрастом стал понимать, что нельзя сравнивать фильмы по жанрам. Это все равно, что проводить параллели между Джеком Лондоном и Достоевским. Несомненно, вклад Джека Лондона в мировую литературу так же велик, как и вклад Федора Михайловича. Другое дело, что и тем, и другим быть трудно. - Расскажите, пожалуйста, как на свет появилась "Разлучница"? - "Разлучницу" мы снимали в павильонах "Казахфильма". Во времена Советского Союза я написал сценарий о том, как два брата спят с одной девушкой, а потом душат ее подушкой. В сценарии указал: "Борхес. Разлучница" и принес его на киностудию "Казахфильм". А мне сказали: "Похоже ты сошел с ума. Какой Борхес? Какие два брата?". И тогда я отправил свой сценарий в Москву. Когда его прочитали представители одного из центральных телеканалов, то написали, что утверждают только с одним условием. В титрах следовало убрать имя Борхеса. Потому что платить Борхесу они не могли. Тогда как раз начиналась перестройка, и народу нужно было что-то неожиданное. Можно сказать, что на этой волне мы и проскочили. И первыми стали ездить на международные кинофестивали. Там, конечно, все обалдели, потому что не ожидали такого от Советского Союза. Картине дали приз жюри кинокритиков FIPRESSI. С этим фильмом мы объездили весь мир, потом сняли "Голубиного звонаря", "Последние каникулы" и "Жыламу". Сейчас у нас в копилке есть еще один фильм под названием "Невеста", повествующий об алматинской проститутке. Правда, мы пока не доделали его, и сейчас картина лежит на полке, потому что закончилось финансирование. А нам осталось доснять всего три-четыре сцены. - Некоторые кинематографисты высказывали такую мысль, что режиссеров новой волны начали просто выживать из Казахстана, не давая возможности реализовать себя, и они вынуждены были уехать. Тем не менее сейчас многие из них, в том числе и вы, проживший много лет в Москве, возвращаются. Как вы думаете, с чем это связано? - Серик Апрымов сейчас снимает телесериал в Москве, Ермек Шинарбаев возвратился в Алматы. Чем дольше живешь, тем больше понимаешь, что в жизни нет односложных ответов. У каждого своя судьба и своя уникальная история. И обобщить все это сложно. Что же происходит сейчас? Руководство студии осознанно сотрудничает с теми, кого называют представителями новой казахской волны. К ним относятся Тимур Бекмамбетов, Александр Баранов, Бахыт Килибаев, Абай Карпыков, Рашид Нугманов. Многие из режиссеров возвращаются и начинают работать с "Казахфильмом", взять того же Тимура Бекмамбетова, Килибаева. И в этом большая заслуга президента нашей киностудии Ермека Аманшаева. - Вы сейчас общаетесь со своим учителем Сергеем Соловьевым, благодаря которому и сформировалась новая казахская волна? - Да. Я прихожу к нему в гости. Это человек с невероятным чувством юмора. Я всегда удивлялся, почему он не снимает комедии. Мне кажется, если бы он создавал их, то Данелия и Рязанов отдыхали бы. Когда он рассказывал нам смешную историю, все обычно впадали в истерику. Помню, однажды я схватился за стол и буквально стал умолять Сергея Александровича прекратить рассказывать. А он еще больше воодушевился. И тогда я упал на пол и пополз к двери. А Сергей Александрович еще и преградил мне выход. Я считаю, что Сергей Соловьев - настоящий учитель. Потому что у него есть дар находить учеников, соединять их вместе и заставлять соревноваться. - Считаете ли вы Москву своим родным городом? - В Москве я учился, нашел жену. Амир Каракулов загадочно улыбнулся и обвел добродушным взглядом женщину, сидящую рядом. Можно сказать, что благодаря помощи супруги режиссера Алены Гордеевой на свет появились лучшие каракуловские творения. Именно она является автором сценария к фильму "Настоящая любовь.kz". - И не трудно вам, творческим людям, уживаться вместе? - Тяжело работать, когда у каждого какие-то амбиции. Наше сотрудничество продолжается уже около 15 лет, - ответила Алена. - Стараемся меньше думать о том, что чей-то диалог лучше или хуже или оригинальнее идея. Порой откидываешь свои собственные амбиции, да и так сложилось, что Амир в нашем деле первый. - Нет. Скорее, Алена номер один, - вмешивается в разговор Амир Каракулов. - Ситуация меняется, и иногда у женщины оказывается больше сил. Хочется все же верить, что любовь создателей "Настоящая любовь.kz" поможет им при работе над проектом, да и картина сумеет завоевать зрительскую любовь.
№ 322 (16708) от 01.05.2009 Ольга ХРАБРЫХ, Алматы
|