Даешь Гайд-парк! У Таджикистана мог бы появиться свой символ демократии… 08:49 02.05.2009
Подготовила Ольга ТУТУБАЛИНА,
На днях российский президент Дмитрий Медведев предложил разбить в Москве аналог Гайд-парка, то есть места, где могла бы собираться оппозиция для проведения акций протеста и митингов.
НАКАНУНЕ 3 мая - Всемирного дня свободы печати, а значит и свободы Слова, мы решили узнать, а возможно ли создать такой парк у нас - в Таджикистане?
Мухиддин КАБИРИ, председатель Партии Исламского возрождения Таджикистана:
- Во время гражданской войны у нас в стране действовало своеобразное табу на проведение различных митингов. Любой сбор людей, акцию неизбежно связывали с военными действиями. Но с тех пор прошло время. Нам пора уже уходить от стереотипов, избавляться от страхов перед митингами и другими видами законных протестов.
Вместо этого проблема возможности проведения акций протестов остается не решенной. За последнее время наша партия два раза подавала заявление о проведении митингов. Недавно, я знаю, СДПТ совместно с предпринимателями столичного рынка "Заринсор" собиралась провести акцию протеста. Но митинговать нам не разрешили.
Поэтому лично я считаю, что было бы неплохо, чтобы власти нашей республики выделили определенное место для проведения таких мероприятий. Чтобы любой гражданин Таджикистана, в принципе, любой человек, мог прийти сюда и свободно, спокойно высказаться. И при этом никому не мешая.
Да, я в целом идею поддерживаю, хотя думаю, что у нашей власти пока что недостаточно воли, чтобы пойти на такой шаг. Но, повторюсь, это нужно сделать. Нужно дать нашим гражданам возможность использовать свои конституционные права.
… А вот представители правящей партии считают, что:
- Мы пока не готовы к этому. Не власть не готова, а наше общество, - говорит завотдела пропаганды, печати и информации Народно-демократической партии Таджикистана Усмон СОЛИЕВ. - У нас народ очень темпераментный, если мы создадим такой парк, там каждый день будут драки. Вы вспомните, что у нас было, когда певец Ораш приезжал…. Такой парк может и нужен, но идти к таким переменам нам нужно постепенно.
К тому же…
- У нас много других проблем, их нужно решать. У нас вон финансовый кризис, об этом и нужно думать, - считает соратник Солиева - руководитель аппарата НДПТ Джурахон БУРИЕВ.
…А что думают по этому поводу известные таджикские политологи?
- Любое государство, считающее себя демократичным, должно иметь публичное место, где люди различных мнений и точек зрения могли бы свободно обмениваться с другими людьми своими мыслями и позициями, - уверен председатель исполкома национальной Ассоциации политологов Абдугани МАМАДАЗИМОВ. - У нас такими местами служат базары (точнее рынки). Это традиционно места, где каждый может узнать о самых свежих новостях, слухах, но только без обратного контакта.
Аналог Гайд-парка нам нужен, но, думаю, что какую-то площадь под это дело отдавать не следует, мы все помним, что началось со сборища на двух центральных площадях….
Я думаю, в нашем случае властям можно предложить разбить парк у Комсомольского озера. Здесь, глядя на Дворец нации, любой желающий сможет сформулировать свое мнение и твердо отстаивать его...
Политолог Парвиз МУЛЛОДЖАНОВ в качестве места для будущего Гайд-парка тоже предложил пару незанятых никем мест:
- Но вообще-то, вся эта шумиха вокруг последнего заявления российского президента напоминает мне старый советский анекдот: "поспорили американец и советский гражданин, в чьей стране больше демократии. Американец говорит: вот я могу сейчас пойти в Белый дом, ударить кулаком по столу и сказать, что президент Рейган плохой руководитель - и мне ничего за это не будет. Русский ему отвечает: ну и что, я тоже могу сейчас пойти в Кремль, ударить кулаком по столу и сказать, что президент Рейган плохой руководитель - и мне тоже ничего не будет"
На самом деле идея создать российский Гайд-парк принадлежит не Дмитрию Медведеву, а одной из ведущих российских правозащитниц, которая во время недавней закрытой встречи с президентом РФ очень резко критиковала региональных начальников за их нежелание разрешать митинги оппозиции. В ответ Медведев, судя по стенограмме заседания, просто по своему обыкновению складно "порассуждал на тему", стараясь ничего лишнего не пообещать, но и никого не обидеть. В результате получилось, как говорится, "ни вашим, ни нашим": хорошо бы "посоветовать" открыть такой вот парк, где так "классно", для мирных демонстраций, "пусть посадят там деревья", но не рядом с Кремлем, как советовали правозащитники, а где-то подальше, но не слишком далеко. Неудивительно, что в целом отношение к будущему парку в среде оппозиции (которой полагалось бы по этому поводу жутко радоваться и искренне благодарить) заранее достаточно скептическое. На самом деле абсолютно зря, президент же посоветовал "сажать деревья", а не участников демонстраций, что само по себе уже большой прогресс по сравнению с прежними временами.
Применительно к нашей таджикской действительности слово "Гайд-парк" лучше всего рифмуется со словом "аквапарк", так что если инициатива будет поддержана, то лучшего места для него не найти. Во-первых, сам термин "аквапарк" (от латинского "аква"-вода) в наших условиях уже давно устарел и потерял всякий смысл - судя по всему нам с вами купаться там уже не придется, и скорее вода появится в Сахаре или Кызылкумах, чем здесь. А раз так, зачем такому месту, красивому, зеленому, да еще в центре города, зря пустовать. Деревья уже посажены, тумбочки и скамейки тоже есть, так что по этому пункту мы уже опередили россиян: пока они там будут раскачиваться и искать саженцы, мы - раз, и уже со своим символом демократии.
Или в качестве варианта можно предложить создать передвижные Гайд-парки. У нас же каждые полгода все равно что-то сносят и переносят. Так пусть на временно пустующих территориях размещаются такие вот парки. Например, снесли бар "Абриколь" и рынок, пока ничего не построили, так пусть местные торговцы на этой временно освободившейся территории занимаются развитием демократии и укреплением свободы слова. Все равно у них работы сейчас нет, и чем ходить по кабинетам и отрывать чиновников от дела, пусть выражают свои протесты в специально отведенном месте. Всем будет спокойнее, простым гражданам, так как никто не будет перекрывать движение и улицы, чиновникам, которых никто не будет беспокоить, а журналистам будет легче искать материал…
- Я, "За"! - говорит известный таджикский журналист Раджаби МИРЗО. - Свобода - это самое сладкое слово. Человек всегда стремится к ней. Конечно, человек, который уважает себя! Это не касается тех, кто просто существуют.
Поэтому Гайд-парк был бы идеальным местом встречи, площадкой для дискуссий и споров свободных людей. Нельзя забывать, что чем больше будет публичных мест, где люди могли бы открыто выражать свое мнение, тем меньше будет пространства для сплетен и слухов. Общество таким путем сможет точно найти своих сильных людей. А для властей это стало бы своеобразным источником информации из первых рук, конечно, если им это нужно, и если это сильная власть.
СМИ И СВОБОДА
"У нас сильна самоцензура"
Свобода слова - миф или реальность?
Размышляет завкафедрой международной журналистики Таджикского государственного университета, доктор исторических наук, профессор Ибрагим УСМОНОВ.
- ОДНОЗНАЧНОГО ответа на этот вопрос нет. В плане издания газет, журналов в нашей стране полная свобода действий. Все желающие могут стать издателями. Другой вопрос, что потом не все эти газеты выживают в современных экономических условиях. Много газет - "однодневок", которые в первых номерах всегда громко заявляют о том, что собрались переустраивать мир, общество. Однако этого запала хватает на несколько номеров. Потом все эти вновь открывшиеся газеты незаметно превращаются в ненужную макулатуру, не принося пользы обществу. А все дело в том, что у них нет цели, нет идеи. Наши СМИ сейчас учатся выживать в условиях рынка, печать превращается в предмет купли - продажи. А это не должно быть ее самоцелью.
Что же касается содержания наших СМИ, то и здесь существует большая проблема. На страницах таджикских газет плюрализм мнений очень слаб. Даже ведущие газеты, в том числе и ваша, выступают полунейтральным, полугласным тоном. Таким образом, социально-политические проблемы в нашем обществе освещены слабо.
С одной стороны, наши законы не ограничивают свободу слова. Но с другой - в журналистской среде очень сильна самоцензура. Именно она становится поводом затемнения свободы слова, ведет к мягкому, нейтральному тону. На развитие внутренней цензуры в СМИ оказывает влияние власть. И она очень умело пользуется нашими слабостями, приглашая журналистов на официальные презентации, в зарубежные поездки... Мы радуемся этому, и это уже есть повод для самоцензуры.
Однако свобода слова не означает, чтобы СМИ выступали против власти. Не в этом смысле свободы слова, ведь раскрыть правду жизни можно и спокойным тоном.
Чтобы в нашей стране появилась серьезная пресса, необходимы серьезные политические силы. И они у нас есть. Только вот у этих сил нет своих сильных средств массовой информации.
Подготовила Евгения КУТЬКОВА,
30.04.2009
|