М.Рашидов: СМИ - "священная корова" туркменской власти 16:15 04.05.2009
"Священная корова" туркменской власти
Ко Дню свободы прессы
"Те, кто носит шоры, пусть помнят, что в комплект входят еще удила и кнут" - Станислав Ежи Ленц.
Когда ко мне обратились с предложением написать материал о состоянии свободы СМИ в Туркменистане, я сначала решил отказаться. Зачем писать о том, чего нет. Более того, об этом уже существуют очень подробные исследования и публикации, приведена подробная статистика, а постоянный мониторинг состояния по этой проблеме проводят несколько профессиональных журналистских организаций. Но ряд событий, произошедших в последнее время, заставил меня изменить свое мнение и написать то, что следует ниже.
На вопрос о том, какие реальные перемены произошли в Туркменистане с момента прихода к власти нового президента, у совершенно разных сторон имеются совершенно разные мнения.
Туркменское руководство провозгласило новую эпоху в истории страны - "Эпоху Нового Возрождения". Понятное дело, под этим подразумеваются эпохальные сдвиги в политике государства, причем сразу во всех областях - во внешней, внутренней: социальной, общественной, экономической - и так далее. Заговорили туркменские власти и о правах человека вкупе с демократией. Сгоряча был выдвинут лозунг "Государство - для человека". Но потом государственная пропаганда одумалась и прописала: "… но и человек - для государства". Существенное дополнение, которое отражает истинный взгляд туркменской власти на такие мелочи, как права человека и основы демократии!
Вдруг о "существенных переменах в области демократии и прав человека" в Туркменистане заговорили и западные политики, причем даже те, кто ранее занимал совершенно бескомпромиссно отрицательную позицию по отношению ко всему, что связано с политикой туркменских властей, будь то соблюдение прав человека или стратегия сотрудничества Туркменистана по газовым вопросам с Россией и Китаем.
И только правозащитные организации все стараются увидеть хоть какие-то намеки на позитивные подвижки в стране. Стараются, но найти не могут. Некоторые организации даже в виде определенных авансов туркменским властям приседают в многозначительном реверансе, дескать, что-то уже с правами человека пора и сделать, мы знаем, вы способны. Но, кроме ряда мелких фактов, которые и истолковать трудно как некие "демократические подвижки", в демократический и правовой актив туркменских властей ничего внести нельзя. Увы.
Как быть и как оценить реальность перемен в туркменском (да и не только) обществе? Вот тут свобода СМИ и может служить той точкой отсчета, с которой можно начать этот замер. Так было и во времена оттепели и перестройки в СССР и в странах Восточной Европы. Так происходило в Иране, когда к власти приходили иранские "либералы"…
Снова - увы! Сравнения СМИ трех-пятилетней давности, еще ниязовских времен, и всех нынешних туркменских СМИ, включая газеты, ТВ и радио, говорят о том, что все параллели из прошлой жизни перекинуты в сегодняшнее настоящее. Отличия только в фигуре первого лица государства да постоянных напоминаниях о том, что уже настала "Эпоха Великого Возрождения", а не "Эпоха Вечно Великого Сапармурата Туркменбаши". Все остальное не претерпело значимых трансформаций. Все тот же культ личности, все те же славословия и благие пожелания, публичные президентские разносы членам правительства, сплошные праздники, демонстрации, успехи на трудовом фронте и фронте дипломатическом, нескончаемые благодарности президенту от аксакалов, детсадовцев, школьников, студентов, учителей, нефтяников, речников, моряков, врачей, водителей автобусов (троллейбусов и самолетов), научных сотрудников, коневодов (особенно), ткачих, прядильщиц, архивариусов, нотариусов, певцов, музыкантов, танцоров и всего прочего туркменского народа. Степень идеологии патернализма - покровительственного отношения государства к своим гражданам, возведенного в абсолют, ничем не отличается от ниязовских времен.
Так что этого теста на демократические намерения и их осуществление новые туркменские власти не прошли. И все западные чиновники, которые уже поют "демократическую осанну" Бердымухамедову, более чем лукавят. Попросту врут. Им нужен туркменский газ. А демократия, права человека и свобода прессы стала разменной монетой в торговле за газ. И им стоило бы понять, что все авансы, что они дают туркменским властям в надежде на взаимные уступки, воспринимаются туркменскими властями не так! Они воспринимаются не как аванс за будущие демократические уступки, а именно как оплата за уже сделанное! А ведь ничего не сделано. И в этом может убедиться каждый, кто пролистает газеты ниязовских времен и газеты сегодняшние.
Вообще у туркменских властей существуют несколько "священных коров", которые ни в коем случае не будут затронуты никакой трансформацией. Ибо именно они являются стержнем, становым хребтом нынешней власти. И сколь бы соблазнительными ни были посулы западных демократий, никогда туркменская власть не поступится принципами и не отдаст ни одну эту "корову" на заклание. Никогда!
К числу этих "коров" можно причислить тайны, которые окружают истинные данные о запасах газа на территории Туркменистана, государственный бюджет страны, вернее - истинные данные о размерах поступления валюты за продаваемый газ и о реальном месте хранения этих денег, о местонахождении и состоянии политических заключенных.
Среди них есть и "корова" под названием "средства массовой информации", которую власти никогда, повторяю, никогда не позволят сделать свободной и независимой. Ведь сразу у свободной и независимой прессы возникнут вопросы к самой власти. О реальных запасах газа, о деньгах, которые поступают в бюджет страны за продаваемый газ, о целесообразности тех или иных абсурдных строек и прочих необъяснимых, но не менее абсурдных государственных тратах, о коррупции и кумовстве в правительстве, о некомпетентности государственных чиновников, о состоянии заключенных в туркменских тюрьмах, о взятках на таможне, бирже, в ВУЗах, детских садах и школах да и о взятках вообще, о правах национальных меньшинств, о большой лжи про "свободный и доступный" интернет, о "черных списках" невыездных, о том же самом культе личности… Перечислять все это можно очень долго.
И ответ на вопрос о том, когда же, наконец, в Туркменистане появится свободная пресса, будет коротким и однозначным - никогда. Ибо разрешив прессе быть свободной и независимой, власть разрушит тот самый "становой хребет", на котором вся она и держится. Ибо власти легче лгать и скрывать все проблемы в государстве и обществе, чем позволить говорить о них. Лгать своему народу и мировой общественности - это просто, как дважды два.
Наша власть до крайней степени нарциссизма влюблена в самое себя и настолько уверена в своей непогрешимости, что любую критику в свой адрес власть воспринимает как "измену родине", "измену народу", хотя и то, и другое олицетворяет далеко не в полной мере. Не хватает у власти легитимности и нет у нее опоры на народ, на общество. Власть не доверяет своему народу, впрочем, как и народ - своей власти.
Именно поэтому власти Туркменистана продолжают полностью контролировать интернет: блокируют сайты, "нежелательные" для посещения, контролируют электронную переписку. На вопрос, заданный одному из сотрудников компании-монополиста по предоставлению услуг доступа в интернет, когда же наконец, интернет в Туркменистане станет быстрее, он ответил, что мощности его компании позволяют увеличить скорость, но не позволяет это сделать мощность компьютеров министерства национальной безопасности, которые фильтруют всю входящую и исходящую электронную почту и отслеживают факты обращения к "вражеским" сайтам.
Именно поэтому власти до сих пор не разрешили свободную подписку для граждан на иностранные газеты и журналы. Широко разрекламированная кампания о проведении такой подписки является очередной ложью. Подписка разрешается отдельным указом президента только на шесть месяцев и исключительно государственным учреждениям. Эти газеты и журналы все так же недоступны простым людям.
Именно поэтому практически сразу после прихода к власти Бердымухамедов начал борьбу со спутниковыми антеннами - единственным реальным информационным окном в свободный мир. И только возмущение и вмешательство западных дипломатов и политиков вовремя заставили власти сдать назад, хотя процесс демонтажа антенн тихо продолжается и сейчас.
Именно поэтому при прохождении таможенного досмотра в ашхабадском аэропорту таможенник задает все время один и тот же вопрос: "Есть ли в багаже запрещенные и подрывные материалы?". Хотя самым подрывным материалом, дискредитирующим весь государственный строй Туркменистана является вся туркменская пресса, которая пишет обо всем, только не о том, что на самом деле интересует общество и чем оно живет.
Именно поэтому туркменские власти категорически отказываются выдавать визы независимым журналистам и представителям иностранных СМИ. Кого все же пускают в Туркменистан, строго опекают и показывают только то, что является гордостью туркменской власти, а никак не проблемные места. Всех туркменских граждан, кто посмел встретиться с иностранными журналистами, специальные органы вносят в специальные списки - от "неблагонадежных" до "изменников родины", в зависимости от степени близости общения.
Именно поэтому туркменские власти никогда не разрешат прямую трансляцию и ретрансляцию ни одного иностранного телевизионного или радио канала, пусть даже развлекательного. Не зря же в свое время запретили все турецкие и российские ТВ-каналы. Последним пал российский радио-"Маяк".
Именно поэтому туркменские власти устроили настоящую охоту за теми, кто, по их подозрению, пишет или потенциально мог бы писать материалы для иностранных СМИ. Угрозами им лично и их родственникам, запретами на выезд из страны, психологическим давлением, прослушиванием телефонов власти заставляют замолчать последние голоса здравого смысла не потерявших рассудка в стране вечного абсурда людей.
И все эти "именно поэтому…" необходимо принять во внимание всем, особенно западным дипломатам и политикам, которые сейчас раздают демократические авансы туркменским властям и лично президенту Бердымухамедову. Не будет в Туркменистане ни демократии, ни свободной прессы как составной и неотъемлемой ее части! И американским, и европейским чиновникам стоит быть готовым к этому, как и к последующим вопросам от западных правозащитников и западного общества вообще. Но это будет потом, сейчас все политики рвутся к туркменскому газу.
Сильно удручает совершенно плачевный уровень туркменской журналистики. Призванные в начале 90-х годов на фронт создания идеологии башизма, туркменские журналисты не просто потеряли квалификацию, они уже мыслят только идеологическими штампами. А все несогласные были выкинуты с работы, арестованы, убиты. Многие, сохраняя свое достоинство, просто занялись другими делами, а в большинстве своем просто покинули страну. И не спасет ситуацию недавно открытое отделение журналистики в национальном университете - там изначально и целенаправленно готовят бойцов идеологического фронта. Иностранные лекторы проведенного месяц назад семинара ОБСЕ по журналистике были просто в шоке от уровня квалификации и степени критического мышления туркменских журналистов. По словам одного из преподавателей этого семинара, ниже уровень только у северокорейской прессы.
Не стоит расслабляться и "последним из могикан" туркменской журналистики. Если вас еще не арестовали и не устроили обыск у вас дома с изъятием вашего компьютера, это не значит, что за вами перестали следить и строить в отношении вас вполне определенные планы. Просто власти сейчас не нужны лишние скандалы с западными правозащитниками, чиновниками и дипломатами. Слишком сильно туркменская власть хочет получить "газовое окно" в Европу, чтобы ссориться с европейцами и американцами из-за каких-то борзописцев и бумагомарак.
Но как только будут подписаны первые длительные контракты на поставки газа, как только ляжет первая труба или (не дай Бог!) наоборот - подписание таких контрактов сорвется, будьте уверены, за вами снова придут! И неважно, что вам "предъявят" в качестве обвинения: неуплату штрафа за переход улицы в неположенном месте, изготовление и хранение наркотиков, изготовление и распространение порнографии или рытье тоннеля Ашхабад - Бомбей - статья на вас обязательно найдется. Найдется и камера в тюрьме, и свободная койка в палате психбольницы, и ножичек обкурившегося наркомана…
Заканчивая свой опус на тему свободы прессы в Туркменистане и подыскивая фразы для эпилога, хотел было привести слова Юлиуса Фучика: "Люди, будьте бдительны!" Но понял, что это будет лишь избыточным пафосом. Все и про все и так знают. Кто хочет быть обманутым, тот им и будет. Запуганные туркменские журналисты давно боятся собственной тени. "Бдительным" западным демократам и дела нет до свободы прессы в Туркменистане, а туркменские власти уже давно дали понять, что никаких свобод не будет вовсе, и держат про запас набор мер воздействия. Все все знают и всем все понятно…
Английский журналист Ханнен Суоффер как-то с юмором описал английскую прессу: "В Англии свобода печати означает свободу печатать те предвзятые мнения владельца газеты, против которых не возражают рекламодатели". В Туркменистане и владелец газет, и рекламодатель - одно и то же лицо, президент.
Так было, так есть и так будет. Настолько долго, насколько позволит туркменский народ.
Меред Рашидов 04.05.2009
|