А.Моджумдар: Природоохранная инициатива дает Афганистану надежду на реконструкцию страны 18:13 05.05.2009
АФГАНИСТАН: ПРИРОДООХРАННАЯ ИНИЦИАТИВА ДАЕТ НАДЕЖДУ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ СТРАНЫ
Мустафа Захир вспоминает, что когда он был подростком, люди отправлялись за тысячи километров, чтобы подышать свежим, бодрящим воздухом Кабула. Тогда Афганистан входил в число туристических маршрутов и славился своими прозрачными озерами, захватывающими дух горными видами, цветущими садами с ветвями, сгибающимися до земли под тяжестью плодов. В страну приезжали целыми семьями, здесь пролегали пешие тропы хиппи. "Сегодня, – говорит внук Захир-шаха, последнего монарха Афганистана, Захир, – если вдохнешь воздух Кабула, то легкие наполнятся отравой".
Захир решил направить свое недовольство в позитивное русло, в русло надежды. 22 апреля он, будучи главой Национального агентства по охране окружающей среды, объявил о создании в Афганистане первого национального парка, включающего в себя величественные озера Банд-и-Амир в центре афганского высокогорья.
Непрекращающийся конфликт в Афганистане, неотложные гуманитарные нужды и бесконечная нищета не позволяют должным образом сосредоточить внимание на таких долгосрочных задачах, как защита окружающей среды. Однако предпринимаемые в последние несколько лет усилия начали, наконец, давать свои плоды: заложена база для проведения широкомасштабных природоохранных работ по сохранению и восстановлению быстро исчезающих национальных природных ресурсов. В отличие от многих других стран, пытающихся проводить природоохранные программы, инициируемые в верхах, афганские власти избрали другой подход, поставив во главу угла усилия местных жителей.
Может показаться, что озера Банд-и-Амир – не самое логичное решение при выборе первого объекта для реализации проекта по сохранению биологического разнообразия Афганистана, учитывая факт сильного истощения природы этих мест за три последние бурные десятилетия, отмечает директор афганского отделения Общества по охране дикой природы Питер Смолвуд (Peter Smallwood). Определяющим фактором при выборе этой площадки в качестве первого национального парка стала ее популярность, говорит он.
Руководитель проекта Экологической программы ООН Белинда Боулинг (Belinda Bowling), сыгравшая ключевую роль в выработке природоохранного законодательства, разделяет это мнение. "В мире немного мест, красивых такой естественной красотой. Это уникальное геологическое и эстетическое место. В плане биологического разнообразия его значение не так велико, но оно является самым посещаемым в Афганистане", – сказала она EurasiaNet.
Как гласит легенда, цепочка этих бирюзовых озер и гигантских плотин из известкового туфа является творением Хазрата Али, зятя пророка Мухаммеда. Народные сказания вкупе с поразительной природной красотой и сравнительной безопасностью этих мест делают Банд-и-Амир привлекательным как для местных, так и иностранных туристов. Несмотря на вооруженные столкновения в других частях страны, в окрестностях Банд-и-Амир сравнительно безопасно, и здесь присутствует некоторая туристическая инфраструктура, что дает возможность наглядно продемонстрировать связь между сохранением природы и притоком денежных средств.
Население Аджарской долины – лесистой местности к северу от Банд-и-Амир, некогда являвшейся охотничьими угодьями афганского монарха – изначально весьма враждебно восприняли идею создания охраняемой зоны. Теперь же, по словам Питера Смолвуда, они попросили помочь и им, убедившись на практике, какие дивиденды приносит эта затея населению Банд-и-Амир. Теперь Аджар может стать вторым национальным парком страны.
Примером применяемого в Афганистане подхода к охране окружающей среды является Мохаммад Аюб Алави (Mohammad Ayub Alavi), специалист Общества по охране дикой природы. Имея на руках диплом геолога, Алави входит в немногочисленную и привилегированную группу афганцев, изучавших английский язык за рубежом. Он мог бы найти гораздо более высокооплачиваемую работу в Кабуле или даже за границей, но предпочел остаться в Банд-и-Амире, главным образом из-за удовлетворения, которое приносит ему эта работа. "Я надеюсь, что основав здесь национальный парк, мы дадим возможность создать рабочие места и для других людей", – говорит он.
Истощению природных ресурсов Афганистана в последние десятилетия борьбы и лишений способствовали и экономические факторы. Гигантские старые орешники в лесистой местности Нуристана насчитывают двести-триста лет. "Эти деревья отправляются в Пакистан, где из них делают красивую мебель и переправляют в страны Залива", – говорит Питер Смолвуд.
Ведение натурального сельского хозяйства в богатом биологическим разнообразием Ваханском коридоре на северо-востоке Афганистана привело к тому, что все земли здесь теперь отданы под пастбища. Мертвый баран Марко Поло, занесенный в Красную книгу, здесь ценится гораздо выше живого, сетует Смолвуд. "Живой он бы поел траву, которую можно было бы скормить домашнему скоту, а так это мясо, да еще бесплатное", – подчеркивает эколог. Задача состоит в том, чтобы это животное ценилось в живом состоянии. А добиться этого можно, увязав в сознании людей его присутствие с идеей привлечения туристов в этот район.
Перенос небольших производств, загрязняющих берега озер, было в Банд-и-Амир непростой задачей. Главную роль в этом начинании сыграла воля и и решимость руководителя провинции Бамиан, единственной женщины-губернатора в Афганистане Хабибы Сароби (Habiba Sarobi). Тем, кто не тянул с переездом, в качестве стимула предоставлялись кирпичи и стропила. Зачастую определяющую роль в неприятии населением задуманных мер или их положительном отношении к ним могут сыграть небольшие шаги. "Нам надо реализовать проект, в котором будет участвовать все население, – говорит Алав. – Главной надеждой для нас является проект экотуризма. Без избранного нами подхода этот проект будет обречен на неудачу".
Стране еще придется пройти долгий путь до создания полноценной природоохранной базы. Даже провозглашение первого национального парка еще должно получить одобрение в парламенте. Но первые шаги в этом направлении уже принесли свои немаловажные плоды. Впервые после многих лет конфликта в Афганистан, по словам Смолвуда, возвращаются фламинго. Были замечены даже сибирские журавли, занесенные в списки особо охраняемых видов многих стран. Для Афганистана, по-прежнему живущего в состоянии политической и экономической неопределенности, возвращение этих видов птиц стало символом веры в будущее страны.
От редактора: Аунохита Моджумдар является независимым индийским журналистом. Проживает в Кабуле. Последние 18 лет занимается освещением событий в южноазиатском регионе.
4.V.2009
|