Нурани: Нефтяной шантаж. Россия грозит Евросоюзу "нефтяными неприятностями" за поддержку проекта Одесса-Броды 11:56 06.05.2009
"Нефтяной шантаж" Вице-премьер РФ Игорь Сечин пригрозил Евросоюзу "нефтяными неприятностями" за поддержку проекта Одесса-Броды
Россия и Европа находятся на пороге "газовой войны", ключевую роль в которой может сыграть Азербайджан - и как главный "приз", и как ведущий самостоятельный "игрок". По мнению многих аналитиков, фактическое объявление войны со стороны России последовало на прошедшем в Москве традиционном заседании постоянного совета "Партнерства по энергетике Россия-ЕС". Как указывает газета "Коммерсантъ", в ходе своих переговоров с еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пиебалгсом вице-премьер РФ Игорь Сечин прямо заявил, что действия и планы ЕС уже в ближайшее время могут привести к острому энергетическому кризису. "Господин Сечин заявил, что январская трагедия получит катастрофическое продолжение, если ЕС откажется совместно с Россией финансировать закачку газа в украинские хранилища. Вице-премьер также выступил против реализации еще одного европейско-украинского проекта, запуска нефтепровода Одесса-Броды в обратном направлении, предупредив, что в Европе в этом случае могут начаться перебои с нефтью," - указывает "Коммерсантъ".
Строго говоря, повестка дня переговоров была куда шире. Прежде всего в ходе переговоров в Москве Андрис Пиебалгс отметил, что Евросоюз не поддерживает российскую инициативу о пересмотре Энергетической хартии - с подобным предложением выступил президент России Медведев во время своего визита в Финляндию. Однако "предупреждение" Сечина в отношении проекта Одесса-Броды заслуживает во всяком случае не меньшего внимания.
Формально господин Сечин говорил о технических сторонах вопроса: дескать, украинская газотранспортная система построена таким образом, что в теплое время года в Киеве закачивают газ в подземные хранилища (ПХГ), а в холодное сами расходуют поставляемый российский, а в Европу прокачивают "запасенный", Теперь же в Киеве сократили закупки, ожидая снижения цен, а газ из хранилищ выбрали еще во время зимней "газовой войны". Но с трубопроводом Одесса-Броды вопрос сложнее. Как уверял Сечин, "проблема вовсе не в том, что российская компания "Транснефть" больше не сможет использовать ответвление от нефтепровода "Дружба" в направлении Одессы. "Мы можем эти десять миллионов (тонн нефти.- "Ъ") и на другом направлении переварить,- заверил вице-премьер.- Запуск (трубы Одесса-Броды.- "Ъ") в обратном направлении - это запрет поставки российской нефти в сторону НПЗ Словакии, Чехии и Венгрии". Что, по мнению господина Сечина, чревато новыми рисками для поставок энергоносителей из РФ в Европу." Вслух Сечин обозначил лишь одно: "Если мы теоретически предположим, что это нефть Каспийского региона, тогда все транспортные расходы лягут на европейского потребителя". И вообще потребуется модернизация НПЗ под новые параметры нефти, "а это миллиарды долларов". И прямо пообещал, что в таком случае в Европе может возникнуть полноценный "нефтяной кризис" - в дополнение к газовому.
В ответ Андрис Пиебалгс, если верить "Коммерсанту", посоветовал "вести переговоры в атмосфере, которая не свидетельствовала бы о том, что завтра наступит катастрофа".
Теоретически, наверное, можно поверить, что вице-премьер и один из самых влиятельных членов команды Путина Игорь Сечин просто пытался снизить в глазах ЕС "транзитный рейтинг" Украины. На самом же деле Москва попросту обещает наказать Евросоюз за интерес к альтернативным путям транспортировки энергоносителей, прежде всего из Прикаспия. И Москве здесь, отмечают эксперты, без сомнения, есть что терять. В самом деле, до последнего времени энергетическая сфера была в отношениях России и ЕС этаким образцом сотрудничества. Однако две "газовые войны", причем с политическим подтекстом, не оставили сомнений: в Европе все больше тех, кто стремится снизить зависимость своих стран от российских энергопоставок. Которые Москва легко превращает в "трубопроводное оружие". У него, конечно, есть ряд достоинств: войну всегда можно замаскировать убедительными "коммерческими" лозунгами, а бизнес - дело святое. Но есть и заметный недостаток: оружие это сугубо одноразовое. И теперь Россия, по всей видимости, пожинает плоды собственных попыток наказать сначала Украину и Грузию, а затем и всю Европу за интерес к тем же Украине и Грузии. Решающим событием здесь, по всей видимости, стал тот самый "газовый саммит" в столице Болгарии. Эстонское русскоязычное издание "Вести недели день за днем" комментировало недавний "газовый саммит" в Софии с немалой долей иронии: "В мире запахло газом, а для России дело запахло керосином. На прошедшем в Софии газовом форуме добиться своего россиянам не удалось: страны Евросоюза не торопятся включать газопровод South Stream в число приоритетных европейских проектов. Зато все более реальными становятся перспективы трубопровода "Набукко", который позволит европейцам диверсифицировать поставки газа, то есть получить некоторую независимость от "Газпрома"." EUobserver.com в свою очередь по горячим следам того же софийского саммита указывал: "Кто мог предугадать всего пару недель назад, что один из самых надежных друзей России в ЕС Болгария станет местом активных выступлений Европы против российских энергетических интересов?" Прошедшую 24-25 апреля в Софии энергетическую конференцию в Москве планировали превратить в бурную презентацию "Южного потока", но результат получился обратным ожидаемому. Причем решающую роль сыграл тот факт, что накануне София решительно отказалась предоставить "Южному потоку" свою газовую инфраструктуру, что могло сделать российский проект более конкурентоспособным по сравнению с "Набукко". "После январского газового кризиса Болгария четко уяснила для себя, что близкие связи с Кремлем не превращаются автоматически в реальные газовые потоки в трубопроводах," - отмечает портал, и очевидно, что эти выводы делаются не только в Софии.
При этом очевидно и другое. Реальной альтернативой для Европы на сегодня являются прежде всего энергоносители прикаспийских стран, и прежде всего Азербайджана, который к тому же располагает необходимой инфраструктурой для вывода нефти и газа на европейский рынок. Более того, Азербайджан на сегодня - это единственное "окно в Европу" и для энергоносителей стран Центральной Азии, прежде всего Туркменистана, в отношении которого у ЕС большие планы, и Казахстана. А это значит, что именно Азербайджан остается в новой "газовой игре" и ключевым игроком, и главным "призом". НУРАНИ 6.05.2009
|