"Эхо": Иран - "обратный отсчет". Израиль продолжает подготовку к нанесению военного удара по Ирану 11:58 06.05.2009
Новый глава МИД Израиля Авигдор Либерман отправился в первое европейское турне. Ему, по мнению большинства экспертов, предстоят сложные переговоры: как пишет The Guardian, Израиль грозится исключить ЕС из "ближневосточного квартета", а Брюссель замораживает планы расширения отношений с Израилем. "По словам брюссельских дипломатов, Либерман сознательно выбрал для визитов самые произраильские государства-члены ЕС: Италию, Францию, Германию и Чехию, чтобы попытаться повлиять на исход бурных споров о политике ЕС в отношении кабинета Нетаньяху", - пишет газета, уточняя, что Еврокомиссия и несколько государств-членов ЕС требуют приостановить план расширения отношений с Израилем, пока правительство Нетаньяху не обязуется способствовать созданию независимого палестинского государства.
Однако австрийская Die Presse отмечает и другой пункт повестки дня европейских переговоров Либермана. По ее сведениям, глава МИД Израиля хочет убедить европейцев в опасности, которую представляет Иран. И приводит заявление Либермана в Риме: по его словам, ядерная программа Ирана является дестабилизирующим фактором для всего мира, а европейцы действуют "непоследовательно" в отношении Ирана. В Лондоне и Берлине понимают всю серьезность иранской угрозы, но при этом Германия активизирует торговые связи с Тегераном. Европейцы же, в свою очередь, ждут ответов на вопрос о том, какую политику Израиль намерен проводить в отношении палестинцев и Сирии, заключает издание. А французская Le Figaro уверена, что Израиль начинает дипломатическое наступление против Ирана, чтобы убедить своих европейских и американских партнеров, что иранская угроза - более насущная проблема, чем палестино-израильский конфликт: "Мы должны подчеркнуть, что в настоящий момент самой главной проблемой на Ближнем Востоке является Иран; Иран, становящийся ядерным и становящийся, если уже не ставший, дестабилизирующим фактором для всего мира", - цитирует газета Либермана.
В свою очередь, израильская "Едиот Ахронот" со ссылкой на французский еженедельник L"Express указывает: израильские ВВС, по всей видимости, уже приступили к "репетициям" удара по Ирану. Израильская авиация провела учения над Гибралтаром, в ходе которых отрабатывались действия пилотов при нанесении ударов по целям, расположенным на большом удалении от аэродромов, и эти учения стали частью подготовки ВВС Израиля к нанесению ударов по ядерным объектам в Иране. Самолеты условно разбомбили цели, расположенные на расстоянии 3800 километров от базы, что стало подтверждением намерения Израиля уничтожить иранскую атомную промышленность в случае, если Тегеран не откажется от ее дальнейшего развития. Как напоминает газета, двумя неделями ранее в британской прессе уже появлялись сообщения о том, что израильское командование готовится нанести удар по Ирану в ближайшие дни.
Другое влиятельное израильское издание - The Jerusalem Post - пишет, что командование сил ПВО Израиля в последнее время начало вызывать на еженедельные сборы резервистов - специалистов по управлению противоракетными комплексами Arrow и Patriot. "Мы усердно работаем, чтобы быть готовыми к иранской угрозе. Тренируемся к отражению массированного ракетного обстрела, уничтожению разделяющихся боеголовок и другим возможным сюрпризам. Необходимо, чтобы все, включая резервистов, находились в высшей степени готовности", - пояснил один из высокопоставленных офицеров ВВС страны. Тренировки, пишет газета, проводятся в преддверии начала возможного конфликта с Ираном. Израильский Генштаб полагает, что в случае нанесения удара по ядерным объектам Тегерана в ответ иранцы могут запустить десятки баллистических ракет большой дальности. Источники при этом подчеркивают: еще в сентябре 2008 года Пентагон уведомил Конгресс США о получении запроса от правительства Израиля на поставку 1000 малогабаритных управляемых авиабомб GBU-39, способных эффективно поражать бункеры и другие укрепленные объекты. А летом того же года Израиль официально представил новый самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) Eitam, который в случае нападения на Иран будет играть ключевую роль в обеспечении безопасности и наведении на цель пилотов бомбардировщиков.
В том, что "иранская угроза" - это, увы, не пропагандистский миф, сомневаться не приходится. Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад, выступая 3 мая в иранском Кередже, посоветовал лидерам стран, которые способствовали созданию Государства Израиль, "завершить сионистский проект". "Спонсоров" этого "проекта" он поименно называть не стал, но в Израиле не сомневаются: свой призыв президент Ирана адресовал не нескольким тысячам жителей Кереджа, а руководителям США, ООН и Европейского союза, и, отчасти, к России (являющейся правопреемником СССР). Дескать, если "спонсоры сионистов" (прежде всего США) сами не прекратят поддерживать "проект Израиль", то "угнетенные народы" (к коим он относил весь мусульманский мир) будут вынуждены самостоятельно "решать проблемы искоренения". "Вы всегда защищали сионистский режим и называли "террористами" законно избранное палестинское правительство, оказывавшее сопротивление и защищавшее права своего народа. Но эра, когда этот ваш фальшивый режим был способен кого-либо запугивать, подходит к концу. И у вас нет иного выбора, нет иного решения, кроме прекращения поддержки этого проекта", - цитирует выступление Ахмадинеджада агентство Fars.
Эксперты, впрочем, предупреждают: в то время как Ахмадинеджад уверяет, что "сионистский режим" уже никого не сможет "запугать", в реальности на Ближнем Востоке мало кому придет в голову сомневаться в военной мощи Израиля. В особенности если придется наносить точечные удары по ядерным объектам, а не "вычищать" боевиков, прикрывающихся мирным населением, из Газы или Бейрута. А традиционная ставка на то, что, дескать, "мусульманский мир" не позволит Израилю нанести удар по Ирану, тоже может не сработать: те же арабские страны Залива, судя по всему, считают Иран куда более реальной и серьезной, чем тот же Израиль, угрозой для себя, и вовсе не приходят в восторженную эйфорию от перспективы того, что завтра у этой страны с весьма агрессивным режимом у власти появится ядерная бомба и средства ее доставки.
Так или иначе, накануне намеченных на июнь нынешнего года президентских выборов в Иране здесь растет число политиков, которые стремятся заявить о себе как об "умеренных" лидерах, готовых нормализовать отношения с Западом, И порой в этом амплуа пытаются предстать совсем уж неожиданные фигуры. Так, о своей готовности сотрудничать с США и другими странами Запада в области безопасности заявил кандидат на пост президента Ирана от консервативной партии Мохсен Резаи, бывший командующий Корпусом стражей исламской революции (КСИР) в период ирано-иракской войны. Иранское новостное агентство Press-TV сообщает: в ходе своей первой предвыборной пресс-конференции Мохсен Резаи заявил, что намерен спасти страну и "увести ее с гибельного пути", избранного нынешним президентом Махмудом Ахмадинеджадом.
Однако вся пикантность ситуации состит в том, что Резаи разыскивается Международной уголовной полицией Интерпол по подозрению в нападении на Еврейский общинный центр AMIA в Буэнос-Айресе ( Аргентина). Этот теракт произошел 18 июля 1994 года. Взрыв заминированного автомобиля разрушил семиэтажное здание еврейского центра аргентинской ассоциации AMIA в Буэнос-Айресе. В результате этого преступления погибли 85 человек, более 300 получили ранения различной степени тяжести. А двумя годами ранее в результате атаки на израильское посольство в Буэнос-Айресе погибли 22 человека.
Резаи был объявлен в международный розыск в 2007 году - в числе пяти других подозреваемых в этом теракте. Среди них - бывший министр информации и безопасности Ирана Али Фалайян и трое иранских дипломатов, сотрудников представительства в Аргентине.
Есть ли у Резаи реальные шансы оказаться избранным на пост президента Ирана - вопрос открытый. Тем более трудно представить себе, что политик с таким послужным списком окажется в состоянии нормализовать отношения Ирана с окружающим миром. Однако появление такой фигуры, как Резаи, в числе тех, кто стремится заявить о себе как о кандидате, который в случае своей победы "нормализует" отношения Ирана с внешним миром, говорит о многом.
НУРАНИ 6.05.2009
|