World Politics Review: Американо-иранское сотрудничество - Nabucco как стимул 01:54 07.05.2009
Годами аналитики доказывали, что газопровод Nabucco, строительство которого поддерживают США и который должен доставлять газ из района Каспийского бассейна в Европу через Турцию - то есть в обход России, - чтобы экономически себя оправдывать, должен принимать иранский газ. Однако участие Ирана в проекте, нацеленном на снижение европейской энергетической зависимости от импорта российского газа, казалось американским властям немыслимым, ведь противодействие иранским амбициям до недавних пор было для Вашингтона еще важнее противодействия российским.
Возможно, сейчас положение изменилось. Белый дом назначил нового представителя по евразийским энергетическим вопросам Ричарда Морнингстара (Richard Morningstar), занимавшегося энергетической дипломатией в администрации Клинтона и имеющего репутацию хитроумного дипломата. Именно Морнингстар играл ключевую роль в осуществлении проекта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, считающегося последним на данный момент сильным ходом США в энергетической игре, развернувшейся в Центральной Азии.
В конце апреля на конференции по энергетике, проходившей в Болгарии, Морнингстар не стал исключать участие Ирана в проекте Nabucco, намекнув, что открытие иранского энергетического сектора может стать "стимулом" для улучшения отношений в других областях.
"Разумеется, в настоящий момент иранский газ создает определенные неудобства для Соединенных Штатов и для других причастных к проекту стран", - заявил он, добавив при этом: "Мы хотим сотрудничать с Ираном, но:. мы надеемся, что с его стороны последует положительная реакция, и мы сможем разрешить часть остающихся вопросов".
За день до этого, другой американский дипломат предположил, что Туркменистан, входящий в пятерку стран с наибольшими в мире запасами газа, но сейчас экспортирующий его почти исключительно по российским трубопроводам, мог бы теснее сотрудничать с Ираном. Ранее США выступали за строительство трубопровода через Каспийское море, по которому газ из Казахстана и Туркменистана шел бы на Запад, в Европу, через Азербайджан, Грузию, Турцию. Однако заместитель помощника госсекретаря США Джордж Крол (George Krol), выступая на конференции по энергетике в столице Туркменистана Ашхабаде, предположил, что Туркменистан мог бы вместо этого поставлять газ на Запад через Иран.
В то же время, Морнингстар, по-видимому, сделал попытку уменьшить напряженность, возникшую между Россией и Западом из-за Nabucco. На конференции в Болгарии он также заметил, что трубопроводу придается чрезмерное значение. "Трубопроводы - это лишь часть головоломки. Nabucco - не святой Грааль, который позволит нам решить все вопросы сразу", - заявил он.
Иран годами добивался участия в проекте Nabucco, и доступ к европейским рынкам газа, безусловно, с точки зрения Тегерана будет выглядеть весомым аргументом в пользу улучшения отношений с Америкой. Для России, в свою очередь, это стало неприятным сюрпризом. Премьер-министр Владимир Путин, намеревавшийся посетить конференцию в Болгарии, в последний момент отказался от этой идеи. Российская пресса в связи с этим предположила, что Путин понимал, что Россию собираются осадить и не желал при этом присутствовать.
Если рассмотреть эти шаги в совокупности, они будут выглядеть повторением дипломатического гамбита, который администрация Обамы предприняла несколько раньше, когда президент Обама направил российскому президенту Дмитрию Медведеву "секретное" письмо, предложив отказаться от планов создания ПРО в Восточной Европе в обмен на сотрудничество России в противодействии ядерной программе Ирана.
В обоих случаях новая администрация давала понять, что у нее есть далекоидущие планы, подразумевающие одновременное решение нескольких проблем, в то же время заставляя русских с иранцами гадать, каковы ее истинные мотивы. Письмо о ПРО пока не принесло серьезных плодов, однако все же снизило уровень напряженности вокруг вопроса и еще может проложить путь для его решения в будущем.
Предложение участия в Nabucco может произвести тот же эффект, став конкретным примером ощутимых изменений в политике, сопровождающих новый тон администрации Обамы в отношении Тегерана. В этом качестве, оно путает все расчеты Ирана и России - на энергетическом фронте, и не только.
Джошуа Кучера - независимый журналист, работающий в Вашингтоне ("World Politics Review", США)
06 мая 2009
|